7 хешвана 3339 года (423 год до н.э.) — убийство сыновей царя Иудеи Цидкияѓу.
После того, как армия вавилонского царя Навухаднецара (Навуходоносора) пробила стены Иерусалима и ворвалась в город (см. 9 тамуза) царь Иудеи Цидкияѓу сдался в плен. Месяц спустя Иерусалим был полностью захвачен врагом, Первый Храм был разрушен, а большая часть евреев уведена в изгнание.
Перед тем, как увести царя Цидкияѓу в плен, ввилоняне ослепили его, а перед тем они на его глазах убили царских сыновей, чтобы эта ужасная картина всегда стояла перед глазами (точнее, в памяти) Цидкияѓу.
7 хешвана, эпоха Второго Храма — последние евреи после окончания праздника Суккот возвращаются домой.
Во времена Второго Храма евреи жившие на берегах Ефрата в Вавилонии (дальше всех от Иерусалима) оказывались дома к 7 числу месяца хешван. Их двухнедельное путешествие заканчивалось и теперь уже абсолютно все паломники, бывшие на праздник Суккот в Иерусалиме оказывались в родных местах.
Евреи ожидали этого дня с тем, чтобы начинать молитвы о дожде (до этого просили дождь на будущее, чтобы он не помешал путникам в дороге, но теперь уже можно было просить дождь «с немедленной доставкой на дом»). 7 хешвана также являлось своеобразным водоразделом: начиная с этого дня евреи возвращались от наполненного праздниками месяца тишрей к обыденной жизни.
7 хешвана 5694 года (27 октября 1933 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Меира Шапиро из Люблина.
Рабби Йеѓуда Меир Шапиро родился 3 марта 1887 года в буковинском местечке Шацк и был потомком известных раввинских семей. Его отец, рав Яков-Шимшон, глава раввинского суда Шацка был правнуком известного хасидского мудреца рабби Пинхаса из Кореца, а его мать, ребецн Маргуля была дочерью Монастырищского ребе рабби Шмуэля Шора, который был потомком сразу двух выдающихся ѓалахических авторитетов — рабби Цви-Ѓирш Шора, автора книги «Байт Хадаш», чье название стало его именем (сокращенно — Бах) и рабби Давида ѓа-Леви, автора книги «Турей заѓав», также известного по имени своей книги (сокращенно — Таз).
Малыш отличался необыкновенными способностями и к восьми годам знал наизусть почти весь Талмуд. В 9 лет Меир Шапиро стал широко известен по всей округе как «Илуй (юный гений) из Шацка». Но когда от непрерывных занятий здоровье мальчика стало ухудшаться, доктора посоветовали ему меньше сидеть над книгами. Он послушался их, действительно сократив проводимое за книгами время. Вместо этого Меир брал друзей и они шли гулять, по дороге повторяя и пересказывая друг другу выученный материал.
В течение жизни рабби Меир жил в Монастырищах, Тарнополе, Глине, Петрикове и Люблине. В этом городе в 1924 году он основал знаменитую йешиву «Хахмей Люблин» («Йешива люблинских мудрецов») — первую польскую йешиву где большое внимание уделялось не только духовному, но и физическому здоровью учеников. Рабби Меир — был одним из наиболее ярких еврейских духовных лидеров своего поколения и даже избирался депутатом польского сейма. В Рош ѓа-Шана 5684 года (11 сентября 1923 года) по его предложению евреи всего мира начали цикл ежедневного изучения одного листа Талмуда (на иврите это называется даф ѓа-йоми или блат Геморэ на идиш). Как раз в ушедшем году был закончен 11-й цикл изучения Талмуда.
Его детище — йешива «Хахамей Люблин» во время Второй мировой войны была разрушена нацистами, а библиотека йешивы была сожжена, причем книг было так много, что костер пылал 20 часов! Рабби Меир не увидел этого, так как он ушел из этого мира в 1933 году. Первоначально его погребли в Люблине, но в 1958 году он совершил свое последнее путешествие, обретя покой в Иерусалиме.
9 хешвана 5088 года (25 октября 1327 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) мудреца и законодателя рабби Ашера бен Йехиэля.
Выдающийся талмудист рабби Ашер бен Йехиэль (известный также как Ашери или Рош) родился в средине ХIII века в Германии в известной еврейской семье (его предком был великий законоучитель рабби Гершон Меор ѓа-Гола («Светоч изгнания»)). Его учителем был лидер европейских (ашкеназских) евреев рабби Меир бен Борух из Роттенбурга, но, после того как рабби Меир был заточен в тюрьму, общепризнанным лидером европейского еврейства стал Рош. Боясь, что его постигнет та же участь, Рош в 1303 году покидает Германию, направившись по приглашению великого мудреца рабби Шломо ибн Адерета (Рашба) из Барселоны в Испанию. В 1305 году он становится главой еврейской общины Толедо.
Здесь рабби Рош прожил оставшуюся часть жизни, очень много сделав для сближения ашкеназской (германской) и сефардской (испанской) еврейских традиций. В частности он ввел в Испании систему обучения Талмуду по методам принятым в Германии, так что в его йешиву стекались студенты из всей Европы. Комментарии Роша являются обязательной частью Талмуда, а его труды по Ѓалахе (еврейскому закону) послужили основой для создания законодательных кодексов, например «Шулхан аруха» (см. 2 элула). Также, помимо своих выдающихся знаний рабби Ашер был известен своим благочестием и поведением, достойным подражания.
10 хешвана 2197 года (1564 год до н.э.) — День рождения Гада бен Яакова.
10 хешвана 2322 года (1439 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Гада бен Яакова.
Гад был седьмым сыном нашего праотца Яакова и первенцем одной из его жен — Зилпы (служанки Леи). Родился он в Арам-Наѓараиме (территория нынешнего Ирака), где его отец был на службе у тестя (деда Гада) — Лавана и покинул этот мир через 125 лет, находясь в Египте
Когда на пути в Эрец-Исраэль евреи заняли Заиорданье, колена Гада и Реувена, а также половина колена Менашше обратились к Моше с просьбой дать им в наделы пастбища Гилада, где они могли бы кочевать со своими многочисленными овечьими стадами. Моше согласился с условием, чтобы все боеспособные мужчины, оставив женщин и детей во вновь полученных наделах, перешли Иордан и вместе с остальными коленами участвовали в завоевании Эрец-Кнаана (Ханаан, будущая Эрец-Исраэль). Полученный Гадом надел включал южный Гилад, западную часть северного Гилада, и почти всю Иорданскую долину до озера Кинерет.
Из колена Гада происходил судья Ифтах. После распада единого еврейского царства колено Гада входило в состав Израильского (Северного) царства.
11 хешвана 1656 года (2105 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Метушелаха бен Ханоха.
Метушелах (в библейских переводах его называют Мафусаил) получил известность как человек, проживший больше всех на земле. Он был главой восьмого, считая от Адама, поколения и прожил 969 лет, уйдя из этого мира менее чем за неделю до начала Вселенского Потопа. Как вы помните, в том потопе уцелела лишь семья его внука Ноаха (Ноя).
11 хешвана 2208 года (1554 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) нашей праматери Рахели.
Рахель родилась в местности Арам (территория нынешнего Ирака) ориентировочно в 1585 году до н.э. Ее отцом был Лаван, брат Ривки — жены нашего праотца Ицхака. Живя в доме Лавана Яаков полюбил Рахель и попросил ее руки, а, не имея денег для выкупа невесты, отработал на Лавана семь лет. Увы, но будущий тесть обманул его, и наутро после свадьбы Яаков обнаружил, что его женой стала не Рахель, а ее сестра Лея. Яаков отработал еще семь лет, уже за Рахель, и таким образом оказался женат сразу на двух сестрах.
В течение долгих лет Рахель была бесплодна, в то время как ее сестра-соперница родила шестерых мальчиков и одну девочку. Однако, в 1562 году до н.э. Рахель все же родила своего первенца Йосефа, а через 9 лет, когда все семейство Яакова возвращалось к его отцу Ицхаку в Хеврон, родила второго сына, Биньямина.
К сожаленью, во время родов Рахель умерла, и Яаков похоронил ее возле дороги, у города Бейт-Лехем (Вифлеем). Ее могила до сих пор является одним из тех мест, куда евреи приходят просить у Всевышнего заступничества.
Больше всего людей приходят к могиле Рахель в рош-ходеш (новомесячье, день, который в еврейской традиции посвящен женщинам), на протяжении всего месяца нисан и в день йорцайта нашей праматери.
11 хешвана 2208 года (1554 год до н.э.) — День рождения Биньямина бен Яакова.
11 хешвана 2318 года (1443 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Биньямина бен Яакова.
Гад был двенадцатым сыном нашего праотца Яакова и вторым ребенком одной из его жен — Рахель (см. 11 хешвана). Биньямин родился в Эрец-Исраэль (единственным из детей Яакова) и покинул этот мир ровно через 111 лет. К сожаленью, мать Биньямина умерла при родах и была похоронена возле города Бейт-Лехем (Вифлеем). Перед смертью она назвала сына «Бен-Они» («сын скорби»), но Яаков переименовал его в Биньямин (по одному мнению это значит «сын силы моей», т.е. сын правой руки, которая олицетворяет силу, по другому мнению это имя он получил потому что он родился в Эрец-Исраэль, которая расположена на юге, если идти из Арам-Наѓараима. Биньямин - Бен-Йамин, сын юга (в старину у евреев восток обозначался как «прямо», а юг «направо», т.е. «ямин»).
Территория колена Биньямина простиралась от горной области, населенной коленом Эфраима, до горной области колена Йеѓуды. На территории колена Биньямина располагался принадлежавший Иерусалим, хотя находился он в личном царском владении.
Колено Биньямина считалось младшим из колен, и его территория была наименьшей, однако это колено играло важную роль еврейской истории. Одним из первых судей был Эѓуд, сын Геры из колена Биньямина, а первый царь Израиля Шауль также принадлежал к этому колену. Война колена Биньямина со всеми другими коленами едва не поставила его на грань уничтожения, однако, все закончилось благополучно (см. 15 ава).
Одними из последних упоминаемых потомков колена Биньямина были герои пуримской истории Мордехай и его племянница Эстер.
11 хешвана 5588 года (31 октября 1797 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Нахума бен Цви Тверского из Чернобыля.
Фамилия этой знаменитой династии образована не от названия русского города Тверь, а в память о предках, происходивших из Тверии — одного из святых городов Эрец-Исраэль.
Родоначальником стал Менахем-Нахум бен Цви, учившийся в йешивах Литвы, а затем ставший учеником рабби Баал Шем-Това, а после его ухода из этого мира — одним из самых известных учеников его преемника рабби Дов-Бера из Межерича (Межеричского маггида).
Рабби Менахем-Нахум был принят на должность маггида (проповедника) в местечке Чернобыль, где и прожил всю оставшуюся жизнь, став родоначальником чернобыльского хасидизма.
11 хешвана 5669 года (5 ноября 1908 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шнеура-Залмана-Аѓарона (Разо), старшего сына четвертого Любавического ребе.
Обладатель многих достоинств и замечательных качеств рабби Разо, был достойным сыном своего отца, но после его ухода из этого мира он отказался возглавить движение и занялся торговлей, хотя по-прежнему отдавал много времени и сил общине и ее нуждам.
Рабби Разо ушел из этого мира на 51-м году жизни и был похоронен в городе Витебске.