Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 10. Март, 2019 - 13:42

IMG_0990.JPG 3 адара 3412 года (349 год до н.э.) — Завершено строительство Второго Храма.

Празднества, посвященные завершению строительства Второго Храма, начались в этот день. Храм был возведен вернувшимися из вавилонского изгнания евреями в Иерусалиме, на том самом месте, где стоял Первый Храм. Руководил строительством пророк Эзра (см. 9 тевета).

 

3 адара-II 5372 года (6 февраля 1612 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Мордехая бен Авраѓама Яфе (Бааль ѓа-Левушим)

Рабби Мордехай родился в Праге, но учился в тогдашнем центре еврейской Европы — в Польше. Его учителями были великие рабби Шломо Лурье (Маѓаршал) из Люблина и рабби Моше Иссерлес (Рамо) из Кракова.

Рабби Мордехай был раввином Гродно и Люблина, а когда великий пражский раввин, создатель Голема рабби Йегуда-Лива бен Бецалель (Маѓараль, см. 18 элула) перебрался в Познань, то он возглавил общину родного города. Впрочем, потом Маѓараль вернулся в Прагу, а рабби Мордехай возглавил общину… Познани.

Наибольшую известность рабби Мордехаю принесла книга «Левуш Малхут» («Царское одеяние»), которая была написана как дополнение к книгам «Шулхан арух» и «Мапа» («Шулхан арух» («Накрытый стол») — законодательный сборник, составленный рабби Йосефом Каро. «Мапа» («Скатерть») — составленное рабби Моше Иссерлесом дополнение к «Шулхан аруху», учитывающее обычаи европейских евреев). По ее названию рабби Мордехай стал известен как «Бааль ѓа-Левушим».

 

4 адара 5067 года (6 февраля 1307 года) — Из темницы освобождено тело рабби Меира из Ротенбурга.

Рабби Меир бен Барух, известный как Маѓарам был непревзойденным авторитетом для европейских евреев.

После восшествия в 1286 году на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, одновременно менявший статус немецкого еврейства, и превращавший их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии. Вождем исхода стал рабби Меир, который позже был арестован (см. 5 тамуза) и заточен в тюрьму эльзасского городка Энзисхейм. Император рассчитывал, что, желая выкупить главу поколения, евреи согласиться на уплату налога, но сам рабби Меир запретил этот делать (в Талмуде сказано, что если за пленника просят сумму, намного превышающую разумные пределы, то выкупать пленника нельзя, чтобы не соблазнять похитителя легким заработком, а за Маѓарама просили миллион (!) марок). Рабби Меир умер в заточении в 1293 году, но его останки не выдавали для погребения вплоть до 1307 года, когда евреи выкупили их за большую сумму (коммерсант р. Александр-Зискинд Вимпфен отдал на это все свое состояние). Похоронен рабби Меир в Вормсе.

 

4 адара 5556 года (13 февраля 1796 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Лейба Сореса.

Рабби Лейб Сорес (т.е. «сын Сары») был учеником основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това и его ученика — рабби Дов-Бера, Межеричского магида. Он родился в городе Ровно 17 тамуза в 1730 году и когда ему исполнилось 13 лет рабби Баал Шем-Тов объявил, что юноша получил к бар-мицве необычный подарок — ибур (дополнительную частичку души) известного каббалиста рабби Хаима бен Атара, покинувшего этот мир двумя днями раньше (см. 15 тамуза).

Рабби Лейб бродил из местечка в местечко, занимаясь сбором денег для выкупа евреев, попавших в плен или взятых в заложники. Рассказывают, что рабби Лейб был нистаром — скрытым праведником, тайно помогавшим евреям, попадающим в беду. Так это или нет — точно неизвестно (а иначе, какой же он скрытый, этот нистар?), но всякий раз когда евреям Польши или Галиции требовалась помощь, Баал Шем-Тов отправлял в дорогу своего ученика — рабби Лейба.

 

5 адара приблизительно 5540 года (11 февраля 1780 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Амрама бен Дивана.

Рабби Амрам родился в Иерусалиме и в 1763 году отправился из Хеврона в Марокко, чтобы собрать деньги для открытия йешивы в Израиле. Поселившись в городке Вазан он открыл там йешиву и в скором времени у него оказалось множество учеников. Спустя десять лет рабби Амрам отправился назад, в Эрец-Исраэль, но его пребывание там было недолгим, т.к. однажды, переодевшись в арабскую одежду, рабби зашел в Махпелу (пещера в Хевроне, где похоронены наши праотцы), чтобы там помолиться. В те годы евреям было запрещено молиться в Махпеле и местные жители донесли об этом властям, поэтому рабби Амраму и его сыну Хаиму пришлось бежать из Эрец-Исраэль.

Вернувшись в Марокко они решили объехать страну, но вскоре после отъезда рабби Хаим смертельно заболел и тогда рабби Амрам обратился к Всевышнему с просьбой взять его жизнь взамен жизни сына. Всевышний прислушался к словам мудреца и праведника — его сын выздоровел, а сам рабби вскоре покинул этот мир.

 

6 адара 5627 года (11 февраля 1867 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела, сына ребе Маѓараша.

Младший сын четвертого Любавичского ребе, ребе Маѓараша родился спустя полгода после ухода из этого мира своего дедушки, третьего Любавического ребе рабби Менахема-Мендела (ребе Цемах-Цедек) и был назван в его честь.

Рабби Менахем-Мендл много помогал своему старшему брату — рабби Шолом-Дов-Беру (будущему пятому Любавическому ребе) в его работе и часто ездил в качестве представителя общины в столицу. Также он был первым переводчиком книги «Тания» на русский язык.

Из-за тяжелого финансового положения рабби Менахему-Менделу пришлось прокинуть Россию и переселиться во Францию и вся его последующая жизнь прошла в этой стране. Ушел рабби Менахем-Мендл из этого мира на Корсике, но спустя 15 лет он был перезахоронен в Эрец-Исраэль, в городе Цфат (по свидетельству людей, занимавшихся этим, тело рабби Менахема-Мендела сохранилось в полной неприкосновенности).

 

6 адара 5749 года (11 февраля 1989 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шмарьяѓу Гурарье.

Рабби Шмарьяѓу был зятем шестого Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака и одним из ближайших помощников его, а затем и нашего Ребе. До последнего дня рабби Шмарьяѓу возглавлял сеть расположенных во всем миру йешив «Томхей тмимим».

 

9 адара-II 5700 года (351 год до н.э.) — (18 февраля 1940 года) — Шестой Любавчиский ребе рабби Йосеф-Ицхак прибыл в США.

На самом деле судно, на борту которого находился чудом ускользнувший от нацистов рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) ошвартовалось в нью-йоркской гавани еще 17 февраля, в 18 часов вечера, но по закону, пассажирам судна, прибывшего в Нью-Йорк после 16 часов, не разрешалось спускаться на берег до утра следующего дня.

На следующий день тысячи людей, представители всех американских еврейских организаций и даже посланцы мэра пришли в порт для того, чтобы встретить ребе Раяца.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев