Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 05. Май, 2019 - 6:25

 aIKu10625256.jpg

1 ияра 2449 года (1272 г до н.э.) — по воле Всевышнего Моше, Аѓарон и двенадцать глав колен пересчитали еврейский народ, причем каждый еврей был причислен к определенным семейству и роду. На тот момент все до единого евреи точно знали свою родословную вплоть до своих предков — сыновей праотца Яакова. В этот же день в Маре случилось чудо с горькой водой. Всевышний показал Моше-рабейну (Моисею) дерево и приказал бросить его в горькую воду и вода стала сладкой.

 

1 ияра 2928 года (832 г. до н.э.) — царь Шломо (Соломон) начал строить первый Иерусалимский Храм. 

 

1 ияра вернувшиеся из вавилонского изгнания руководители еврейского народа приступили к восстановлению Иерусалимского Храма.

 

2 ияра 5548 года (9 мая 1788 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела из Витебска.

Рабби Менахем-Мендл был любимым учеником Межеричского Магида (рабби Дов-Бер) — ученика основателя хасидизма рабби Баал Шем-Това и единственным учеником Магида, которому довелось встретиться с Баал-Шемом. Менахем-Мендлу в то время было одиннадцать лет, он уже снискал славу блистательного талмудиста и сам рабби Дов-Бер представил его Бешту. Баал-Шем, окруженный своими последователями, пристально взглянул на мальчика и начал рассказывать ему историю. Некоторые из присутствующих ее тут же забыли, а от остальных ускользнул ее сокровенный смысл и только маленький Менахем-Мендл, запомнил притчу во всех подробностях и понял ее значение, потому что это была история его жизни от первого до последнего дня. Почести, труды, болезни, разочарования, радости, огорчения, паломничество в Святую Землю — все было там. Впоследствии, всякий раз, когда его здоровье беспокоило друзей, он увещевал их: «Не волнуйтесь, мне еще предстоит половина или четверть пути».

Лидером хасидов он стал следующим образом: Магид, принимая депутацию своих приверженцев из Витебска, передал им пояс и посох. И то, и другое надлежало вручить некоему рабби Менахем-Мендлу, жившему в их городе. Вернувшись домой, путешественники принялись искать этого счастливчика, но тщетно — в Витебске не было рабби Менахем-Мендла. Они усердствовали настолько, что спрашивали даже прохожих, и, наконец, какая-то оборванная женщина сказала им: «Я знаю только одного Менахем-Мендла — моего собственного зятя». Стремглав бросились они к ней домой, и, не говоря ни слова, вручили ему пояс Магида. Менахем-Мендл принял их, и в тот же миг посетители увидели, что он стал другим человеком (Прим. вообще-то рабби Менахем-Мендл был зятем одного из минских богачей и тот даже собирался строить для него синагогу и йешиву, которую тот мог бы возглавить, но возмущенные его хасидскими привычками, минские миснагдим добились его изгнания. Так что он вполне мог быть оборванным, но вряд ли в изгнание ушле и его теща).

Этого чуткого сдержанного человека любили и люди высшего общества, и обитатели городских окраин. В своем завещании Магид назначил рабби Менахема-Мендела своим наследником, который должен был возглавить движение после его сына. Все письма, написанные учениками Магида, рабби Менахем-Мендель подписывал первым…

В 1777 году рабби Менахем-Мендл вместе с Алтер ребе ездил в Вильно, для того, чтобы переговорить с главным противником хасидизма Виленским гаоном (см. 19 тишрея), но к сожаленью, эта миссия закончилась неудачей. В том же году рабби Менахем-Мендель принимает решение переехать с группой хасидов в Страну Израиля и весной во главе группы из 300 хасидов прибывает в Эрец-Исраэль. Сначала они поселились в Цфате, но турки и арабы преследовали их до тех пор, пока они не оставили город и не переехали в Тверию.

Трудности тогдашней жизни на Святой Земле дали о себе знать и, спустя 10 лет рабби Менахем-Мендл из Витебска покинул этот мир. Перед самой смертью ученики спросили его, рядом с кем он хочет быть похоронен, ведь многие хотят быть похороненными возле праведников. Рабби с удивлением им ответил: «Что за странный вопрос? Мне будет хорошо лежать рядом с каждым евреем. Дай Б г, чтобы ни один еврей не стеснялся меня, так же как я не стесняюсь ни одного еврея».

 

2 ияра 5538 года (29 апреля 1778) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шмуэля (Шмельке) бен Цви-Ѓирш ѓа-Леви Гурвица из Никольсбурга.

Первенец рабби Цви-Ѓирша из Чорткова получил свое имя в честь одного из величайших пророков — Шмуэля. В юности Шмуэль и его брат Пинхас, также ставший впоследствии знаменитым раввином, учились в нехасидской («литовской») йешиве, но после поездки в Межирич и встречи с Магидом — рабби Дов-Бером, стали его преданными учениками и последователями.

Рабби Шмуэль был раввином в польских городах Рычилув и Сенява, а затем вместе со своими сторонниками перебрался в чешским город Никольсбург (сейчас — Микулов), где стал сначала председателем религиозного суда (ав бейс-дин), а затем раввином.

В Никольсбурге рабби Шмельке основал знаменитую йешиву, в которой учились рабби Яаков из Люблина (Хозе ми-Люблин), рабби Менахем-Мендл из Рыманова, рабби Исраэль из Кожниц, рабби Леви-Ицхак из Бердичева, рабби Мордехай Банет и рабби Мойше-Лейб из Сасова.

Рабби Шмуэль был известен своей праведностью и добротой — практически все имущество он раздавал бедным. Однажды к нему в дом постучался бедняк, но на беду в доме уже не было ничего ценного, кроме кольца жены. Жены дома не было и рабби Шмуэль отдал кольцо бедняку. Вернувшаяся домой жена отругала мужа, ведь кольцо стоило 300 дукатов, а не знавший его цены нищий наверняка продаст его за десятку. И тогда рабби Шмуэль бросился в погоню. С трудом настигнув нищего (который решил, что у него хотят отобрать подаренное) он сказал: «Это очень дорогое кольцо — не продавайте его по дешевке!».

Рабби Шмуэль покинул этот мир в возрасте 52 лет, открыв своим ученикам в день смерти, что его душа была воплощением души пророка Шмуэля и поэтому он должен как и тот прожить в этом мире 52 года.

 

2 ияра 5548 года (9 мая 1788 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела из Витебска.

Рабби Менахем-Мендл был любимым учеником Межеричского Магида (рабби Дов-Бер) — ученика основателя хасидизма рабби Баал Шем-Това и единственным учеником Магида, которому довелось встретиться с Баал-Шемом. Менахем-Мендлу в то время было одиннадцать лет, он уже снискал славу блистательного талмудиста и сам рабби Дов-Бер представил его Бешту. Баал-Шем, окруженный своими последователями, пристально взглянул на мальчика и начал рассказывать ему историю. Некоторые из присутствующих ее тут же забыли, а от остальных ускользнул ее сокровенный смысл и только маленький Менахем-Мендл, запомнил притчу во всех подробностях и понял ее значение, потому что это была история его жизни от первого до последнего дня. Почести, труды, болезни, разочарования, радости, огорчения, паломничество в Святую Землю — все было там. Впоследствии, всякий раз, когда его здоровье беспокоило друзей, он увещевал их: «Не волнуйтесь, мне еще предстоит половина или четверть пути».

Лидером хасидов он стал следующим образом: Магид, принимая депутацию своих приверженцев из Витебска, передал им пояс и посох. И то, и другое надлежало вручить некоему рабби Менахем-Мендлу, жившему в их городе. Вернувшись домой, путешественники принялись искать этого счастливчика, но тщетно — в Витебске не было рабби Менахем-Мендла. Они усердствовали настолько, что спрашивали даже прохожих, и, наконец, какая-то оборванная женщина сказала им: «Я знаю только одного Менахем-Мендла — моего собственного зятя». Стремглав бросились они к ней домой, и, не говоря ни слова, вручили ему пояс Магида. Менахем-Мендл принял их, и в тот же миг посетители увидели, что он стал другим человеком (Прим. Вообще-то, рабби Менахем-Мендл был зятем одного из минских богачей, и тот даже собирался строить для него синагогу и йешиву, которую тот мог бы возглавить, но возмущенные его хасидскими привычками, минские миснагдим добились его изгнания. Так что он вполне мог быть оборванным, но вряд ли в изгнание ушла и его теща).

Этого чуткого сдержанного человека любили и люди высшего общества, и обитатели городских окраин. В своем завещании Магид назначил рабби Менахема-Мендела своим наследником, который должен был возглавить движение после его сына. Все письма, написанные учениками Магида, рабби Менахем-Мендель подписывал первым…

В 1777 году рабби Менахем-Мендл вместе с Алтер ребе ездил в Вильно, для того, чтобы переговорить с главным противником хасидизма Виленским гаоном (см. 19 тишрея), но к сожаленью, эта миссия закончилась неудачей. В том же году рабби Менахем-Мендель принимает решение переехать с группой хасидов в Страну Израиля и весной во главе группы из 300 хасидов прибывает в Эрец-Исраэль. Сначала они поселились в Цфате, но турки и арабы преследовали их до тех пор, пока они не оставили город и не переехали в Тверию.

Трудности тогдашней жизни на Святой Земле дали о себе знать и, спустя 10 лет рабби Менахем-Мендл из Витебска покинул этот мир. Перед самой смертью ученики спросили его, рядом с кем он хочет быть похоронен, ведь многие хотят быть похороненными возле праведников. Рабби с удивлением им ответил: «Что за странный вопрос? Мне будет хорошо лежать рядом с каждым евреем. Дай Б г, чтобы ни один еврей не стеснялся меня, так же как я не стесняюсь ни одного еврея».

 

2 ияра 5594 года (4 мая 1834 года) — День рождения четвертого Любавического ребе рабби Шмуэля (ребе Маѓараш). 

После большого пожара в Любавичах третий Любавический ребе — ребе Цемах-Цедек принял решение о приобретении участка земли и строительства на нем большого дома, включающего в себя также и йешиву. Из уважения к Ребе градоначальник бесплатно выдал ему из собственного леса все необходимое для строительства. 

Ребе хотел устроить новоселье в праздник Швуэс, однако ребецн пожелала, чтобы роды происходили в новом доме, и, когда начались схватки, отправилась туда. Когда ребе Цемах-Цедеку сообщили об этом, он поспешил в новый дом, зашел в комнату и стоял там, обратившись лицом к стене, все время родов.

И еще о ребе Маѓараше. В детстве-отрочестве он всерьез увлекался резьбой по дереву и в Любавичах было два «ритуальных» подсвечника его работы : трехцветный тринадцатиствольный, из 613 частей — его ставили в зале йешивы на Песах, и четырехствольный, с которым провожали Ребе до дома в ночь Симхас-Торы.

 

2 ияра 5702 года (19 апреля 1942 года) — Начато написание свитка Торы, посвященного встрече Мошиаха. 

В день праздника Симхат-Тора 5702 года Шестой Любавический Ребе, рабби Йосеф-Ицак, провозгласил написание свитка Торы, посвященного встрече Мошиаха. Было объявлено, что написание его начнется 20 числа месяца хешван 5702 года, однако по различным причинам начало написания свитка Торы было отложено, и ему было суждено состояться 2 ияра. 

Все затраты, связанные с написанием свитка Торы, финансировались с личного счета Ребе, а все благотворительные пожертвования, сделанные в пользу написания свитка Торы, Ребе перевел в кассу Центра по вопросам воспитания. 

Написание свитка Торы было начато в 5702 году (1942), однако его завершение затянулось на долгие годы - до 5730 года (1970).

 

3 ияра приблизительно 3600-3700 года (I-II век до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хони (Йоханана) ѓа-Меагеля.

В Талмуде в трактате Таанит рассказывается: «В один из годов месяц адар уже подходил к концу, а дождя не было уже три года. Обратились к рабби Хони (Йоханану). Он помолился, но дождь не пошел. Тогда он начертил на земле круг, стал внутрь его и сказал: «Владыка Мира! Твои дети обратились ко мне и я клянусь Твоим именем, что не сдвинусь с места, пока ты не сжалишься над своими детьми». Капнуло несколько капель. Рабби Хони сказал: «Владыка мира! Я прошу, чтобы дождь был сильнее». Пошел очень сильный ливень, грозивший перерасти в потоп, но рабби Хони сказал: «Владыка Мира, я просил дождь, который будет не гибелью мира, а благословением». И тогда пошел обычный дождь, а рабби Хони прозвали ѓа-Меагель («очерчивающий круг»)».

Йосиф Флавий рассказывает, что один из последних наследников Хашмонеев династии, Аристобул II, воювая с оспаривавшим его права на престол братом Гирканом II, осадил Храмовую гору. Осажденные сторонники Гиркана обратились к рабби Хони, который находился тогда в Храме, с просьбой проклясть ненавистного им Аристобула, однако рабби Хони отказался проклинать Аристобула, а попросил Всевышнего не принимать молитвы обеих враждующих сторон. Разгневанные сторонники Гиркана забили рабби Хони камнями.

Внуки рабби Хони — Абба Хилкия и Ханаан ѓа-Нехба — также пользовались народной любовью и были известны своей способностью вызывать дождь.

 

3 ияра 5703 года (8 мая 1943 года) — во время восстания в Варшавском гетто погиб один из руководителей восстания Мордехай Анилевич. С 1948 года этот день был провозглашен Днем памяти бойцов подпольных организаций и павших солдат.

 

4 ияра 4925 года (11 апреля 1165 года) — Спасение семьи Рамбама.

В 1165 году семья рабби Маймона покинула марокканский город Фес, и отправилась в Эрец-Исраэль. День отъезда из Феса отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Отдельным постом отмечался также день 4 ияра, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури. 

 

5 ияра 5708 года (14 мая 1948) — День провозглашения независимости Государства Израиль.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев