Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ОТ ХЛЕБА К СВОБОДЕ И НАОБОРОТ

Четверг, 11. Март, 2021 - 11:03

WhatsApp Image 2021-03-11 at 17.36.29.jpeg 

В эту Субботу мы благословим наступление месяца нисан, а значит, пришло время поговорить о предстоящем празднике Песах. Для начала хочу рассказать вам одну хасидскую историю.

Как-то в канун Песаха в синагогу города Слонима зашел известный благотворитель реб Нохум. Он подошел к раввину города, рабби Йеѓошуа-Ицхоку Шапиро, более известного под именем Айзель Хариф («Острый»), и сказал: «Богач р. Нета Ѓирш полностью разорился и стал бедняком. Положение настолько тяжелое, что у него нет даже мацы и вина на Песах, ему и его семье нечего есть, но ему стыдно просить о помощи». — «И только сейчас ты мне об этом рассказываешь?! — упрекнул его раввин. — Ведь через несколько часов наступит праздник!» — «Что поделать, я сам узнал об этом только сегодня вечером… Вопрос в том, как помочь ему и его семье, если они не хотят, чтобы их бедственное положение стало достоянием общественности». Рабби Айзель Хариф на мгновение задумался, потом сказал: «Иди к Нете Ѓиршу и скажи ему, что сегодня вечером, после вечерней молитвы, когда все будут подходить ко мне, чтобы поздравить с праздником, он скажет свое благословение шепотом, мне на ухо, так, чтобы никто не услышал, что он говорит». Глаза р. Нохума расширились от удивления: «Рабби, но…» Раввин перебил его: «Если он сделает так, как я говорю, то я уверен, что его праздничный стол будет полон, он будет обильно и щедро благословлен». Реб Нохум осмелился спросить: «Неужели шепот принесет ему мацу, вино, рыбу и мясо?» — «Нам некогда сомневаться, — упрекнул его раввин. — Времени мало, а работы много. Быстро отправляйся к Нете Ѓиршу и передай ему мои слова. Сегодня вечером ты убедишься в этом сам».

Реб Нохум поспешил в дом бывшего богача. У него защемило сердце, когда он увидел великолепный дом, который хорошо скрывал нужду, царившую в его стенах. Он передал Нете Ѓиршу слова р. Айзеля. «Чего раввин хочет достичь благословением, которое я прошепчу ему на ухо?» — удивился тот. Реб Нохум ответил: «Разве ты не знаешь нашего раввина? Ведь он очень умен и находчив! Сделай, как он говорит, и убедишься в этом сам!»
 

В ночь праздника в синагоге после окончания молитвы прихожане, как это принято, подходили к рабби Айзелю, чтобы пожелать ему веселого праздника. Никто не заметил ни печального лица бывшего богача, ни его мрачного настроения. У него дома нечем праздновать Песах. Он беден и нищ, но все же все считают его самым богатым человеком в городе. Он пристроился к очереди тех, кто подходил к раввину. Приблизившись к нему, он остановился в нерешительности. Рабби Айзель попросил собравшихся вокруг него: «Простите меня на минутку, я вижу, что реб Нета Ѓирш хочет задать мне вопрос наедине. Пожалуйста, отойдите немного подальше!» Молящиеся немного отодвинулись, и Нета Ѓирш подошел к раввину, пожал ему руку, а потом склонился к его уху и, как было договорено, прошептал: «Я желаю нашему рабби кошерного и веселого Песаха!»

Раввин сразу встал и сделал серьезное выражение лица. «Ой! — воскликнул он так громко, чтобы услышали все молящиеся. — Все хомец! Бесспорно хомец! Запрещено есть в Песах всю еду, которая в доме!.. — еще до того, как Нета Ѓирш успел осознать это внезапное заявление, раввин Айзель продолжал: — Не волнуйся, ничего страшного! В конце концов, ты не одинокий еврей в глухом городке. Слава Б‑гу, ты среди евреев, которые наверняка будут рады подставить свое плечо и помочь тебе во всем, что нужно для праздника, вместо того, что стало хомецом. Таким образом, ты сможешь отпраздновать Седер, как полагается».

Собравшиеся, услышав слова раввина, поспешили прийти на помощь. «Я принесу вино», — вызвался кто-то, а другой объявил ему вслед: «Я пришлю рыбу». Третий сказал, что принесет мясо, четвертый предложил мацу. Пятый обещал прислать симаним (определенные виды еды, напоминающие о разных аспектах Исхода из Египта, которые принято класть на стол во время Пасхального Седера), шестой — бульон с кнейдлах. Вскоре к дому Неты Ѓирша стали прибывать посыльные с кастрюлями и продуктами. Пустой стол внезапно заполнился праздничными блюдами! Нета Ѓирш застыл у дверей, он был поражен до самой глубины души. Его семья с радостью отметила праздник, благодаря изобретательности и смекалке рабби Айзеля Харифа!

* * *

В ночь Седера мы начинаем читать «Пасхальную Агаду» со странного приглашения: «Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в земле Египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест». И сразу все спрашивают: «Что это за гостеприимство приглашать гостя отведать пищу бедных?» Но в этом кроется глубокое понимание природы рабства и свободы. Маца символизирует две вещи: рабский хлеб, который сыны Израиля ели в Египте, а также хлеб, который они ели, когда покинули Египет как свободные люди. Но что делает «хлеб бедности» хлебом свободы? Готовность поделиться им с другими. Как только вы призовете гостей в начале Седера отведать «хлеб бедности», который вы им предлагаете, он сразу становится хлебом свободы!

Примо Леви (1919–1987) — итальянский еврей, писатель и ученый, переживший Холокост. Писал мемуары, рассказы, стихи и романы. Наиболее известными стали произведения писателя о Холокосте. Его книга «Человек ли это?» была названа одной из самых значимых книг, написанных в XX веке. Эта книга представляет собой жизнеописание автора с момента его ареста 13 декабря 1943 года по 27 января 1945‑го. Все описанные события, сюжеты и люди взяты из жизни. Арест, фильтрационный лагерь для евреев в Италии, путь в Освенцим, жизнь в лагере смерти. За эти два года было все: холод, голод, тяжелая бесполезная работа, издевательства нацистов над заключенными, смерть и прочие ужасы. Леви пытается разобраться в чувствах и мыслях людей, у которых отнято все: свобода, вещи, имя, время, достоинство; людей, к которым относятся как к низшим существам. Он описывает свои переживания в лагере. По его словам, худший период был, когда нацисты покинули лагерь в январе 1945 года, опасаясь приближающихся советских войск. Каждого заключенного, который мог ходить, отправили «маршем смерти» на запад. В лагере остались только больные и те, кто был слишком слаб, чтобы двигаться. Среди них был и Леви, который заболел скарлатиной и был помещен в инфекционное отделение лагерного лазарета. Десять дней они находились одни с крохотными запасами хлеба и топлива. Леви описывает, как они нашли, принесли в инфекционный барак и установили своими руками чугунную печку, разожгли огонь и согрели других больных, многие из которых умирали. Затем он пишет: «Когда было заделано выбитое окно и в печке заплясал огонь, мы вздохнули с облечением. Товаровский (франко-польский еврей, 23 года, диагноз — тиф) предложил, чтобы каждый выделил нам троим за работу по кусочку хлеба из своих запасов, и все как один согласились. Еще вчера такое предложение прозвучало бы просто невероятно! Лагерный закон, гласивший: «Съешь свой хлеб, а если удастся — и хлеб соседа», исключал такое понятие, как благодарность. Теперь же и вправду можно было поверить, что лагерь умер. С первого за все время проявления гуманности начинался новый отсчет: оставшиеся в живых заключенные стали снова превращаться в людей…»

Раздача еды — это первый акт, благодаря которому рабы стали свободными. Человек, который боится завтрашнего дня, не предлагает свой хлеб другому. Но тот, кто готов разделить свою пищу с незнакомцем, уже доказал, что он способен на братство и веру — две вещи, из которых рождается надежда. Когда мы протягиваем руку помощи другому человеку, помогаем нуждающимся или скрашиваем чье-то одиночество, мы выходим на свободу.

И этот урок Песаха мы должны запомнить. Любавичский Ребе говорит в одной из своих бесед на темы Пасхальной Агады, что еврей не может быть свободным, пока другой еврей находится в ситуации, которая не позволяет ему быть свободным; его долг — позаботиться в первую очередь об этом еврее. Сначала пригласите его к своему пасхальному столу, и только потом вы сможете провести Седер и выйти на свободу. Можно начать уже сегодня — за две недели до Песаха, чтобы подготовиться к этой свободе и не ждать самого праздника. Уже сегодня побеспокойтесь о ваших друзьях и знакомых, проверьте, у кого из них еще нет мацы, вина, мяса, рыбы или чего-либо еще на Песах. Позаботьтесь об этом или позвоните нам, чтобы еврейская община, с Б‑жьей помощью, взяла их под свою опеку. С праздником свободы всех нас!

 

 

 
 
 
 
Комментарии: ОТ ХЛЕБА К СВОБОДЕ И НАОБОРОТ
Нет добавленных комментариев