6 сивана 2448 года (1313 год до н.э.) — Дарование евреям Торы на горе Синай.
Спустя семь недель после Исхода из Египта Всевышний явил себя еврейскому народу на горе Синай. Здесь 600 тысяч евреев (а в тот момент у горы Синай находились также души евреев, которым будет суждено родиться во всех будущих поколениях) услышали первые две из десяти заповедей, однако испугались происходящего, поэтому оставшиеся восемь заповедей были переданы через Моше-рабейну. Далее Моше поднялся на вершину Синая и провел там 40 дней, получая оставшуюся часть Торы.
6 сивана 2854 года (906 г. до н. э.) — день рождения великого мудреца и праведника, царя Давида.
Мидраш рассказывает, что Всевышний, творя первого человека, Адама, провел перед его внутренним взором все грядущие поколения и Адам увидел младенца, которому предназначалось великое будущее, но которому суждено было умереть сразу же после рождения. И Адам, которому были уготованы 1000 лет жизни, пожертвовал 70-ю из них в пользу младенца. Этим младенцем и был Давид, младший сын главы колена Йеѓуды Ишайя, и правнук знаменитой праведницы Рут.
6 сивана 2924 года (836 г. до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) царя Давида.
Один из величайших в еврейской истории царей и мудрецов, праведник и мудрец, сладкоголосый певец Израиля Давид бен Ишай прожил ровно 70 лет, уйдя из этого мира в тот же день, когда и пришел в него. Мидраш рассказывает, что Ангел Смерти (малхемувес) долго не мог забрать царя Давида, потому что он был постоянно погружен в изучение Торы. И тогда он сломал веточку дерева. Давид отвлекся на звук, и ангел сделал свое дело.
Отец Давида, Ишай был реинкарнацией главы колена Йеѓуды Нахшона бен Аминодава (при переходе через Чермное море первым вошедшего в воду — см. 21 нисана). На царство Давида помазал пророк Шмуэль (см. 29 ияра) и в дальнейшем именно его потомки были признаны законными еврейскими царями (Мошиах также будет происходить из потомков царя Давида).
Царь Давид был великим воином, победившим великана Гольята (Голиафа) и отвоевавшим Иерусалим у йевусеев, а затем сделавшим его своей столицей. Царь Давид купил у последнего йевусейского царя Арамны Храмовую гору (именно купил у уже побежденного противника (!), а не просто захватил, как победитель), на которой впоследствии его сын, Шломо (Соломон) воздвиг Храм. Сам Давид намеревался начать возведение Храма. Но Всевышний запретил ему это, поскольку он, будучи воином, пролил много крови.
А еще, царь Давид был автором многих псалмов, собранных в книгу Теѓилим.
Похоронен царь Давид в Иерусалиме. Когда в XVI веке турецкий султан Сулейман решил обнести стены Иерусалима новой крепостной стеной, то могила праведника (того самого Дауда, чьего сына Сулеймана постоянно поминают в «1000 и 1 ночи» и «Старике Хоттабыче») по недосмотру архитекторов оказалась вне пределов города. Разгневанный Сулейман, надеявшийся, что могила праведника будет охранять город не хуже толстых крепостных стен, казнил архитектора.
6 сивана 5520 года (21 мая 1760 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) основателя хасидизма рабби Исраэля бен Элиэзера Баал Шем-Това (рабби Бешт).
Рабби Исраэль родился в 1698 году в небольшом украинском местечке Окуп на границе с Польшей и Валахией у благочестивых, но бедных и уже немолодых родителей. Рано осиротел он служил помощником меламеда, а затем сторожем в синагоге; в 18 лет женился, вскоре овдовел и стал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции. Через два года рабби Исраэль женился вторично, на дочери купца Эфраима Кутовера а некоторое время спустя уединился в Карпатских горах, где провел несколько лет, зарабатывая на жизнь тяжелым физическим трудом. В 1730 году рабби Исраэль поселился в Тлусте, а 1740 году рабби Исраэль бен Элиэзер, уже известный как рабби баал Шем-Тов («обладатель доброго имени (здесь: «умеющий исцелять при помощи амулетов»), переехал в Меджибож (Хмельницкая область), ставший центром его деятельности.
Много лет Баал Шем-Тов собирался совершить путешествие в Эрец-Исраэль и, вроде бы, даже отправился в путь (говорят, что доехал до Стамбула), но по неизвестной причине вернулся с полдороги.
У рабби Исраэля были сын Цви-Ѓирш и дочь Ѓодл (Адель), сыновья которой рабби Моше-Хаим-Эфраим из Судилкова (см. 17 ияра) и Борух из Меджибожа, а также внук рабби Нахман из Брацлава стали главами хасидских движений.
Рабби Исраэль ушел из этого мира в возрасте 61 года, 8 месяцев и 18 дней. Перед уходом из этого мира он сказал, что у него есть возможность, чтобы с ним случилось как с пророком Элийоѓу (пророк Илья), который был взят живым на небеса, но он не хочет терять то, о чем написано: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Рабби Бешт похоронен в городе Меджибоже. После его ухода из этого мира хасидское движение возглавил рабби Дов-Бер из Межерича (см. 7 сивана).
7 сивана 5509 года (24 мая 1749 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама бен Авраѓама Потоцкого (Гер-цедек).
Гер-цедек («Праведный прозелит», т.е. принявший иудаизм праведный человек) жил во времена Виленского гаона рабби Элияѓу бен Шломо-Залмана. Родился он в одной из знатнейших польских семей — Потоцких и звался графом Валентином Потоцким.
Отправившись на учебу в Париж граф Потоцкий подружился там с другим польским аристократом — паном Зарембой. Однажды друзья увидели старика-еврея, погруженного в изучение Талмуда и обратились к нему с просьбой посвятить их в принципы иудаизма, поклявшись, что примут иудаизм, если убедятся в ложности христианской веры. Заремба забыл об обете, а Потоцкий, проучившись некоторое время в Папской академии в Риме, уехал в Амстердам и там принял иудаизм, взяв имя Авраѓам. Заремба узнал об исчезновении Потоцкого и вспомнил о клятве. Он отправился с семьей из Литвы в Амстердам, также перешел в иудаизм и впоследствии поселился в Эрец-Исраэль. Потоцкий вернулся в Литву и поселился близ Вильно.
Однажды Авраѓам побранил мальчика, мешавшего молитве в синагоге и его отец донес властям о прозелите. Переход христианина в иудаизм карался смертью, поэтому Авраѓам был арестован и отдан под суд. Несмотря на уговоры, он не отрекся от иудаизма и был сожжен на костре у стены виленской крепости, произнеся перед смертью благословение для принимающих мученическую смерть (кидуш ѓа-Шем). Один из местных евреев, Элиэзер Зискес, проникнув под видом христианина на место казни, собрал часть пепла и уцелевший палец казненного и похоронил их на еврейском кладбище. На его могиле выросло большое дерево, но в начале XX века она была разрушена католиками. После Второй Мировой Войны евреи Вильнюса перезахоронили Потоцкого, Виленского Гаона, его жены и сына на Новом еврейском кладбище и возвели над их могилами общий склеп.
7 сивана 5521 года (9 июня 1761 года) — рабби Дов-Бер (Магид) из Межерича возглавил хасидское движение.
После ухода рабби Исраэля Баал Шем-Това его сын, рабби Цви был избран главой и руководителем движения хасидизма. По истечении года ученики Бешта — «Святое братство» («Хевра кадиша») увидели, что его силы слабы, а во главе движения в связи с тогдашним положением требовался человек обладающий силой и мощью.
На праздничной трапезе второго дня праздника Швуэс, после первой годовщины ухода из этого мира Бешта, рабби Цви сидел во главе стола, облаченный в одежды своего отца, Бешта, а «Хевра кадиша» сидела вокруг него. После того, как рабби Цви закончил произносить Тору, он встал и сказал:
- Сегодня приходил ко мне мой святой отец и сообщил мне: «Свита свыше со слугами своими, которые обычно были у него, перешли сегодня к святому и грозному рабби Беринья, сыну рабби Авраѓама (то есть к Беру — Межерическому Магиду). Потому, сын мой, передай ему главенство, в присутствии всей «Хевра кадиша», а он воссядет на место мое во главе стола, а ты сядешь на место его. И знай, что пребудет с вами удача, и вдвое по духу».
Говоря это, рабби Цви обратился к Магиду с благословением «Мазл тов!» — снял свое верхнее одеяние и передал его ребе Дов-Беру, а сам одел одеяние рабби Дов-Бера и сел на его место.