Printed from chabad.odessa.ua

ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ. ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ

Воскресенье, 14. Апрель, 2019 - 4:53

Снимок.JPG

Из множества аспектов подготовке к празднику Песах здесь мы выделим один — в дни праздника зажигать огонь можно только от уже зажженного огня, так что нужно позаботиться о том, чтобы накануне, в доме были зажжены «хозяйственные» (т.е. не субботние) свечи, способные гореть более суток. При этом хозяйственную свечу второго дня (вечером 20 апреля) нужно зажигать от свечи, зажженной накануне первого дня (т.е., до наступления темноты 19 апреля). Очень удобны для этого «суточные» свечи, т.е. свечи, горящие почти 26 часов. Приобрести их можно в в синагоге (ул. Осипова, 21).

Внимание! Аналогично стоит позаботиться о свечах для двух последних дней праздника Песах (26 и 27 апреля). Кроме того, в последний день Песаха читается поминальная молитва «Изкойр» и в этот день те люди, у которых кто-то из родителей уже покинул этот мир должны зажигать поминальные свечи «нер нешомо» (те самые «суточные»). Купить их лучше до начала праздника, так как в дни холь ѓа-моэд Песаха еврейские магазины, вероятнее всего, работать не будут.


МА НИШТАНА

Во время пасхального седера за столом звучат знаменитые четыре вопроса, начинающиеся словами «Ма ништана ѓа-лайла ѓа-зе?» — «Чем отличается эта ночь от других?».

Мы не будем подробно останавливаться на этих вопросах и тем более на ответах (всему свое время: будет седер — будут и ответы) а попробуем выяснить, чем дни праздника Песах отличаются от всех других дней года.

Ну, если быть совсем кратким, то 

• Во все дни Песаха запрещается есть, каким-либо образом использовать или получать выгоду от хомеца или продуктов, включающие в себя хомец. 

• Во время вечерней праздничной трапезы первых двух дней Песаха (пасхальный седер) обязательно надо есть мацу. В течение остальных дней Песаха есть мацу, можно, но не является заповедью. 

• Ночью первых двух дней Песаха необходимо рассказывать о выходе из Египта.


P.S. По традиции четыре вопроса задает самый младший из присутствующих на седере (или чаще всего — все присутствующие дети, чтоб никого не обидеть). В случае если этот младший уже довольно солидного возраста то он может эти вопросы просто продекламировать, но в случае с детьми в большинстве случаев эти вопросы звучат в виде песни.

В приложенном к этой рассылке файле «Ма ништана» дана транслитерация ивритского текста этих вопросов, а послушать мелодию можно здесь - http://goo.gl/6GASr.


СЕДЕР И С ЧЕМ ЕГО (НА НЕМ) ЕДЯТ

«Седером» называют вечерние трапезы первых двух дней Песаха, в течение которых выполняются заповеди есть мацу и рассказывать о выходе из Египта. Слово «седер» на иврите означает «порядок», а названа эта трапеза так потому, что вся программа мероприятия строго регламентирована и разбита на определенные части, общим числом 15. 

Во время седера на столе обязательно должны присутствовать: 

• маца; 

• вино или виноградный сок; 

• зроа, обугленная на открытом огне куриная шейка — воспоминание о пасхальной жертве. (Деталью меню ее назвать трудно, так как ее не едят, но на столе она должна находиться обязательно); 

• бейца — целое крутое яйцо - знак нашего траура по Иерусалимскому Храму; 

• харойсес - похожий на глину «салат» из яблок, орехов и вина — воспоминание о работе евреев, связанной с изготовлением глиняных кирпичей; 

• карпас — кусочек лука или картофеля; 

• марор — горький салат или тертый хрен — горькие травы — воспоминание о горечи рабства; 

• зальц вассер (соленая вода), в которую макают карпас и яйцо перед тем, как съесть его.


ГТО ПО ИУДАИЗМУ: ЧТО ТАКОЕ КИТНЕС?

«Китниёт» (в произношении европейских (ашкеназских) евреев — китнес) называются рис и бобовые. Согласно принятому у ашкеназских евреев обычаю в дни Песаха кроме хомеца не едят также и китнес. Корень запрета — мы опасаемся, что поскольку из китнес также делают муку и масло, то кто-то перепутает и съест в дни Песаха хомец.

Что конкретно относится к китнес? Рис, горошек, хумус (он же нут, он же турецкий горох), хильбе (для нас неактуально, так как растет далеко на юге), семена подсолнуха, черные семечки, горчица, гречка, шафран, фасоль-лобия, соя, чечевица, бобы, мак, лен, фасоль, кукуруза, арахис, кешью и т.д. Естественно, не едят и все производные от китнес. Разрешены земляные орехи (пекан) и грецкие орехи. Также в большинстве общин разрешено к употреблению, хлопковое масло, хотя по каждому конкретному случаю следует консультироваться с раввином.

Кстати о масле — использовать масло, выжатое из китнес можно (например, зажигать), а вот есть — нельзя. Хранить китнес и торговать им, в отличие от хомеца можно, хотя многие предпочитают прятать китнес подальше, чтобы не перепутать… Если китнес требуется ребенку или больному человеку их готовят в отдельной посуде.


 «КОЛЬ ХАМИРО»

Последним этапом поисков и уничтожения хомеца является «отречение» от хомеца, то есть избавиться от прав на владение тем хомецом, который был забыт, не обнаружен при проверке или находится там, где до него невозможно добраться. Для этого зачитывают специальный текст, который по первым словам называется «Коль хамиро» («Все квасное»).

Текст этот читают дважды — вечером после поисков хомеца (см. п. 4.3) и утром, после его уничтожения.

Вечером читают следующий текст 

«Все квасное и вся закваска, находящиеся в моих владениях, которые я не увидел и не уничтожил, о которых не знаю, — пусть станут ничем и ничьим, подобно пыли земной».

Утром, произносят следующий, «расширенный» вариант:

«Все квасное и вся закваска, находящиеся в моем владении, те, что я видел и те, что не увидел, те, что углядел, и те, что не углядел, которые я уничтожил и которые не уничтожил, — пусть станут ничем и ничьим, подобно пыли земной

Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б г наш и Б г отцов наших, на то, чтобы так же как я уничтожаю хомец в своем доме и в своих владениях, и Ты уничтожил и удалил с лица земли дух нечистоты, и злой дух наш убери от нас, и позволь моему сердцу честно служить Тебе. А всякие силы зла и силы нечистоты пусть рассеются, как дым, и Ты уберешь с земли царство зла и всех, кто стесняет Б жественное присутствие в этом мире, Ты разоришь и осудишь так же, как разорил Ты Египет и идолов те дни, в это время. Омейн. Сэла!».


БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПРИ ЗАЖЖЕНИИ СВЕЧЕЙ В ДНИ ПРАЗДНИКА

Свечи зажигает женщина, произнося при этом следующие благословения:


В ПЕРВЫЙ ВЕЧЕР, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ

1. Борух Ато А-дой-ной, Э-лой-ѓей-ну, Мелех ѓо-Ойлом, ашер кидешону, бемицвойсов вецивону леѓадлик нейр шель шабес ве-шель Йойм-Тойв! (Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь субботы и Праздника!)


2. Борух Ато А-дой-ной, Э-лой-ѓей-ну, Мелех ѓо-Ойлом, шеѓэхейону, вэкиймону веѓигийону лизман ѓазэ! (Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам возможность дожить до этого времени!)


ВО ВТОРОЙ ВЕЧЕР

1. Борух Ато А-дой-ной, Э-лой-ѓей-ну, Мелех ѓо-Ойлом, ашер кидешону, бемицвойсов вецивону леѓадлик нейр шель Йойм-Тойв! (Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь Праздника!)


2. Борух Ато А-дой-ной, Э-лой-ѓей-ну, Мелех ѓо-Ойлом, шеѓэхейону, вэкиймону веѓигийону лизман ѓазэ! (Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам возможность дожить до этого времени!)


СЧЕТ ОМЕРА

Омер — мера объема. Заповедь вести отсчет 49 дней (семи полных недель) между Песахом и Шавуотом дана нам в Торе, а поскольку начало отсчета совпадает с днем, когда в Храме приносили в жертву первые плоды нового урожая (размер приношения — как раз омер, примерно 1,1 л), то эти дни получили название «отсчет омера». Согласно еврейским законам вечером (или, в крайнем случае, утром) еврей должен произнести следующие слова «Сегодня первый (седьмой, двадцать девятый и т.д.) день счета омера». Если прошло больше семи дней, то добавляют «двадцать четвертый день или три недели и три дня счета омера». Поскольку каждый еврей обязан самостоятельно считать омер, то на вопрос «Какой сегодня день омера?» принято отвечать: «Вчера был такой-то день», чтобы вопрошающий сам подсчитал, какой же именно сегодня день.

Ежедневно, перед произнесением сегодняшнего число говорят благословение: Борух Ато А-дой-ной, Э-лой-ѓей-ну, Мелех ѓо-Ойлом, ашер кидешону, бемицвойсов вецивону аль-сфирас ѓо-оймер! (Благословен ты, Г-сподь, Б г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам считать омер!). Если вы пропустили хоть один день счета, то, продолжая считать омер, вы уже не должны произносить это благословение.

Дни счета омера имеют траурный оттенок (т.н. полутраурные дни) в знак скорби по 24 тысячам учеников рабби Акивы, умершим в этот период от эпидемии. В дни счета омера не играют свадеб, не устраивают увеселений и не стригутся (единственный перерыв — на 33-й день счета, в праздник Лаг-ба-оймер).

В этом году в первый раз омер отсчитают вечером 20 апреля.

Комментарии: ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ. ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ
Нет добавленных комментариев