Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ПРО НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ или КАК ОЩУТИТЬ ЧУЖУЮ БОЛЬ

Четверг, 27. Май, 2021 - 12:29

 Без названия (1).jpg

В 1970‑х в Бруклине жила молодая девушка, которая страдала серьезными эмоциональными расстройствами, связанными с подростковым возрастом и семейными проблемами. Любавичский Ребе проявил необычайный интерес к помощи этой девушке: о ней попросили позаботиться раввина Шмуэля Каплана и его жену. В течение многих месяцев супруги Каплан помогали ей восстановить душевное равновесие и решать возникающие проблемы. Они постоянно советовались с рабби Ходаковым — секретарем Ребе, который сам консультировался с Ребе и передавал им его наставления и пожелания. В одном из писем девушка написала о боли и страданиях, которые она переживала, и подробно описала свое состояние. Ребе ответил, что чувствует ее боль. Ее реакция была бунтарской: «Я не верю! Вы не проходите через то, что переживаю я — как же вы можете чувствовать мою боль?» Ребе написал ей в ответ: «Когда ты вырастешь, создашь семью, с Б‑жьей помощью, и у тебя родятся дети. По закону природы, в первый год жизни у малыша будут прорезываться зубы. Это очень болезненный процесс, сопровождающийся постоянным плачем. Мать чувствует боль своего дитя, как будто это ее боль… — и Ребе заключил: — Я так ощущаю твою боль». То, что Ребе сказал, что он не только сочувствует ее боли, но, скорее, сопереживает боль ближнего так, как будто сам испытывает страдание, произвело на девушку огромное впечатление. В конце концов она избавилась от своих проблем и впоследствии создала хорошую еврейскую семью…
 

На этой неделе в главе «Беѓаалойсхо» мы находим случай проявления сочувствия в полном смысле этого слова. Сыны Израиля пожаловались: «Кто накормил бы нас мясом! … А ныне душа наша высохла, нет ничего; один лишь ман видят наши глаза!» (Бамидбор, 11: 4, 6). Услышав эти жалобы, Моше спросил у Б‑га, почему он должен страдать от всех их притязаний: «Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело для меня» (там же, стих 14). Г‑сподь ответил ему: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля… и возьми их к Шатру собрания, и предстанут они там с тобою. И Я низойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них. И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (там же, стихи 16–17). Моше поступил, как повелел ему Всевышний: он собрал семьдесят старейшин, и Б‑г спустился в облаке и возложил на них от духа Моше. «И было, когда почил на них дух, они стали пророчествовать…» (там же, стих 25).

Среди тех, кто стал пророками, были также Эльдад и Мейдад. В отличие от других, они не пошли к Шатру собрания, а пророчествовали прямо в стане. Узнав об этом, Ципора сказала: «Горе их женам. Если им нужно пророчествовать, то они отдалятся от своих жен, как мой муж отдалился от меня» (Раши на Бамидбор, 12: 1). Мирьям, старшая сестра Моше, была рядом с Ципорой, когда та произнесла эти горькие слова. Она сразу же обратилась к Аѓарону: «Разве только с Моше говорил Г‑сподь? Ведь также и нам Он говорил!» (там же, стих 2). Раши добавляет от ее имени: «Но мы продолжаем жить полноценной семейной жизнью! Почему же Моше развелся со своей женой?!»

Внезапно Г‑сподь открылся Аѓарону и Мирьям и так сказал им о Моше: «Во всем доме Моем доверенный он. Устами к устам говорю Я ему, и явственно, а не загадками, и облик Г‑сподень он зрит. Почему же не убоялись вы говорить против раба Моего, против Моше?» (Бамидбор, 12: 7–8). «Вам следовало понять: Царь не может любить его беспричинно», — объясняет Раши. Всевышний разгневался на Аѓарона и Мирьям, и стала «Мирьям покрыта проказой, как снегом» (там же, стих 9). Увидев, что Мирьям была наказана проказой, Аѓарон попросил Моше вступиться за нее. И Моше воззвал к Г‑споду, моля об исцелении сестры (там же, стих 13). Благодаря его заступничеству, наказание Мирьям было сокращено до семи дней, и потом она исцелилась от проказы.

Возникает вопрос: почему Аѓарон сам не молил за сестру? Ведь молиться за народ Израиля — это обязанность первосвященника. В Йом-Кипур коѓен годоль входит в Святая святых, чтобы помолиться за всех. О нем сказано: «И совершит искупление за себя и за свой дом, и за всю общину Израиля» (Ваикро, 16: 17). Поэтому за сестру должен был молиться Аѓарон. Однако для того, чтобы молитва была принята, она должна исходить от того, за кого пришло наказание. Ибо этим он показывает, что от всего сердца прощает и более того — молится об исцелении. Поэтому Аѓарон думал, что молитва Моше будет гораздо более действенной.

Моше помолился за Мирьям: «И возопил к Г‑споду так: «О Б‑же! Исцели же ее!» Не сказано: «Моше взмолился», но «возопил». Мидраш («Дворим рабо», 6: 13) спрашивает, почему Моше закричал, и объясняет: эту реакцию можно сравнить с поведением раба, освободившегося от ошейника. Через несколько дней он увидел ошейник у другого человека и начал кричать. Спросили его: «Почему ты кричишь?» И он ответил: «Вы не знаете, как он страдает, а я знаю». Именно поэтому Моше «возопил». Б‑г спросил его, почему он кричит, и он ответил: «Властелин мира! Я знаю, как сильно она страдает, потому что помню, как была поражена проказой моя рука». Мидраш напоминает нам о том, как в начале своего пути, когда Б‑г явился ему в горящем кусте и повелел пойти и спасти народ Израиля, Моше пытался уклониться от этой миссии, приводя различные причины. Одна из них была: «они не поверят мне». Всевышний ответил, что подаст ему знамения, которыми он докажет, что Б‑г действительно явился ему. Одно из них состояло в том, что «сказал Г‑сподь ему: «Положи твою руку за пазуху». И положил он руку свою за пазуху, и вынул ее, и вот его рука покрыта проказой, как снегом» (Шмойс, 4: 5; Раши объясняет, что Моше заболел именно проказой, потому что оклеветал народ Израиля, сказав, что не поверят ему). Теперь, когда Моше увидел, что его сестра Мирьям заболела проказой, он «возопил к Г‑споду». Это был крик души! Он ощущал ее страдания, как будто заболел сам.

Всегда и повсюду в мире, когда раздаются протесты против дискриминации, первыми откликаются и приходят на помощь евреи. Думаю, это происходит потому, что на самом деле это наша история. Кто другой так же, как народ Израиля во всех поколениях, страдал и продолжает страдать от дискриминации — антисемитизма? Вот почему так много евреев сочувствуют этой боли. В последние годы мы очень часто наблюдали это в ЮАР, в США — и во времена Мартина Лютера Кинга, и в прошлом году во время демонстраций против расизма.

Друзья, аѓавас Исроэль (любовь к евреям) заключается не только в том, чтобы проявить сочувствие к боли другого. Мы должны быть похожи на мать, которая на самом деле ощущает боль прорезающихся зубок своего ребенка. Когда вы действительно переживаете чужую боль, как свою собственную, вы намного облегчаете страдания того человека. Болеть болью другого — это и есть настоящая любовь к ближнему!

 

Комментарии: ПРО НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ или КАК ОЩУТИТЬ ЧУЖУЮ БОЛЬ
Нет добавленных комментариев