Габриэль и Хана были женаты 25 лет, но детей у них не было. Габриэль, который был хасидом Алтер Ребе (рабби Шнеура-Залмана из Ляд, первого главы Хабада), смирился со своей судьбой и никогда не жаловался Ребе. Он имел обыкновение жертвовать значительные суммы на благотворительность, и во время одного из визитов Алтер Ребе поручил ему выделить большую сумму на исполнение заповеди выкупа пленных. Но как раз в то время финансовое положение Габриэля было не очень хорошим, и он не знал, где найти запрошенные деньги…
Габриэль вернулся домой в подавленном состоянии и с грустью рассказал жене о возникшей проблеме. «Не печалься, Всевышний обязательно поможет, и мы сможем пожертвовать ту сумму, которую просил Ребе», — сказала Хана. Она взяла некоторые из своих украшений, продала их и принесла деньги мужу.
Габриэль пошел на аудиенцию к Ребе. Войдя в комнату, он положил кошель с деньгами на стол. Рабби Шнеур-Залман поприветствовал его и открыл кошель. На стол высыпались монеты, такие сверкающие и блестящие, как будто они были только что отчеканены! «Среди пожертвований на Скинию, — сказал Ребе, — такими блестящими были только зеркала, которые еврейские женщины использовали в Египте. Эти зеркала были принесены в дар, и из них был изготовлен сосуд для омовения и его основание, — затем Ребе спросил: — Откуда эти деньги?» Габриэль рассказал обо всем, что он пережил за последнее время, и о своем плачевном финансовом положении. Он также сказал, что когда его жена узнала о сумме, которую просил Ребе, она продала свои украшения без его ведома и поторопила его отнести деньги. Ребе поднял голову и сказал: «Приговор отменен. Всевышний будет «давать еще и еще» тебе и твоей жене сыновей и дочерей, а также долголетие, которое будет сопровождать вас из поколения в поколение. Пусть Б‑г даст вам успех в любом деле, богатство и благодать в глазах всех, кто вас видит!»
Счастливый и довольный вернулся Габриэль домой и рассказал жене все, что сказал Ребе, и о благословении, которое они получили. А потом он спросил жену: «Скажи мне, почему монеты так ярко блестели?» Она ответила: «Когда я получила эти монеты, то подумала, что наше приношение должно быть совершенным. Я терла их песком, пока они не начали блестеть и сиять, а в сердце я молилась, чтобы Б‑г смилостивился над нами. И Ребе в своей святости благословил нас, чтобы наша удача также заблестела, и засияла».
Год спустя Габриэль и Хана удостоились появления на свет своего первенца. В дальнейшем они добились успеха во всех своих деяниях. А Габриэль всегда старался рассказать всем о том, что своим успехом он обязан искренней вере своей жены.
* * *
В нашей сегодняшней недельной главе «Пинхос» мы читаем о дочерях Цлофхада, которые, узнав о порядке распределения наследственных земельных наделов, обращаются к Моше с просьбой получить долю своего отца. Они сказали: «Почему исключится имя отца нашего из среды семейства его, ибо нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего» (Бамидбор, 27: 4). Моше передает их просьбу Всевышнему и получает такой ответ: «Справедливо дочери Цлофхада говорят. Дай им удел наследственный среди братьев их отца, и переведи удел их отца им» (там же, стих 7).
Если посмотреть на огромное одобрение, которое получают дочери Цлофхада у комментаторов Торы, то немного трудно понять, почему их так хвалят. В целом их просьба была очень материальной: они хотели получить надел земли — недвижимость в Стране Израиля. За что ими восхищаться?!
В мидрашах написано, что для того, чтобы это понять, нужно знать в какой исторической атмосфере происходили эти события. Некоторая часть народа Израиля в это время заявляет: «Поставим главу над нами и возвратимся в Египет!» (Бамидбор, 14: 4). Все они уже устали от скитаний по пустыне, еще находятся под влиянием разведчиков, которые возвели напраслину на Землю обетованную. Они под тягостным впечатлением от смерти Аѓарона и Мирьям. В общем мотивация для вступления в Землю Израиля довольно низкая. Приходят дочери Цлофхада и просят решить, казалось бы, чисто технический вопрос о получении земельного надела своего отца. Но тем самым они укрепляют веру всех окружающих, показывая, что вступление в Эрец-Исроэль — это ясная вещь, и нужно только разобраться в том, как справедливо разделить землю. Эта простая вера укрепила народ Израиля, изменила духовную атмосферу и дала ему силы все преодолеть и войти в землю, обещанную их отцам. Вот за это дочери Цлофхада и получили такую высокую похвалу.
Я хотел бы в заключение рассказать известную историю об одном выдающемся профессоре-еврее, очень образованном, сведущем во многих областях науки, с очень твердыми и непоколебимыми взглядами, который считался одним из лидеров крайне левых и большим либералом. Этот еврей много слышал о Любавичском Ребе и его обширных познаниях во всех областях. Многие из его коллег рассказывали, что были на аудиенции у Ребе и вышли от него в большом восхищении. Они предложили профессору тоже пойти к Ребе. Этот еврей никоим образом не мог поверить, что хасидский раввин может знать современный мир и быть таким открытым для него. Именно поэтому он, наконец, решил встретиться с Ребе, чтобы «развеять все иллюзии». «Я войду и не буду восхищен», — пообещал профессор. Он попросил назначить ему очередь на ехидус, и когда пришло время, он вошел к Ребе и пробыл там довольно долго. Когда он вышел, как и ожидалось, он был полон волнения и восхищения. Молодые хасиды, которые были там, пытались расспросить его, о чем шла речь, и что он может рассказать из того, что услышал от Ребе. Профессор ответил: «Я вошел к Ребе, твердо решив, что он не произведет на меня впечатления. Но вышел, как видите, взволнованный, полный восторга и восхищения. Ребе произвел на меня такое впечатление, какое никто никогда не производил. Ребе начал разговор о той области науки, которой я занимался, и в которой меня считают экспертом номер один. Вообще, в мире мало людей, имеющих хотя бы минимальные знания по этому предмету, и здесь я увидел перед собой того, кто осведомлен и вовлечен во все детали, как если бы это было его единственное занятие. Его замечания поразили меня своей истинностью, гениальностью и в то же время простотой. Потом мы перешли к другой теме, и в ней я также увидел осведомленность Ребе во всех деталях, а также такие глубину и четкость мысли, которых нет вообще ни у кого, и так было в каждой теме, затронутой в разговоре. Мысли, которые у меня были до того, как я вошел, о том, что я докажу всем своим друзьям, что все их восхищение Ребе напрасно, через несколько мгновений превратились в чувство неловкости карлика перед гигантом из гигантов. Я, уважаемый профессор, которого знает вся страна, почувствовал себя маленьким ребенком по сравнению с удивительным величием Ребе, и именно в тех областях, в которых я являюсь знатоком… — здесь профессор замолчал, как будто ему стало трудно выдавливать из себя слова, и после паузы сказал: — Но у вашего Ребе есть большой недостаток: по каждому предмету, о котором мы говорили, он так хорошо осведомлен, так просвещен и продвинут, но когда дело касается веры — он верит каждому слову и каждой букве, как моя бабушка, простая малограмотная женщина!»
Вернемся к дочерям Цлофхада. В заслугу праведных женщин евреи были спасены из египетского рабства, и благодаря им мы обретем будущее Избавление. Да будет воля Всевышнего, чтобы мы укрепили нашу веру и получили наше наследие в Земле Израиля — сейчас и немедленно!