Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 09. Февраль, 2020 - 6:31

aIKu10625256.jpg
 14 швата 5515 года (9 февраля 1755 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова-Йеѓошуа бен Цви-Ѓирша Фалька Каца.

Рабби Яаков Фальк был раввином Лемберга (Львова), Берлина, Франкфурта-на-майне, где возглавлял франкфуртскую йешиву. В еврейском мире он известен под именем Пней Йеѓошуа по имени своей главной книги.

Похоронен рабби Яаков во Франкфурте-на-Майне.

 

14 швата 5743 года (28 января 1983 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Арье Каплана.

Рабби Арье родился в 1935 году в Нью-Йорке и учился в знаменитой йешиве «Мир» (сначала в нью-йоркском отделении, а затем в Иерусалиме, где и получил раввинское звание). Помимо этого у него была магистерская степень по физике и он даже был включен в сборник «Кто есть кто в физике» 

За свою недолгую, но яркую жизнь рабби Арье Каплан написал свыше 60 книг, причем многие из них стали заметным явлением в современной еврейской философии. Нынешний всплеск интереса к Каббале в значительной степени был вызван его трудами — как обстоятельными переводами малоизвестных каббалистических произведений, так и его собственными прекрасными книгами (при этом следует отметить, что рабби Арье не имеет никакого отношения к модным «популяризаторам» Каббалы, вроде Лайтмана или Берга).

 

15 швата 5612 года (5 февраля 1852 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Нехемьи из Дубровны.

Рабби Нехемья родился также 15 швата 5548 (1788) года и был зятем рабби Хаима-Авраѓама, сына Алтер ребе. Он учеником Алтер ребе, одним из самых больших хасидов Мителер ребе и напарником по учебе для третьего Любавического ребе рабби Менахема-Мендела (ребе Цемах Цедек). Рабби Нехемья был выдающимся мудрецом (гаоном), автором книги «Диврей Нехемья», однако он не желая использовать Тору «как мотыгу» (т.е добывать с ее помощью пропитание) и зарабатывал на жизнь изготовлением талесов.

 

15 швата 5620 года (24 января 1788 года) — Начало написания свитка Торы посвященного рождению пятого Любавического ребе рабби Шолома-Дов-Бера.

10 кислева того года ребецн Ривка увидела во сне свою мать, ребецн Шейну и своего деда, Мителер ребе (второго Любавического ребе, рабби Дов-Бера), которые велели написать свиток Торы, чтобы родился хороший сын, а дед попросил назвать ребенка его именем. Ребецн Ривка рассказала о своем сне мужу, рабби Шмуэлю (будущий четвертый Любавический ребе, ребе Маѓараш) и они решили написать свиток Торы.

Начало работы пришлось отложить: ребе Маѓараш хотел, чтобы сойфер (переписчик Торы) использовал для свитка клаф (пергамент) самого высокого уровня кошерности, но достать его было нелегко. Когда же это было сделано, отец ребе Маѓараша, третий Любавчиеский ребе Цемах Цедек (рабби Менахем-Мендл) велел, чтобы свиток писался без излишнего внимания, лишь в присутствии его сыновей. Написание свитка было завершено 14 хешвана следующего года, в комнате ребе Цемах Цедека

Родившегося мальчика назвали Шолом-Дов-Бер и, со временем, он возглавил Хабад, став пятым по счету Любавическим ребе (ребе Рашаб).

 

15 швата 5700 года (25 января 1940 года) — Рабби Леви-Ицхак, отец Ребе, вышел из тюрьмы и был отправлен в ссылку в селение Чили. 

В течение месяца рабби Леви-Ицхак ехал в «столыпинском» вагоне из екатеринославской тюрьмы до Алма-Аты, причем ни изматывающая дорога, ни переполненные вагоны с нечеловеческими условиями, не мешали рабби Леви-Ицхаку так, как отсутствие воды для утреннего омовения рук (11 дней воды не хватало даже для питья, но рабби Лейви-Ицхок, не поступавшийся ни одной деталью еврейского закона, даже находясь в таком тяжелом положении, использовал эту воду лишь для мытья рук). 

15 швата поезд достиг конечной станции и после 10 месяцев тюрьмы, рабби Леви-Ицхак впервые почувствовал себя человеком. Однако сразу же по прибытию на место они были отправлены в отдаленные район Казахстана. где им предстояло влачить годы ссылки. Рабби Леви-Ицхак был отправлен в наиболее удаленное место – поселок Чили.

 

16 швата 5629 года (29 января 1869 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Боруха-Шолома.

Рабби Борух-Шолом (Рабаш) был первенцем третьего Любавического ребе Цемах Цедека. После из этого мира ребе Цемах Цедека не сумели найти достойного лидера и раскололись на несколько ветвей, которые возглавили сыновья ребе Цемах Цедека, поселившиеся в Копысе, Лядах, Нежине, Овруче.

Старший сын ребе Цемах Цедека, рабби Барух Шолом единственный из всех сыновей остался в Любавичах и он же, единственный, не создавший свою особую ветвь в Хабаде. Рабби Рабаш отличался необыкновенной скромностью, старался ни по поведению ни по положению ничем не выделяться и упорно не хотел возглавлять хасидское движение. Его потомки были раввинами в разных населенных пунктах Российской империи, а его правнуком по мужской линии был наш Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон.

 

19 швата 5700 года (29 января 1940 года) — Отец Ребе рабби Леви-Ицхак прибывает к месту ссылки в Чили.

Будучи «особо опасным заключенным» рабби Леви-Ицхак был отослан в наиболее удаленное место — Чили, представлявший из себя одну большую тюрьму не нуждающуюся в охране, так как убежать оттуда было невозможно (140 километров пустынь и болот). 

Зимы в Чили были холодные, а рабби Леви-Ицхак прибыл туда поздно ночью. Оставаться на улице было опасно и рабби Леви-Ицхак с еще одним заключенным-евреем пошли к портному, еврею, сосланному сюда много лет назад и женившегося на нееврейке. Рабби Леви-Ицхак со своим спутником направились к его дому в надежде, что тот впустит их хотя бы до утра, но увидев, кто стоит перед ним, тот захлопнул. Не имея другого выхода вновь прибывшие продолжали идти, до тех пор, пока не заметили слабый свет в окне. Хозяин-нееврей сжалился над ними и разрешил зайти. 

Положение рабби Леви-Ицхака было очень тяжелым, хотя, когда его жена ребецн Хана, сумела пробиться к нему, ему стало легче. Рабби Леви-Ицхак провел в Чили 4 года, вплоть до ухода из этого мира.

Похоронен рабби Леви-Ицхак в Алма-Ате.

 

20 швата 2199 года (1562 год до н.э.) — День рождения Ашера бен Яакова.

Ашер («счастливый» или «удачливый») был вторым сыном нашего праотца Яакова и его жены Зилпы и восьмым сыном в общем порядке рождения детей Яакова. При разделе территории Эрец-Исраэль его потомкам досталась территория на севере страны — в Галилее и на побережье Средиземного моря. Земля колена Ашера давала все необходимое для служения в Храме, включая масло и голубую краску для одежд первосвященника. Продукты питания для царского стола также доставлялись из его земель. Колено Ашера также известно тем, что не дало стране ни одного судьи, царя или полководца.

По мнению некоторых мудрецов этот день также является днем его йорцайта (ухода из этого мира).

 

21 швата 5449 года (11 февраля 1689 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Йонатана Галанте из Иерусалима (ѓа-Маген).

Рабби Моше Галанте II — автор книг по Ѓалахе (еврейскому законодательству) — «Корбан Хагига» и «Элеф ѓа-Маген» (это название стало его собственным именем) был признан величайшим затоком Торы своего поколения. По решению мудрецов он был избран главой раввинского суда в Иерусалиме. Его внуком был знаменитый рабби Йеѓуда-Арье-Лейб Алтер из Гура (так же известный как рабби Сфат Эмет, см. 5 тевета), посвятивший деду немало хвалебных слов.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев