24 адара 5577 года (17 марта 1817 года) — Александр I запрещает кровавые наветы.
В этот день царским указом было объявлено, что обвинения евреев в использовании крови христианских детей для приготовления мацы, обвинение, приводившее на протяжении столетий к гибели евреев, является ложью, но сто лет спустя антисемиты попытались возродить кровавый навет, инициировав т.н. «дело Бейлиса».
24 адара-I 5700 года (4 марта 1940 года) — Шестой Любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) оставляет Ригу.
В этот день ребе Раяц с семьей выехал из Риги через Стокгольм в Гетеборг, чтобы оттуда отплыть в США.
25 адара 3364 года (397 год до н.э.) — Смерть вавилонского правителя Навуходоносора.
В этот день умер Навуходоносор (на иврите — Навухаднецар, вавилоняне звали его Набукудуриуссур), правитель Вавилонской империи, 26 шестью годами ранее захвативший Иерусалим и разрушивший Первый Храм.
25 адара 5525 года (18 марта 1765 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама-Гершона Кутовера, шурина рабби Баал Шем-Това.
Еще живя в местечке Окуп рабби Исраэль Баал Шем-Тов стал членом тайного союза каббалистов-нистарим (т.е. «скрытых праведников). Тогда ему было 14 лет, но уже к 18 годам он играл заметную роль среди нистарим, хотя внешне ничем не выделялся среди остальных евреев. Достигнув 18-летия рабби Исраэль отправился в Броды, где зарабатывал обучением маленьких детей. Затем он женился на дочери купца, рабби Авраѓама, однако сын купца, раввин местечка Броды, поначалу крайне прохладно встретил шурина, выглядевшего полным невежей и совершенно не желавшим учиться (рабби Гершон пытался поднатаскать его в еврейских науках, но шурин оказался совершенно «неспособен» к учебе). Отношения между двумя родственниками не складывались и рабби Гершон даже предложил сестре уехать из Брод, чтобы не позорить его родственником-невежей и лентяем.
Молодые уехали, однако, когда рабби Баал Шем-Тов открылся и начал распространять хасидизм, рабби Гершон стал одним из самых верных и преданных его учеников.
Впоследствии рабби Гершон вместе с группой хасидов переехал в Эрец-Исраэль, поселившись в Хевроне и в Иерусалиме.
25 адара 5661 года (16 марта 1901 года) — День рождения супруги Ребе, ребецн Хаи-Мушки.
Она родилась в белорусском местечке Бабиновичи неподалеку от тогдашней хабадской «столицы» — Любавичей и была второй дочерью предыдущего, шестого, Ребе — рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц) и внучкой пятого Ребе — рабби Шолом-Дов-Бера (ребе Рашаб). По просьбе деда, ребе Рашаба, девочку назвали Хаей-Мушкой в честь прапрабабушки, жены третьего Ребе — рабби Менахем-Мендела (известного как ребе Цемах Цедек).
Ребецн Хая-Мушка была верной помощницей Ребе. Ее отличали высокая ученость в области Торы и острый ум, но больше всего люди ценили ее тонкое чувство юмора и теплое отношение ко всем окружающим.
27 адара 3363 года (397 год до н.э.) — Гибель Цидкияѓу, последнего царя Иудеи.
Цидкияѓу был последним царем из дома Давида, правившим в Эрец-Исраэль (следующим будет уже Мошиах). Он вступил на трон в 434 году до н.э., после того как Навуходоносор угнал в Вавилон его племянника, царя Йехонию. В 425 году до н.э. Цидкияѓу поднял восстание против Вавилона и Навуходоносор осадил Иерусалим (см. 10 тевета). Летом 423 года он пробил городскую стену (см. 17 тамуза), разрушил Первый Храм (9 ава) и угнал множество евреев в Вавилон.
Рассказывают, что царь бежал из Иерусалима через пещеру, тянувшуюся до самого Йерихона, однако, преследуя забежавшего в лагерь оленя, вавилоняне достигли выхода из пещеры в тот самый момент, когда беглец вышел из нее. Сыновья Цидкияѓу были убиты на его глазах, после чего он сам был ослеплен и отправлен в цепях в Вавилонию.
Цидкияѓу находился в плену до смерти Навуходоносора (см. 25 адара) в 397 году до н.э. 27 адара сын Навуходоносора освободил Цидкияѓу и Йехонию, но в тот же день Цидкияѓу скончался.
27 адара-I 5752 года (3 марта 1992 года) — Болезнь Ребе.
В этот день Ребе молился на могиле своего тестя, шестого Любавичского ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц), когда у него случился удар. В этот же день, два года спустя у него случился повторный удар и через три месяца, 3 тамуза он ушел из этого мира.
28 адара примерно 3900 года (II век) — Отмена запрета на обрезание и соблюдение шабата.
Во времена составления Талмуда в этот день праздновали отмену декрета римских властей, запрещавшего обрезание и соблюдение субботы. Декрет был отменен благодаря усилиям рабби Йеѓуды бен Шаммуа и его соратников.
28 адара 5701 года (27 марта 1941 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше Орнштейна, зятя четвертого Ребе — рабби Шмуэля (Ребе Маѓараш).
Рабби Моше Орнштейн, был женат на дочери Ребе Маѓараша Хае-Мушке и был владельцем одного из крупнейших сахарных заводов в России. Русская революция вынудила его заняться другим бизнесом и перебраться в польский город Отвоцк, где он и провел последние десятилетия жизни. Ко времени начала Второй Мировой войны и вторжения немецких войск в Польшу рабби Моше заболел и не смог уйти от преследований нацистов.
29 адара 5626 года (16 марта 1866 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шломо ѓа-Коѓена из Радома.
Его учителями были рабби Аѓарон из Кутно и рабби Авраѓам из Петрикува, а сам он был хасидом рабби Меира из Апты, рабби Фишеле из Стрикува и рабби Йеѓошуа из Пшедбуржа. В 1843 году рабби Шломо стал раввином в местечке Радоме, которое превратилось в один из ведущих центров хасидизма, с тысячами последователей.
Последний радомский ребе погиб вместе со своим зятем в Варшавском гетто.
29 адара 5627 года (11 марта 1861 года) — Йорцайт рабби Йекутиэля Залмана Волеса, зятя второго Ребе — рабби Дов-Бера (Митлер Ребе).
Рабби Йекутиэль, внук знаменитого рабби Леви-Ицхака из Бердичева был женат на ребецн Бейле, дочери Митлер Ребе. Их свадьба состоялась в местечке Жлобин, расположенном на полпути между родными городами жениха и невесты — Бердичевом и Лядами. В хасидские майсы это событие вошло как «Большая свадьба в Жлобине».
1 нисана 0 года (3761 год до н.э.) — Сотворение человека.
В Талмуде приводится два мнения относительно времени сотворения Всевышним человека. По мнению рабби Элиэзера мир был создан в месяце тишрей и Адам с Хавой (Евой) были созданы 1 тишрея. По мнению рабби Йошуа мир был сотворен в месяце нисан, который Тора называет первым из месяцев. Хасидские мудрецы дают такое объяснение этому противоречию — физическое тело человека было создано в тишрее (см. 1 тишрей), но замысел создания человека появился в нисане.
1 нисана 1948 года (1813 год до н.э.) — День рождения нашего праотца Авраѓама.
1 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — День рождения нашего праотца Ицхака.
1 нисана 2108 года (1653 год до н.э.) — День рождения нашего праотца Яакова.
1 нисана 2123 года (1638 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) нашего праотца Авраѓама.
1 нисана 2228 года (1533 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) нашего праотца Ицхака.
1 нисана 2255 года (1506 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) нашего праотца Яакова.
В Талмуде сказано, что все три наших праотца родились и ушли из этого мира в месяце нисан. Все они были похоронены в «городе Патриархов» Хевроне, в пещере Махпелла, купленной Авраѓамом у местных жителей за 400 больших торговых шекелей (по нынешним ценам — свыше 100 миллионов долларов).
1 нисана 2448 года (1313 года до н.э.) — Первая заповедь.
1 нисана, за две недели до Исхода из Египта, Моше и Аѓарон получили от Всевышнего информацию об устройстве еврейского календаря и первую заповедь, которая предписывала начинать отсчет месяцев с нисана, а начало каждого месяца определять по рождению новой луны.
1 нисана 2449 года (1312 год до н.э.) – Завершено строительство Переносного Храма (Мишкан) и начато его освящение.
В течение последующих 12 дней главы 12 колен приносили жертвы Всевышнему (первым принес жертвы глава колена Йеѓуды Нахшон бен Аминодав). Аѓарон и его сыновья начали свою службу в Храме в качестве коѓенов.
1 нисана 2449 года (1312 год до н.э.) – Смерть сыновей Аѓарона Надава и Авиѓу.
В этот же день, при приношении жертв в Переносном Храме (Мишкан) погибли сыновья Аѓарона Надав и Авиѓу. «И взяли сыны Аѓарона, Надав и Авиѓу, каждый свой совок, и положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Г-сподом чужой огонь, чего Он не велел им» (Шмини 10:1-2)
Смерть двух выдающихся людей того поколения — Надава и Авиѓу, раскрыла для народа еще одну особенность Мишкана: пребывание в этом месте, где с особой силой раскрывается Б жественное Присутствие, требует от человека величайшей степени ответственности.
Выдающийся каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль) говорил, что Надав и Авиѓу имели души очень высокого уровня и после их смерти они [души] были дарованы сыну Элазара (и внуку Аѓарона) Пинхасу, впоследствии спасшему народ. В дальнейшем души Надава и Авиѓу оказывались принадлежащими таким выдающимся людям как пророк Элияѓу (Илья-пророк), пророк Шмуэль (Самуил), пророк Элиша, царь Иудеи Хизкияѓу, рабби Матитьяѓу бен Йоханан (отец братьев Маккаби и первый руководитель восстания), рабби Акавья бен Махалалель, рабби Йоханан бен Закай, рабби Акива, рабби Абайе (один из составителей Талмуда) и другие…