Как-то я услышал историю об одной семье из Бней-Брака, которая воспитывала всех своих детей в строгом следовании законам Торы. Однако с младшим сыном они испытывали большие трудности — он отошел от праведного пути. В ответ все члены семьи разорвали с ним всякие отношения и отдалили его от дома. Один из уважаемых раввинов, к мнению которого они всегда прислушивались, позвал их к себе и сказал: «Всевышний послал вам драгоценного ребенка, чтобы напомнить, что Он существует, а вы отвернулись от своего сына! До сегодняшнего дня у вас все шло гладко, и вы были довольны всеми вашими детьми. Что сделал Б‑г? Послал «не такого» ребенка, чтобы научить вас молиться. А вы отдаляете посланца от себя…»
Уже прошло больше года, как коронавирус вошел в нашу жизнь и существенно изменил ее, поставив под угрозу физическое и психологическое здоровье человечества. Многие люди напуганы, испытывают постоянный страх за себя и своих близких и не знают, что принесет им грядущий день. Власти ввели многочисленные запреты: нельзя находиться в общественных местах без защитной маски, запрещено собираться большими группами, посещать престарелых родственников и т. д. Большая часть мира все еще находится в осаде, есть страны, границы которых до сих пор закрыты.
Любавичский Ребе неоднократно говорил от имени Алтер Ребе, что «нужно жить в ногу со временем», то есть — в соответствии с недельной главой Торы. Поэтому нам стоит внимательно вникнуть в содержание нашей сегодняшней главы «Ки сисо»: возможно, мы сможем найти какое-нибудь сообщение для нашей ситуации.
За 40 лет скитаний по пустыне народ Израиля совершил два больших греха. Первый — это создание золотого тельца, второй — грех разведчиков. Сравнивая их, мы обнаруживаем нечто очень интересное. Вспомним историю разведчиков: Моше послал двенадцать представителей общины (по одному от каждого колена) высмотреть Землю обетованную и доложить о том, как ее можно завоевать. Разведчики вернулись и рассказали, что жители страны очень сильны, и евреи не смогут ее завоевать. Вот как описывает Тора реакцию сынов Израиля на полученные сведения: «И подняла вся община голос свой и возопила, и плакал народ в ту ночь… И сказали они друг другу: «Поставим главу над нами и возвратимся в Египет!» (Бамидбор, 14: 1, 4). Талмуд говорит: «И тогда Б‑г разгневался и объявил: «Вы плакали напрасно, и за это назначаю вам плач на многие поколения» (трактат «Таанис», 29а). В еврейском календаре грех разведчиков отмечен Девятым ова — самым траурным днем в году. А из-за золотого тельца мы получили Йом-Кипур, день наивысшей святости. Раши в своем комментарии на стих: «И я повергся пред Г‑сподом, как в первый раз сорок дней» (Дворим, 9: 18) говорит: «Эти сорок дней закончились в Йом-Кипур… Святой, благословен Он, простил Израилю окончательно и сказал Моше: «Я простил по слову твоему». Потому этот день был назначен для прощения и искупления».
Два поста, но разница между ними огромна. Девятого ова — день национального траура для всех поколений, в то время как Йом-Кипур — это «день прощения», когда Б‑г радует нас, это, фактически, йом-тов (праздник). Согласно учению хасидизма, в Йом-Кипур раскрывается а пинтале ид — искра святости в душе каждого еврея, и поэтому всех тянет в синагоги. Как сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви» (Ѓошеа, 11: 4). Хотя на первый взгляд кажется, что должно было быть наоборот. Ведь грех тельца бесконечно серьезнее греха разведчиков. Сыны Израиля нарушили первые две из Десяти заповедей: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой» и «Да не будет у тебя других богов» — нет более страшного греха, чем идолопоклонство. Как бы ни был тяжек грех воспрепятствовать вхождению в Землю Израиля, он совершенно не похож на ситуацию с золотым тельцом! Надо сказать, однако, что в ней присутствовал момент, которого не было в грехе разведчиков, и именно это внесло различие в их исход.
Когда Моше спустился с горы со Скрижалями в руках, Тора говорит: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца… то воспылал гнев Моше, и бросил он из своих рук Скрижали, и разбил их под горою» (Шмойс, 32: 19). А позже Моше сам добавляет: «И схватил я две Скрижали, и бросил их из обеих рук моих, и разбил я их на ваших глазах» (Дворим, 9: 17). Возникает вопрос, почему Моше не разбил Скрижали на горе Синай сразу же после того, как Б‑г сказал ему: «Иди, спустись, ибо извратился твой народ, которого ты вывел из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Мидраш говорит: «Возможно, что Моше не поверил словам Б‑га о том, что народ согрешил. Таким поведением Моше сообщает народу Израиля, что даже свидетельство верного человека не должно приниматься, чтобы делать что-либо в соответствии с ним, если он сам не видел» («Шмойс рабо», 46а). Или, на языке Талмуда: «Для судьи существует только то, что видят его глаза» (трактат «Санѓедрин», 6б). Моше ждал, пока своими глазами не увидел преступление.
Любавичский Ребе дает этому более глубокое объяснение: «Кажется непонятным, почему Моше разбил Скрижали перед всем Израилем. Правда, что нужно было их сломать… но тем не менее он мог сделать это тайно. Зачем было необходимо огорчать всех сынов Израиля, разбивая Скрижали у них на глазах?» Ребе говорит, что он сделал это, «будучи уверенным, что… это наверняка подействует на них, заставит покаяться… И действительно, так и случилось: они пробудились для покаяния… как только он разбил Скрижали». И как Ребе говорит в другой своей беседе: «Разбитые Скрижали сокрушили сердце Израиля». Это потрясение причинило народу Израиля такое горе, вызвало у него такое желание совершить тшуву, что они получили Йом-Кипур — день прощения и радости.
И кто знает, может быть, пандемия коронавируса — это своего рода «разбивание Скрижалей»? Она вызывает потрясение и психические сдвиги, подобно «сокрушению сердца», у всех в мире. Она заставляет людей задавать вопросы, которые они никогда себе не задают. Потому что в обычные дни все озабочены жизненными невзгодами: один куда-то едет, другой куда-то летит, а те, кому этого мало, пускаются в морской круиз и т. д. Коронавирус заставляет мир остановиться и задать вопросы, от которых мы все убегаем: чего хочет от нас Всевышний, какова цель нашей жизни? И согласно словам Ребе о том, что Б‑г — само добро, несомненно, из всего этого выйдет много хорошего. В частности, мы стали лучше понимать, что все в мире зависят друг от друга. В конечном итоге это укрепит мир и единство на нашей планете и послужит последней подготовкой к раскрытию нашего праведного Мошиаха, да произойдет это вскоре, в наши дни!
Ну, а пока коронавирус не исчезнет из нашей жизни, я хочу напомнить вам слова, которые слышал от Ребе и сам много раз писал и говорил, слова, которые дадут нам силы пережить эти дни. Да нам необходимо следовать постановлениям властей и их указаниям, но наше мышление находится в нашем распоряжении, и никто не заставит нас думать так или иначе, это полностью зависит от нас. Ребе обещает: «Думай хорошо — будет хорошо». Так и следует поступать.