Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 27. Май, 2019 - 4:24

 aIKu10625256.jpg
21 ияра 5712 года (20 мая 1949 года)— В Израиле основан город Кфар-Хабад (в переводе с иврита — «Хабадский поселок»). 
Первым жителями его были евреи, вырвавшиеся из СССР, уцелевшие в огне Катастрофы и горниле сталинских репрессий. В связи с праздником тогдашний Любавический Ребе рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) подарил будущим жителям Кфар-Хабада Свиток Торы.

23 ияра 5684 года (27 мая 1924 года) года — Предыдущий любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак (Ребе Раяц) переносит место своего проживания в Ленинград. 
Осенью 1923 года гонения большевиков на иудаизм достигли апогея и ребе Раяц, проживавший тогда в Ростове-на-Дону, был единственным, кто бесстрашно воевал против них. 
Весной 1924 года ребе Раяц отправился в Москву, и руководство ростовской ГПУ решило положить конец действиям Ребе, арестовав его сразу после возвращения. Это стало известно хасидам, и после «обсуждения» с руководством ГПУ, было достигнуто «соглашение» — они не арестовывают Ребе, если он по своей воле покинет Ростов. 
За две недели до праздника Швуэс ребе Раяц оставил Ростов и переехал в Ленинград, где еще шире развернул свою деятельность. Следствием этого стал арест в 5687 (1927) году.

25 ияра 5115 года (7 мая 1355 года) — Резня в Толедо.
В этот день в результате нападения, христиан и мусульман на еврейские кварталы Толедо. Особенно сильно пострадали жители неукрепленного квартала Алькана. В это день от рук соседей погибли 1200 евреев.

26 ияра 4702 года (16 мая 942 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Саадьи-гаона.
Рабби Саадья бен Йосеф происходил из рода великого мудреца и чудотворца рабби Ханины бен Досы и родился в местечке Дилас египетского оазиса Файюм (откуда пошло его прозвище ал-Файюми (арабск) или ѓа-Питоми (иврит)), но затем переехал в Эрец-Исраэль, а оттуда в Багдад.
Здесь ему пришлось выступить в качестве главного оппонента рабби Аѓарону Бен-Меиру, возглавлявшего иерусалимскую йешиву. Речь шла о порядке определения сроков праздников, начала месяца и т.д. (имеют ли на это право только мудрецы Эрец-Исраэль или и мудрецы, живущие в изгнании тоже). Конфликт и различие взглядов привели к тому, что евреи Эрец-Исраэль отмечали Рош ѓа-Шана 4683 года (922 г.) во вторник, а евреи Вавилонии — в четверг! В дальнейшей полемике рабби одержал победу и был признан одним из величайших авторитетов в области составления календаря. 
Рабби Саадья вел решительную борьбу с набиравшим силу движением караимов (секта, отрицавшая Устную Тору и Талмуд и следовавшая буквальному, дословному, толкованию текста Торы). Во многом благодаря его усилиям распространение караимства в Эрец-Исраэль и странах Востока удалось приостановить.
Глава вавилонских евреев экзиларх Давид бен Заккай назначил рабби Саадью руководителем некогда знаменитой, а ныне приходившей в упадок йешивы в городе Сура. И рабби Саадья (теперь он носил титул «гаон» — «гений», которым награждались самые выдающиеся мудрецы того времени, возглавлявшие йешивы Суры и Пумбедиты) взялся за решение двух задач: увеличение числа учащихся и укрепление финансового положения йешивы. 
Он добился успеха, но независимость и смелость рабби Саадьи-гаона вызвали гнев экзиларха и привели к конфликту (поводом послужил отказ рабби Саадьи подтвердить условия некоего завещания, которое должно было принести немалую выгоду экзиларху). Разгневанный Давид бен Заккай сместил рабби Саадью и назначил гаоном рабби Йосефа бен Яакова бар Сатию. В свою очередь, рабби Саадья-гаон назначил экзилархом вместо Давида бен Заккая его брата Йошию (Хасана).
В течение некоторого времени преимущество было на стороне рабби Саадьи, но после восшествия на престол нового халифа положение изменилось и рабби Саадья был вынужден отказаться от поста гаона и главы йешивы. Правда, затем произошло примирение, и рабби Саадья снова возглавил сурскую йешиву, и даже воспитывал рано осиротевшего внука Давида бен Заккая.
Рабби Саадья был автором первого перевода Торы на арабский язык и многие из его книг написаны на арабском языке, хотя он был автором первого ивритского словаря и учебника по грамматике иврита. Кроме того, его перу принадлежит знаменитая книга «Китаб ал-аманат ва-л-и‘тикадат» («Книга верований и мнений»), написанная на арабском, и переведенная на иврит под названием «Сефер ѓа-эмунот ве-ѓа-деот» (обычно употребляется сокращенное название «Эмунот ве-деот»). Это первое произведение средневековой еврейской философии, сохранившееся полностью. Вообще, именно произведения рабби Саадьи являются первыми книгами в современном понимании, со структурой, присущей современной книге.

26 ияра 5506 года (16 мая 1746 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше-Хаима бен Яакова-Хай Луццато (Рамхаль).
Рабби Моше=Хаим Луццато, известный под акронимом Рамхаль родился в итальянском городе Падуя и происходил из одной из самых старинных еврейских семей Италии. Уже в юном возрасте отличался большими познаниями как в религиозных так и светских науках, владея ивритом, арамейским, латынью, греческим, итальянским и французским языками. Тогда же он приступил к изучению каббалы под руководством рабби Моше Закуто — одного из виднейших каббалистов того времени.
Рабби Моше было примерно двадцать лет, когда он начал рассказывать товарищам, что время от времени его посещает Малах ѓа-Магид («ангел-проповедник»). То, что рабби Моше услышал от ангела, он использовал в своих книгах и эти тексты поражает мощной глубиной и поистине нечеловеческой силой проникновения в самые основы мироздания (так что разговоры об ангеле, вероятнее всего, были не просто разговорами). Близко знавшие рабби Моше люди рассказывали о его поистине сверхъестественных возможностях и о тех чудесах, которые при нем происходили, так что многие раввины стали опасались, что своей деятельностью одаренный молодой человек может причинить беды, подобно лжемессии Шабтаю Цви. 
Учителя рабби Моше пытались защитить ученика, но, в конце концов после долгой борьбы Рамхаль согласился отдать свои каббалистические писания на хранение учителям и воздерживаться от записи откровений «маггида» и преподавания каббалы. Рамхаль женился, устранив тем самым одно из возражений против его занятий каббалой (неженатому эти занятия не рекомендовались), но спор вокруг его взглядов продолжался, и он вынужден был покинуть Италию и отправиться в Амстердам. Там он зарабатывал ан жизнь шлифованием линз и параллельно много писал, создав замечательные книги (не имеющие никакого отношения к каббале). Позже рабби Рамхаль переселился в Эрец-Исраэль и некоторое время жил в Акко. Рабби Моше-Хаим Луццато и вся его семья умерли во время эпидемии чумы. Его могила находится в городе Тверия (на берегу озера Кинерет), неподалеку от могилы рабби Акивы.

26 ияра 5617 года (20 мая 1857 года) — Йорцайт мудреца и праведника рабби Ицхака-Айзека Эпштейна из Гомеля — одного из первых хасидов Хабада. 
Он родился в 1770 году в Гомеле и уже в юном возрасте связал свою судьбу с основателем движения Хабад Алтер ребе и его молодыми учениками. Идя на первую личную аудиенцию (йехидус) с Алтер ребе, рабби Ицхак-Айзек написал ему записку (квитл, пидьон-нефеш) с вопросом: «Душа устала, как ей приблизиться к Всевышнему?». При этом, передавая квитл Алтер ребе он так переволновался, что потерял сознание.
Будучи в течение 58 лет раввином в Гомеле, рабби Ицхак-Айзек был сведущ как в вопросах Торы, так и в учении хасидизма и являлся автором многих хасидских книг, среди которых «Шней ѓа-меорот», «Ѓинэ Ариэль» и др.
После ухода из этого мира Алтер ребе, рабби Ицхак-Айзек был хасидом его сына, второго Любавического ребе — Мителер ребе, а затем и его сына — третьего Ребе — Ребе Цемах Цедека.

26 ияра 5727 года (5 июня 1967 года) — начало Шестидневной войны.
Боевые действия длились «всего» шесть дней, но за это время армия Израиля сумела одержать победы над значительно превосходящими силами противников из трех государств — Египта. Иордании и Сирии. В результате Шестидневной войны были освобождены большие территории Эрец-Исраэль в Галилее и ан Голанских высотах, в пустыне Негев, Иудее и Шомроне (Самарии), секторе Газа. А самое главное — был освобожден Иерусалим и еврейский квартал города. Кроме того, в руках евреев оказалась Западная стена (Стена плача) и даже Храмовая гора! Правда, через день правители Израиля вернули Храмовую гору мусульманам.

27 ияра 5660 года (26 мая 1900 года) — Йорцайт (годовщина смерти) рабби Шломо-Залмана из Капустина, сына рабби Йеѓуды-Лейба (ребе Маѓариля) и внука ребе Цемах-Цедека.
Рабби Шломо-Залман родился в 5590 (1830) году в Любавичах и был первенцем рабби Маѓариля из Капустина, сына ребе Цемах-Цедека. Дедушка, третий Любавический ребе Цемах-Цедек очень любил его и учил вместе с сыном Шмуэлем, будущим четвертым Ребе (Ребе Маѓараш). 
После ухода из этого мира отца, рабби Шломо-Залман перебрался в Капустин. Там он принял на себя руководство хасидами, которое продолжалось 34 года. Рабби Шломо-Залман написал известную книгу «Магиней Авот» (гиматрия, То есть сумма числовых значений всех букв, этого слова совпадает с гиматрией его имени) с хасидскими комментариями Торы. 
Похоронен рабби Шломо-Залман в Капустине.

27 ияра 5722 года (31 мая 1962 года) — По приговору израильского суда казнен Адольф Эйхман — один из руководителей и исполнителей плана «окончательного решения еврейского вопроса».

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев