Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

МОЖНО ЛИ БЛАГОСЛОВИТЬ Б-ГА?

Четверг, 20. Май, 2021 - 9:42

25cd8c084e747a03617d51d90930bb54.jpg

Посланник Любавичского Ребе в одном из Бейс-Хабад («Домов Хабада») в США обратил внимание на пожилого прихожанина, который в утренние молитвы праздников всегда покидал синагогу перед благословением коѓенов. Он пытался узнать причины такого поведения, но еврей уклонился от ответа. Во время одного из праздников раввин пригласил его к себе домой на праздничную трапезу. В такой располагающей к разговору обстановке он снова задал свой вопрос. После небольшой паузы гость взволнованно начал рассказывать:

— Во время Холокоста я попал в Освенцим. Мы жили в бараке, битком набитом людьми; все очень страдали, но был один луч света, который помогал нам выстоять, — еврей, которого мы называли своим раввином. Он постоянно ободрял нас как мог… Однажды вечером раввин вошел в барак и сказал нам: «Через две недели — Песах, и мы проведем здесь Седер». Мы смотрели на него и не верили своим ушам. Не знаю каким образом, но ему удалось достать две мацы. В пасхальную ночь, после вечерней поверки, мы разместились на земляном полу барака. Раввин прочитал по памяти Агаду, а затем каждому из нас дал небольшой кусочек мацы. Мы все испытали необыкновенный душевный подъем — Седер, маца в концлагере! Кто бы мог представить себе такое?!

Внезапно дверь барака открылась, вошли нацисты, да сотрутся их имена, и остолбенели, увидев нас. Оправившись от шока, они стали допытываться, кто организовал это собрание. Раввин вышел вперед и сказал: «Это сделал я. Убейте меня, но никого не трогайте!» Эсэсовец сказал: «Я не убью тебя сейчас. Завтра мы соберем весь лагерь, расскажем всем, что ты сделал, а потом расстреляем».
 

На следующий день на плацу выстроили всех заключенных. Начальник рассказал о «великом грехе» раввина и приставил пистолет к его голове, но тот неожиданно попросил исполнить свое последнее предсмертное желание. Нацист насмешливо спросил: «Чего тебе еще — хлеба, мяса?» Но раввин невозмутимо ответил: «Я люблю всех моих братьев, стоящих здесь. Я коѓен и хочу благословить их прежде, чем умру». Он поднял обе руки и произнес благословение коѓенов. Это были его последние слова, потом земля окропилась его кровью и нашими слезами…

Мне удалось выжить. После войны я приехал в США, постепенно построил новую жизнь. Несколько раз я оказывался в таком положении, что хотелось все бросить и забыть об иудаизме, но это благословение вставало перед моими глазами. Я женился на еврейке, у меня есть еврейские дети, слава Б‑гу. И на каждом этапе моей жизни это благословение коѓенов поддерживало и укрепляло меня. Я не хочу терять воспоминание об этом благословении, поэтому стараюсь не слышать никаких благословений других коѓенов. Думаю, вы теперь понимаете меня?..

* * *

В нашей недельной главе «Носой» мы читаем текст особого благословения, которое Всевышний дал коѓенам для того, чтобы они благословляли народ Израиля: «Да благословит тебя Г‑сподь и сохранит тебя! Да озарит Г‑сподь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Г‑сподь лицо Свое к тебе и даст тебе мир! И возложат Имя Мое на сынов Израиля, и Я благословлю их» (Бамидбор, 6: 24–27). Творец обещает: «Когда вы благословите народ Израиля, получите благословение от Самого Всевышнего».

В Талмуде (трактат «Брохойс», 7а) есть история о чудесной и глубокой связи между человеком и его Создателем, которые встретились в Святая святых Храма в Йом-Кипур. Оба хотят благословить и получить благословение, но больше всего они хотят соединиться. Ее рассказал рабби Ишмоэль бен Элиша — первосвященник и великий талмид-хохом, один из членов Санѓедрина в Явне (после изгнания из Иерусалима), ближайший друг и оппонент рабби Акивы и один из асоро ѓаругей малхус — десяти знаменитых мудрецов, казненных римлянами. Рабби Ишмоэль систематизировал методы толкования Торы, сформулировав «13 основных правил комментирования», которые составили знаменитую «брайсу рабби Ишмоэля», включенную в текст ежедневной утренней молитвы.

«Однажды, — рассказывает рабби Ишмоэль, — зашел я [в Йом-Кипур] в Святая святых воскурить благовония. И увидел Акатриэля — [ангела] Всевышнего, Г‑спода Воинств, восседающего на троне высоком и возвышенном. Сказал он мне: «Ишмоэль, сын мой, благослови меня!» Сказал ему: «Да будет угодно Тебе, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и чтобы относился Ты к детям Своим не по мере строгого суда». И кивнул Он мне головой [в знак одобрения]».

Войдя в Святая святых рабби Ишмоэль достиг высочайшего уровня приближения к Всевышнему, поднялся в Ацилус (высший в цепочке духовных миров), если не выше того, и посетил его руах ѓакойдеш (дух святости). Он был удостоен чести увидеть Б‑га на престоле Славы Его. Замечательная встреча Отца и сына! А что Отец попросил у сына? «Ишмоэль, сын мой, благослови меня!» Сын, который пришел исполнить сокровенное служение, соединяется со своим Отцом, прилепляется к Нему для полного единения. Он читает молитву, которую произносит его небесный Отец, точно такими же словами. На самом деле, Всевышний в Своей любви хочет относиться к нам с мерой милосердия, прежде меры гнева и суда. И когда рабби Ишмоэль просит о благоволении для народа Израиля, считается, как будто он просит о милости для Самого Создателя.

Какой урок мы можем извлечь из этого? Каждый еврей — это частица народа, которого Б‑г называет «Сын Мой, первенец Мой Израиль» (Шмойс, 4: 22). Весь народ Израиля в будущем придет к уровню первосвященников. Уже сейчас у нас есть силы коѓенов, ибо каждый день мы начинаем (уже в утренних благословениях) с биркас коѓаним. Если это так, у нас тоже есть сила быть партнерами Б‑га в Его молитве и просить, чтобы Всевышний относился к нам с мерой милосердия. И так же, как Б‑г кивнул рабби Ишмоэлю в знак согласия, так и нам Он ответит, согласится с нами и продолжит дарить великое изобилие. И пошлет нам истинное и полное Избавление, и мы удостоимся увидеть, как Он стоит перед нами и качает головой, соглашаясь с нашими молитвами и просьбами. Да будет воля Его, чтобы все благословения биркас коѓаним осуществились для каждого из среды народа Израиля! Пусть вскоре исполняться Его слова о том, что в мире будет Б‑жественное откровение и наступит мир, когда «волк будет жить рядом с агнцем» (Ишаяѓу, 11: 6). И не будет войны во всем мире, и особенно в Израиле. И станут понятными Его слова: «Ибо новая Тора от Меня выйдет в мир» (там же, 51: 4). И да удостоимся мы увидеть свет с Сиона — вскоре, в наши дни, омейн!

Комментарии: МОЖНО ЛИ БЛАГОСЛОВИТЬ Б-ГА?
Нет добавленных комментариев