Дорогие читатели, кто-нибудь из вас когда-нибудь пробовал выступить в роли шадхена (еврейского свата)? Наверно, многие пробовали, но вопрос в том, насколько вы действительно преуспели в деле сватовства… И даже после того, как вам уже удалось найти подходящую пару, и они поженятся, каждый раз, когда что-то пойдет не так, они обвинят вас… А если они, не дай Б‑г, в конце разведутся, то могут даже подать на вас в суд. В местечке профессия шадхена была в большом почете. Говорят, что сват всегда преувеличивал достоинства невесты перед семьей жениха, а затем чрезмерно расхваливал жениха перед родственниками невесты, а когда сватовство состоялось, его карманы наполнялись деньгами. Некоторые платили за каждое сделанное им предложение, даже если оно не было удачным, чтобы побудить его искать больше вариантов. В настоящее время многие шадхены в западном мире берут как минимум тысячу долларов за успешное сватовство, есть такие, которые берут по тысяче с каждой стороны или еще больше!
В эту Субботу мы начинаем праздновать последние два дня Песаха. В первый день праздника народ Израиля покинул Египет, и семь дней спустя произошло чудо рассечения Ям Суф — Тростникового моря. Талмуд (трактат «Санѓедрин», 22а) при обсуждении проблемы удачного сватовства, желая подчеркнуть, насколько это сложно, приводит слова рабби Йоханана: «Соединить двух людей так же трудно, как рассечь Тростниковое море». Казалось бы — какая связь? В конце концов, рассечение моря — это сверхъестественное чудо, сотворенное Самим Всевышним единожды в истории. Сватовство — обычное жизненное явление, которое — со всеми его трудностями — происходит постоянно и в результате мы видим, что каждый день люди женятся. Разве можно это сравнивать?! Даже если предположить, что это чудо, то не такое большое, как рассечение моря! Хотя, с другой стороны, однажды спросили человека, отметившего 15‑летие брака, каково это — быть женатым так долго. Он ответил, что это как пятнадцать минут… под водой! Так что, возможно, в этом и состоит сходство с рассечением моря…
Талмуд (трактат «Псохим», 118а) использует это сравнение и в связи с обсуждением вопроса о средствах к существованию: «Тяжело пропитание человека, как рассечение Тростникового моря». И здесь тоже возникает недоумение: почему поиски средств к существованию сравнивают с величайшим чудом, которое когда-либо случалось в истории? В конце концов, все мы зарабатываем на жизнь каждый день. Да, совсем не просто найти подходящую работу и достойный заработок, может быть, в некоторых случаях тоже происходят чудеса, но, конечно, это вряд ли можно сравнить с рассечением моря!
Я слышал от одного раввина интересный комментарий по этому поводу. Когда сыны Израиля стояли на берегу моря, перед ними была вода, а сзади наступали египтяне, они испугались, запаниковали и начали жаловаться Моше: «Не потому ли, что нет могил в Египте, ты взял нас умирать в пустыне? Что сделал ты с нами, выведя нас из Египта?!» (Шмойс, 14: 11). Мидраш рассказывает, что народ разделился на четыре партии с четырьмя различными идеологиями. Одни сказали: «Мы вернемся в Египет. Нет другого выхода, кроме как вернуться назад. Это была красивая попытка освободиться, но она не увенчалась успехом, ничего не поделаешь». Вторая группа сказала: «Мы прыгнем в море. Лучше покончить жизнь самоубийством, чем вернуться в Египет!» Третья группа — решительные и храбрые люди — сказали: «Будем воевать! Не возвращайтесь и не совершайте самоубийства! Давайте сражаться с ними, и будь что будет!» И четвертая группа — глубоко верующие — сказала: «Мы возопим против них! Мы организуем день молитвы, и Небеса помилуют нас». А Всевышний обратился к Моше-рабейну и повелел сделать то, о чем никто не думал: «Говори сынам Израиля, чтобы они отправились в путь» (Шмойс, 14: 15).
И в сватовстве происходит нечто подобное. Молодой человек мечтает жениться на девушке, обладающей определенными добродетелями. Он представляет себе, как будет выглядеть его невеста, какие у нее будут замечательные качества, и с течением времени воображение добавляет все больше и больше достоинств, которые он хочет видеть в будущей жене. В реальности он женится на ком-то совершенно другом, не на той, кого он хотел, не на той, о которой он мечтал, не на той, о которой он думал, но на той, что ему больше всего подходит! Ибо только Всевышний знает, что для него действительно хорошо. Так что это, как рассечение моря — в конце концов происходит самое неожиданное.
Рассказывают об одной девушке, которая дала свахе длинный список требований к будущему жениху: он должен быть добросердечным, умным, образованным, красивым, из богатой и знатной семьи и т. д. Сваха посмотрела на нее с жалостью и спросила: «За скольких парней ты хочешь выйти замуж?»
Это также справедливо в отношении добычи средств к существованию. Молодой человек поступает в университет, планируя зарабатывать на жизнь, получив определенную профессию. Затем после двух лет в университете он меняет свое мнение и решает, скажем, стать юристом. А в конце концов, закончив учебу, он становится бизнесменом и зарабатывает деньги на совершенно ином поприще, чего никогда даже не предполагал. И так каждый день вы рассчитываете, что средства к существованию придут к вам от этого клиента, но все складывается совсем не так, как вы планировали. Так что это тоже похоже на чудо рассечения Тростникового моря.
Еще одна очень важная вещь произошла на берегу Ям Суф: мидраш рассказывает, что даже после того, как Б‑г повелел сынам Израиля двинуться в путь, и Моше простер свой посох над водами моря, они не расступились. И только когда еврей по имени Нахшон прыгнул в воду без каких-либо расчетов, но зная, что это воля Всевышнего, произошло великое чудо рассечения моря. Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит, что точно так же надо действовать в сватовстве. Невозможно сидеть и раздумывать, подходит это или не подходит. Нужно верить в мудрость Всевышнего и прыгать в воду. И тогда море расступится. Я желаю всем нам приятного плавания!