27 хешвана 1657 года (2104 год до н.э.) — Окончание Всемирного Потопа.
В этот день земля окончательно подсохла и тем самым завершился 365-дневный Всемирный Потоп, уничтоживший все живущее на земле (за исключением укрывшихся в Ноевом ковчеге). В тот же день Всевышний повелел Ноаху выйти из ковчега и начать вновь заселять землю.
28 хешвана 5024 года (2 ноября 1263 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йоны из Героны.
Рабби Йона родился в испанском городе Герона (Жерона) в 1180 году в почтенной уважаемой семье и был двоюродным братом известного мудреца и комментатора Торы рабби Моше бен Нахмана, известного нам как Рамбан (кстати, его сын, рабби Шломо, женился на дочери рабби Йоны).
Рабби Йона учился у рабби Шломо из Монпелье и во время его с Рамбамом (рабби Моше бен Маймон) активно поддерживал своего учителя. Дискуссия привела сожжению книги Рамбама «Морэ невухим («Путеводитель заблудших»), и когда через девять лет в Париже французскими священниками были сожжены 24 телеги, наполненные томами Талмуда, рабби Йона усмотрел в этом и свою вину, вызванную предыдущими нападками на Рамбама. Он объявил во всеуслышание, что отправится в Эрец-Исраэль, в город Тверию, к могиле Рамбама, где в присутствии миньяна попросит у покойного прощения.
И рабби Йона отправился в путь. Правда, он задержался на три года в Барселоне, где обучал местных евреев, обязательно цитируя при этом труды Рамбама и его постановления. Когда же продолжая путь, он приехал из Барселоны в Толедо, то местная община умолила его задержаться и здесь, чтобы дать уроки Талмуда. В Толедо рабби Йона скоропостижно скончался и его уход из этого мира был оплакан всеми евреями Испании.
28 хешвана 5672 года (19 ноября 1911 года) - Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Михоэля Блинера (Михоэль дер Алтер, Старик Михоэль) наставника йешивы «Томхей тмимим» в Любавичах.
Много лет рабби Михоэль был наставником йешивы в белорусском местечке Невель, но однажды пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб) попросил его переехать в Любавичи, чтобы стать наставником йешивы «Томхей тмимим». Жители Невеля не хотели отпускать рабби Михоэля и написали письмо ребе Рашабу, с просьбой не забирать от них рабби Михоэля, однако ребе ответил им, что пребывание рабби Михоэля в Любавичах гораздо важнее, чем в Невеле.
Одной из отличительных черт рабби Михоэля было сильно выраженное качество аѓават Исраэль (любовь к еврейскому народу), а его привязанность и любовь к ученикам йешивы просто не имела границ.
1 кислева 1657 года (2104 год до н.э.) — Первая радуга.
Спустя несколько дней после окончания Потопа (см. 27 хешвана) на небе в первый раз появилась радуга. Это интересное оптическое явление (дифракция лучей проходящих сквозь водяную взвесь) было даровано людям, как напоминание о Потопе и о союзе, заключенном Всевышним с сынами Ноаха по его окончании. Тогда Всевышний пообещал людям, что, невзирая на наше поведение, подобное больше не повториться. Так что в еврейской традиции, в отличие от других народов, появление радуги — не вполне добрый знак. Это означает, что люди своим поведением заслужили суровое наказание, но, помня о своем обещании, Всевышний нас прощает. Но чтоб мы знали — только тот, давний союз, скрепленный радугой, предотвращает наказание!
В истории были зафиксированы несколько периодов (совершенно не случайно совпадавших с периодами жизни великих праведников), когда радуга на небе совершенно не появлялась. Одним из таких людей был великий каббалист рабби Шимон бар Йохай (см. 18 ияра).
1 кислева 5587 года (1 декабря 1826 года) — Рабби Аѓарон ѓа-Леви Гуревич из Стрешеле освобожден из заключения.
Рабби Аѓарон, один из первых учеников Алтер ребе был арестован примерно в то же время, что и Мителер ребе. Случилось это после того, как его сын, рабби Михаэль-Давид, поссорился с человеком, оклеветавшим Мителер ребе. Клеветник пообещал упечь за решетку его отца и сдержал слово.
Впрочем, офицер, которому когда-то довелось видеть, как вечером в пятницу рабби Аѓрон делал кидуш (а он делал это с большим воодушевлением), сказал губернатору, что такой «Б жий человек» не может быть преступником. Приговор был отменен и за несколько дней до освобождения Мителер ребе рабби Аѓарона также отпустили на свободу.
1 кислева 5657 года (6 ноября 1896 года) — День рождения рабби Шмарьяѓу Гурарье.
Отцом рабби Шмарьяѓу был рабби Менахемом-Мендел Гурарье — один из самых больших хасидов рабби Шолом-Дов-Бера, пятого Любавического ребе. Рабби Шмарьяѓу учился в любавической йешиве «Томхей тмимим» и в в 1920 году женился на старшей дочери рабби Йосефа-Ицхака, шестого Любавического ребе, став одним из его помощников. После ухода из этого мира рабби Йосефа-Ицхака многие хасиды считали, что именно рабби Шмарьяѓу должен возглавить Хабад, однако он отказался в пользу своего шурина Менахема-Мендла, мужа младшей дочерью рабби Йосефа-Ицхака, и многие годы помогал ему в его работе.
1 кислева 5738 года (11 ноября 1977 года) — Впервые с Шмини-Ацерет Ребе вышел из своей комнаты.
После инфаркта, случившегося у него на Шмини-Ацерет 5738 года, Ребе вплоть до начала месяца кислев находился в своей комнате, расположенной в здании по номером 770 на Истерн-Парквэй, но вечером 1 кислева он впервые вышел из своей комнаты. Этот день превратился для хасидов в праздник, в день пира и радости.
2 кислева 5748 года (23 ноября 1987 года) — Возвращение книг и рукописей любавических ребе.
По окончании судебного разбирательства книги, похищенные из хабадской библиотеки, были возвращены на свое законное место, в дом под номером 770 на бруклинской улице Истерн-Парквэй.
2 кислева 5748 года (23 ноября 1987 года) — Возвращение книг и рукописей любавических ребе.
По окончании судебного разбирательства книги, похищенные из хабадской библиотеки, были возвращены на свое законное место, в дом под номером 770 на бруклинской улице Истерн-Парквэй.