Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 12. Июль, 2019 - 7:13

 20320_n.jpg11 тамуза 5591 года (22 июня 1831 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Цви-Ѓирша из Жидачева.

Рабби Цви-Ѓирш родился в галицийском местечке Самбор и вместе со своим младшим братом, рабби Моше из Самбора, учился у рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица, слепого Провидца из Люблина.

Рабби Цви-Ѓирш дружил с известным хасидским цадиком рабби Нафтали-Цви из Ропшиц (см. 11 ияра), а среди его учеников были такие выдающиеся лидеры следующего поколения как рабби Ицхак-Айзик из Комарны, рабби Цви-Элимелех из Динова (известный также как Бней Иссахар, см. 18 тевета), рабби Ицхак-Айзик из Жидачева, рабби Шимон из Ярославля и рабби Шалом из Каменки.

Рабби Ицхак-Айзик из Комарны писал, что душа его учителя была частью души рабби Хаима Виталя — лучшего ученика великого каббалиста рабби Ицхака Лурии Ашкенази (Аризаль), а та, в свою очередь была частичкой души рабби Акивы. Еще один его ученик, рабби Ицхак-Айзик из Жидачева, передавал со слов учителя, что в прошлой жизни он был одним из учеников величайшего каббалиста рабби Шимона бар Йохая (см. 18 ияра). Некоторые из хасидских цадиков-современников рабби Цви считали, что его душа — душа знаменитого мудреца Януки (малыша), упомянутого в каббалситической книге рабби Шимона бар Йохая «Зоѓар». Сам же рабби Цви-Ѓирш говорил своему брату, рабби Моше из Самбора, что его душа в одном из предыдущих воплощений была душой рабби Ишмаэля-первосвященника (см. 25 сивана). 


11 тамуза 5696 года (12 июля 1935 года) — Йорцайт (годовщина смерти) рабби Шнеура-Залмана Слонима, внука ребецн Менухи-Рохл, дочери второго Любавического ребе — Мителер ребе.

Рабби Шнеур-Залман родился в 5622 году в Хевроне (Эрец-Исраэль) в семье раввина и большого хасида рабби Мордехая-Довбера Слонима, сына ребецн Менухи-Рохл.

Сам он также был большим знатоком Торы и хасидской философии (хсидуса или хасидута). Его женой стала ребецн Мушка, дочь его дяди, раввина Леви-Ицхака Слонима. В 1885 году, когда Хабад возглавил пятый Любавический Ребе рабби Шолом-Довбер (Ребе Рашаб), рабби Шнеур-Залманом приехал в Любавичи и остался там надолго. 

Ребе приблизил его к себе, а зимой 1886 года взял с собой в известное ялтинское путешествие, где они провели много часов в совместном изучении хасидута. Кроме того, во время пребывания в Ялте рабби Шнеур-Залман был меламедом (учителем) юного рабби Йосефа-Ицхака (будущего шестого Ребе — ребе Раяца).

После возвращения на Святую Землю он начал переписку с Ребе Рашабом и в опубликованных сборниках посланий Ребе Рашаба содержаться десятки посланий к рабби Шнеуру-Залману.

Интересно, что, обращаясь к рабби Шнеуру-Залману ребе Рашаб шутливо называл его «мой внук», а его отца, рабби Мордехая-Довбера — «зятем». Дело в том, что когда рабби Мордехай-Довбер приехал в Любавичи к четвертому Ребе — рабби Шмуэлю (ребе Маѓараш), сын ребе (будущий ребе Рашаб) проводил с ним долгие часы, слушая рассказы о предыдущих ребе, которые рабби Мордехай слышал от своей мамы, ребецн Менухи-Рохл. 

Однажды ребе Маѓараш тоже послушал рассказы рабби Мордехая и они ему понравились, что он сказал сыну — «пригласи его к себе зятем за стол». (В те времена богатые евреи стремились выдавать своих дочерей пусть и за бедных, но зато ученых юношей и брали на себя обязательство содержать зятя определенное время, давая ему возможность учиться дальше. Так что фраза о «приглашении зятем за стол» означала признание мудрости рабби Мордехая, способного украсить любую семью). Так и повелось. А сын «зятя», стал соответственно «внуком».

В 1900 году, он получил от рабби Шнеура-Залмана из Люблина (автора книги «Торат хесед») предложение возглавить общину Яффо. Заручившись благословением ребе Рашаба рабби Слоним возглавил общину Тель-Авива-Яффо и оставался на этом посту 35 лет, вплоть до конца своих дней.

Похоронен рабби Шнеур-Залман в Тель-Авиве.


12 тамуза 5100 года (8 июля 1340 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова бен Ашера бен Йехиэля (Баал ѓа-Турим).

Рабби Яаков был сыном рабби Ашера, сына Йехиэля (известного как рабби Рош). Он родился в Германии, но затем вместе с отцом переехал в Испанию, в Толедо, где, отказавшись от поста раввина, жил в большой бедности, посвящая все свое время изучению Торы. Наибольшую известность рабби Яакову бен Ашеру принесла книга «Арба ѓа-турим» («Четыре ряда»), давшая ему, как это часто бывает, второе имя. Считая, что в настоящее время «аргументы стали ошибочны, разногласия усилились, мнения умножились, так что не осталось ни одного ѓалахического правила, относительно которого существует согласие», рабби Яаков решил написать книгу, который охватывал бы все законы и обычаи, касающиеся как человека, так и общины. 

В «Арба ѓа-турим» по каждому вопросу в лаконичной форме приведены мнения всех крупных авторитетов всех предыдущих поколений, для того чтобы любой раввин, пользующийся этой книгой, мог сам сделать окончательный вывод, оценив и сравнив различные мнения. 

В соответствии с названием книга состоит из четырех частей. «Орах хаим» («Образ жизни») объединяет правила ежедневного поведения, а также законы субботы, праздников и будней; «Йоре деа» («Учитель мудрости») посвящена кашруту, законам обрезания, траура и пр.; «Эвен ѓа-эзер» («Скала помощи») включает положения о браке и разводе; «Хошен мишпат» («Знак суда») посвящена судопроизводству и заповедям, регулирующим имущественные отношения.

Согласно преданиям, рабби Яаков умер по пути в Эрец-Исраэль.


12 тамуза 5640 года (21 июня 1880 года) — День рождения рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц), шестого Любавического Ребе. 

Его мать, ребецн Штерна-Сара рассказывала: «После нашей свадьбы прошло несколько лет. Я была очень молода и находилась далеко от дома своих родителей. У нас все еще не было детей, и это очень травмировало меня. 

Однажды, в праздник Симхат-Тора, во время кидуша, который происходил дома у моего свекра, рабби Шмуэля (четвертый Любавический Ребе, ребе Маѓараш), произнесли «Мишеберах» (молитву за здоровье) на всех женщин и девушек «Дома ребе», но, про меня почему-то забыли. Я очень расстроилась, и, хотя позже благословили и меня, осадок остался. Я ушла к себе в комнату и стала думать о том, что у меня до сих пор нет детей, о своем одиночестве, об этой истории с «Мишеберах». Я заплакала и так в слезах задремала. И тогда мне приснился сон. 

Я увидела во сне человека внушительной наружности, который вошел в мою комнату и спросил меня: «Дочь моя, почему ты плачешь?» Я рассказала обо всем, что было в моем сердце и он сказал: «Не плачь дочь моя! Обещаю тебе, что в этом году родится у тебя сын, но сразу после праздника ты должна раздать 18 рублей из своих личных денег на цдаку». 

Закончив говорить, человек вышел из комнаты и исчез. Через несколько минут он вернулся в сопровождении еще двоих и повторил перед ними поставленное мне условие. Пришедшие с ним согласились и все трое, благословив меня, вышли из комнаты. 

Через несколько часов вернулся мой муж. Я рассказала ему о сне и он, поспешив к своему отцу, пересказал ему его. Свекор вызвал меня и попросил рассказать ему сон во всех подробностях. Когда я закончила рассказ, свекор сказал: «Первый, посетивший тебя, был ребе Цемах-Цедек, а двое других – Мителер ребе и Алтер ребе». 

После праздника я должна была выполнить поставленное мне во сне условие, но откуда я могла взять «18 рублей моих личных денег»? У меня было платье, сшитое по последней моде тех дней, но свекор не хотел, чтобы я его надевала. Тогда я позвала женщину, занимавшуюся нуждами общины, и попросила ее продать это платье. А из вырученных за платье денег я отделила 18 рублей на цдаку. 

В том же году у меня родился сын, ребе Раяц» — закончила свой рассказ ребецн Штерна-Сара.


12 тамуза 5625 года (6 июля 1865 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элияѓу-Йосефа Ривлина из Дрибина, автора книги «Оѓель Йосеф»

Рабби Элияѓу-Йосеф из Дрибина был великим мудрецом, одним из виднейших хасидов второго и третьего Любавических Ребе — Мителер ребе и ребе Цемах-Цедека, и одним из столпов хасидизма тех дней. Ребе Цемах-цедек говорил: «У него есть два с половиной хасида, один из которых рабби Элияѓу-Йосеф». Вначале он был раввином местечка Дрибин, затем переехал в Полоцк, а оттуда в 1847 году перебрался в Эрец-Исраэль, где стал раввином и наставником хасидской общины. Среди прочего он обустроил синагогу «Цемах-Цедек» в Старом городе Иерусалима.

Похоронен рабби Элияѓу-Йосеф в Иерусалиме, на Масличной горе.


12 тамуза 5655 года (4 июля 1895 года) — Ребе Рашаб (рабби Шолом-Дов-Бер) назначил сына, рабби Йосефа-Ицхока (будущий ребе Раяц), своим секретарем

В тот момент будущему шестому Любавическому Ребе было всего 15 лет, но ребе Рашаб назначил его своим секретарем по ведению общих вопросов. В том же году рабби Раяц присутствовал на съезде раввинов в качестве представителя ребе Рашаба. 

Поскольку Йосеф-Ицхак был все-таки молод, ребе Рашаб отправил вместе с ним рабби Шмуэля-Бецалеля, предупредив его, что хотя он, Шмуэль-Бецалель весьма умен, а Йосеф-Ицхак очень молод, чем меньше Шмуэль-Бецалель будет вмешиваться его действия, тем будет правильнее. 


12 тамуза 5687 года (12 июля 1927 года) — «Праздник Освобождения». В этот день шестой Любавический Ребе рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) получил сообщение об его освобождении из костромской ссылки. 

Ребе Раяц вместо расстрела был отправлен в трехгодичную ссылку в Кострому, но совет, созданный для его освобождения, принял решение продолжать работу по его полному освобождению. Члены совета вновь обратились к Г же Пешковой, представительнице «Красного Креста» в СССР, и она попыталась добиться от советского руководства освобождения Ребе. В противовес ей ленинградские чекисты заявили, что если Ребе вернется в Ленинград, то сразу же будет арестован. 

Ребе Раяцу было предписано каждый вторник являться в костромское отделение ГПУ, но, когда 12 тамуза, во вторник, ребе Раяц и сопровождавший его рабби Элияѓу-Хаим Алтгойз пришли туда, чекист приветливо принял их и сказал: «Пришел приказ дать Вам освобождение, и я счастлив сообщить Вам о Вашем выходе на свободу». 

Поскольку в этот день то костромское отделение ГПУ было выходным, там не смогли выдать свидетельство об освобождении и Ребе был вынужден ждать получения свидетельства до 13 тамуза.


13 тамуза 5687 года (13 июля 1927 года) — Ребе Раяц получает свидетельство об освобождении. 

13 тамуза, после получения свидетельства об освобождении Ребе, множество людей собралось в доме, где он жил на фарбренген. 

На следующий день, в 11 часов утра, в сопровождении двух посланцев от еврейской общины города, Ребе оставил Кострому свободным гражданином и в пятницу, 15 тамуза, прибыл в Ленинград. В городе он оставался лишь несколько дней, поскольку «евсекция» и ГПУ не успокоились и вновь угрожали арестом. Выхода не было и, оставив Ленинград, Ребе поселился в подмосковной деревне Малаховка.


15 тамуза 5503 года (7 июля 1743) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) известного мудреца-каббалиста рабби Хаима бен Атара, автора книги комментариев к Торе «Ор ѓа-Хаим». Рабби Хаим родился в Марокко, жил и учился в Алжире, Италии, Эрец-Исраэль (Акко и Иерусалиме (там он поселился за год до смерти)). 

О его святости и величии рассказывают множество историй. Известно например, что во время своего, к сожаленью, завершившегося неудачей, путешествия в Эрец-Исраэль основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов намеревался встретиться с рабби Хаимом бен Атаром, чтобы совместными усилиями привести Мошиаха и способствовать окончательному освобождению.


16 тамуза 2448 года (1312 год до этой эры) — Изготовлен золотой телец.

16 тамуза 2448 года (1312 год до этой эры) — Йорцайт (годовщина гибели) Хура бен Калева.

Шестнадцатое тамуза 2448 года от Сотворения Мира был 40-м днем процесса получения Торы на горе Синай. Народ с нетерпением ожидал возвращения Моше-рабейну (Моисея) с горы Синай. Но, когда вопреки обещаниям, глава народа к назначенному времени не вернулся (на самом деле евреи ошиблись в расчетах, и 40-м должен был оказаться следующий день), то стоявшие у Синая взволновались и помчался к Аѓарону с требованием изготовить им того, кто будет воплощать Б га. Это не было созданием нового Б жества, как ошибочно изображают это событие. Евреи не пытались найти нового Б га, они пытались изготовить себе некое Его воплощение, которое будет выступать перед Ним в качестве полномочного посла еврейского народа.

Хур, сын пророчицы Мирьям (сестры Моше) и Калева, сына Йефунэ (главы колена Йеѓуды) пытался образумить людей и был растерзан толпой. Аѓарон сдался и отлил из золота фигуру быка.


17 тамуза 2448 года (1312 год до н. э.) — Моше-рабейну (Моисей) разбивает скрижали. 

Через 40 дней после получения Торы, Моше, спустившись с Синая обнаруживает евреев, пляшущих вокруг золотой статуи быка. Увидев это, Моше разбил скрижали с 10 заповедями, которые он нес с Синая.


17 тамуза 3328 года (432 год до н. э.) — Прекращены жертвоприношения в Храме. 

В этот день у коѓенов, осажденных вавилонскими войсками на Храмовой горе, не осталось животных для жертвоприношений и ежедневные жертвоприношения в Храме (корбан тамид) были прерваны. Фактически Храм перестал функционировать, ибо его основная суть — в служении Всевышнему (в т. ч. путем жертвоприношений). До разрушения нашего Святого Храма осталось три недели.

 

17 тамуза 3829 года (69 год н.э.) — Проломлена стена Иерусалима. 

В этот день осаждавшие город римские войска проломили городскую стену и ворвались в Иерусалим. На улицах города завязались бои и римляне начали пробиваться к Храму. На то, чтобы пройти это сравнительно небольшой отрезок им понадобилось три недели.


Также в Талмуде (трактат Таанит, гл. 4, стр. 28-б) упомянуты еще два печальных события произошедших в этот день. 


17 тамуза — римский генерал Апостомус сжег свиток Торы.

Этот был первый, но, к сожаленью, не последний случай сожжения святых текстов.


17 тамуза — в Храме была водружена статуя языческого идола.

Насколько кощунственно выглядит это действие, наверное, объяснять не надо.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев