Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 24. Февраль, 2020 - 12:56

28 швата приблизительно 3627 года (134 год до н.э.) — Снятие осады с Иерусалима.

В этот день сирийский правитель Антиох V отступил от осажденного Иерусалима, отказавшись от замысла разрушить город. Во времена Хашмонеев этот день был объявлен праздничным.

1 адара 2448 года (1313 год до н.э.) — Девятая египетская казнь — тьма египетская.

Тьма была девятой по счету казнью, которую Всевышний обрушил на египтян, отказывавшихся отпустить сынов Израиля из рабства. В этот день плотная тьма накрыла землю. «Не видели друг друга, и не вставал никто с места своего три дня» (Бо 10:23). До Исхода из Египта осталось 6 недель.


1 адара 4924 года (27 января 1164 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама бен Меира Ибн Эзры.

Еврейский поэт, грамматик, философ, комментатор Торы, астроном и врач рабби Авраѓам Ибн Эзра родился в 1089 году в испанской Туделе, учился в Кордове и дружил с великим поэтом и комментатором Торы рабби Йеѓудой Ѓалеви. В 1140 году рабби Авраѓам покинул Испанию и последующие годы его жизни прошли в странствиях по Франции, Провансу и Италии (он даже посетил Лондон). В эти годы рабби Авраѓам Ибн Эзра написал большинство из своих 108 сочинений. Предполагается, что он написал комментарии ко всем книгам ТАНАХа (Библии), хотя до нас дошли лишь отдельные их части. Его комментарии приобрели широчайшую известность и изучались почти наравне с комментариями Раши (рабби Шломо-Ицхаки, величайший комментатор Торы, см. 29 тамуза).

Авторитет рабби Авраѓама в области грамматики был столь велик, что долгое время он даже считался одним из основоположников грамматики языка иврит.


1 адара примерно 5423 года (8 февраля 1663 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шабтая бен Меира ѓа-Коѓена Каца (Шах).

Рабби Шабтай бен Меир известен также как «Шах», по акрониму названия его книги «Сифтей коѓен» («Уста священника») — комментарию к «Йоре деа», одному из разделов законодательного кодекса «Шулхан арух». Одновременно с напечатанной в Кракове «Сифтей коѓен» в Люблине выходит в свет еще один комментарий к «Йоре деа» — «Турей заѓав» рабби Шмуэля ѓа-Леви (рабби Таз, см. 26 швата). Два этих труда получили высокие оценки современников и заняли подобающее место в еврейской истории.

3 адара 3412 года (349 год до н.э.) — Завершено строительство Второго Храма.

Празднества, посвященные завершению строительства Второго Храма, начались в этот день. Храм был возведен вернувшимися из вавилонского изгнания евреями в Иерусалиме, на том самом месте, где стоял Первый Храм. Руководил строительством пророк Эзра (см. 9 тевета).


3 адара-II 5372 года (6 февраля 1612 года ) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Мордехая Бен Авраѓама Яфе (Бааль ѓа-Левушим)

Рабби Мордехай родился в Праге, но учился в тогдашнем центре еврейской Европы — в Польше. Его учителями были великие рабби Шломо Лурье (Маѓаршал) из Люблина и рабби Моше Иссерлес (Рамо) из Кракова.

Рабби Мордехай был раввином Гродно и Люблина, а когда великий пражский раввин, создатель Голема  рабби Йегуда-Лива бен Бецалель (Маѓараль, см. 18 элула) перебрался в Познань, то он возглавил общину родного города. Впрочем, потом Маѓараль вернулся в Прагу, а рабби Мордехай возглавил общину… Познани.

Наибольшую известность рабби Мордехаю принесла книга «Левуш Малхут» («Царское одеяние»), которая была написана как дополнение к книгам «Шулхан арух» и «Мапа» («Шулхан арух» («Накрытый стол») — законодательный сборник, составленный рабби Йосефом Каро. «Мапа» («Скатерть») — составленное рабби Моше Иссерлесом дополнение к «Шулхан аруху», учитывающее обычаи европейских евреев). По ее названию рабби Мордехай стал известен как «Бааль ѓа-Левушим».


4 адара 5067 года (6 февраля 1307 года) — Из темницы освобождено тело рабби Меира из Ротенбурга.

Рабби Меир бен Барух, известный как Маѓарам был непревзойденным авторитетом для европейских евреев.

После восшествия в 1286 году на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, одновременно менявший статус немецкого еврейства, и превращавший их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии. Вождем исхода стал рабби Меир, который позже был арестован (см. 5 тамуза) и заточен в тюрьму эльзасского городка Энзисхейм. Император рассчитывал, что, желая выкупить главу поколения, евреи согласиться на уплату налога, но сам рабби Меир запретил этот делать (в Талмуде сказано, что если за пленника просят сумму, намного превышающую разумные пределы, то выкупать пленника нельзя, чтобы не соблазнять похитителя легким заработком, а за Маѓарама просили миллион (!) марок). Рабби Меир умер в заточении в 1293 году, но его останки не выдавали для погребения вплоть до 1307 года, когда евреи выкупили их за большую сумму (коммерсант р. Александр-Зискинд Вимпфен отдал на это все свое состояние). Похоронен рабби Меир в Вормсе.

 

4 адара 5556 года (13 февраля 1796 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Лейба Сореса.

Рабби Лейб Сорес (т.е. «сын Сары») был учеником основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това и его ученика — рабби Дов-Бера, Межеричского магида. Он родился в городе Ровно 17 тамуза в 1730 году и когда ему исполнилось 13 лет рабби Баал Шем-Тов объявил, что юноша получил к бар-мицве необычный подарок — ибур (дополнительную частичку души) известного каббалиста рабби Хаима бен Атара, покинувшего этот мир двумя днями раньше (см. 15 тамуза).

Рабби Лейб бродил из местечка в местечко, занимаясь сбором денег для выкупа евреев, попавших в плен или взятых в заложники. Рассказывают, что рабби Лейб был нистаром — скрытым праведником, тайно помогавшим евреям, попадающим в беду. Так это или нет — точно неизвестно (а иначе, какой же он скрытый, этот нистар?), но всякий раз когда евреям Польши или Галиции требовалась помощь, Баал Шем-Тов отправлял в дорогу своего ученика — рабби Лейба.

 

 

 

 
Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев