Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ЗАЧЕМ Б-ГУ НАША РАДОСТЬ?

Четверг, 30. Сентябрь, 2021 - 13:27

illustration-transport.jpg

На прошлой неделе я разговаривал с детским психологом, который работает в одном из учебных учреждений нашей общины, и он рассказал мне, что с тех пор, как началась пандемия COVID‑19, в Украине значительно выросло количество молодых людей, которые высказывают желание покончить жизнь самоубийством. Другой психолог, занимающийся лечением пожилых людей, рассказал мне, что несколько месяцев назад открыл частную клинику в Одессе, и с тех пор его телефон не замолкает ни на минуту: люди умоляют его позаботиться о старших членах своих семей. «Мир наполнился печалью и скорбью с тех пор, как коронавирус вошел в нашу жизнь…» — с грустью констатирует он.

Как же человек может справиться с этими чувствами и вернуть себе радость жизни? На фарбренгене по случаю праздника Симхос-Тойре 5737 (1976) года Любавичский Ребе посвятил целую беседу чувству радости и его роли в жизни человека. Ребе сказал, что так же, как Всевышний хочет, чтобы еврей точно соблюдал заповедь тфилин, учитывая все детали законов о ней и используя все кошерные атрибуты: батим (коробочки из кожи с пергаментными свитками, на которых написаны отрывки из Торы), рцуойс (черные кожаные ремни при помощи которых тфилин укрепляются на руке и на голове) и т. д., — точно так же Он хочет, чтобы каждая мицва и каждый вопрос Б‑жественного служения выполнялись с радостью и от чистого сердца. И точно так же, как никто не спрашивает, почему Он велит написать четыре отрывка из Торы на свитках, а не три или пять, так же нельзя спросить, почему Творец хочет, чтобы служение Ему проходило в радости и благоволении. Таков Б‑жественный выбор! Однако радость — это не заповедь, как надевание тфилин или зажигание субботних свечей. Накладывая тфилин, вы исполняете мицву от начала до конца, а затем снимаете тфилин, возвращаете их в футляр и продолжаете жить дальше. Женщина зажигает субботние свечи, произносит благословение и таким образом исполняет мицву полностью. Радоваться — это долг еврея на протяжении всего времени, не только при соблюдении мицвойс. Все наши действия и поступки, вся наша жизнь должны быть пронизаны радостью. Даже когда еврей занимается своей повседневной работой и удовлетворением насущных потребностей, он не должен переставать испытывать это чувство. Тора предупреждает, что еврея даже могут настигнуть проклятия — «за то, что ты не служил Г‑споду, Б‑гу твоему, с радостью и добросердечием при изобилии всякого блага» (Дворим, 28: 47).
 

Итак, еврей не просто обязан служить Всевышнему, но и должен делать это с радостью. Хорошая новость заключается в том, что Б‑г не только повелел нам радостно поклоняться Ему, но и дал нам инструменты, с помощью которых мы сможем это делать. Точно так же, как для автомобиля есть АЗС, где его заправляют топливом для продолжения пути, Б‑г создал для нас «станции радости», где мы можем подпитывать свои души энергией радости. У этих станций нет географических координат, но есть временны´е границы. Всевышний установил в еврейском календаре шлоша реголим — три главных еврейских праздника, Песах, Швуэс и Суккос, когда евреи должны веселиться и запасаться радостью на весь год. В мире существует обычай, согласно которому каждый праздник отмечается один день, а на следующий день люди возвращаются к повседневной жизни. В иудаизме все по-другому: Песах — это семидневный праздник в Земле Израиля (восемь дней за ее пределами), Суккос с Шмини-Ацерес и Симхос-Тойре — восемь дней в Эрец-Исроэль (девять дней в диаспоре). Я много раз слышу жалобы от молодых родителей, которые приводят своих детей учиться в еврейские школы, о том, что учебный год начинается в начале сентября, но учебные занятия все время прерывают праздники: два дня Рош ѓаШоно, через неделю — Йом-Кипур, а затем наступает Суккос, и школа не работает десять дней! Родители спрашивают, когда же в еврейской школе учатся, кажется, что в иудаизме каждый день — праздник.

Еврейские праздники длятся целую неделю не просто так. Всевышний хотел, чтобы мы вырвались из рутины. Цель состоит в том, чтобы семь, восемь, девять дней мы отдыхали в другой атмосфере, чтобы мы забыли на это время будничные заботы и пожили в мире счастья, черпая из него радость для нашего блага.

Почему для Б‑га так важна радость? Это подводит нас к нашей сегодняшней недельной главе «Брейшис», в которой мы узнаем о сотворении мира и о венце творения — Адаме и Хаве. Б‑г поместил их в Ган Эден и повелел не есть плодов Древа познания. Змей уговорил Хаву попробовать, и она ела, а также дала есть Адаму. Б‑г явился и задал Адаму знаменитый вопрос «Где ты?.. Почему ты съел запретный плод?» Адам обвинил во всем Хаву, а Хава перекинула ответственность на змея. Тогда Создатель наказал их всех. Змею Он сказал: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всяким скотом и пред всяким животным полевым; на чреве твоем будешь ходить и прах будешь есть во все дни жизни твоей» (Брейшис, 3: 14). Хаве сказал: «Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей» (там же, стих 16). В наказание Адаму Б‑г повелел: «В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься» (там же, стих 19). То есть, он будет много и тяжело трудиться, чтобы заработать себе на жизнь…

Это история, которую все знают. Но здесь возникает вопрос: тот факт, что человеку придется работать, не является чем-то новым, возникшим после того, как он съел плод Древа познания. Ведь в самом начале Творения было сказано: «И взял Г‑сподь Б‑г человека и поместил его в Ган Эден, возделывать его и охранять его» (Брейшис, 2: 15). Следовательно, с самого начала Б‑г создал человека для работы, потому что труд не является наказанием — напротив, Б‑г хотел, чтобы человек был Его партнером в Творении. Всевышний намеренно создал несовершенный мир и хотел, чтобы человек исправил его. Итак, разве это наказание, что человеку придется работать на земле? Это часть плана, согласно которому человек будет созидать и получать удовольствие от своего труда. Миллионы людей встают по утрам и бегут на работу, им это нравится, это доставляет им огромное удовлетворение, и совсем не похоже на наказание.

Однако если вчитаться в строки Торы, то мы обнаружим, что здесь написано нечто немного иное. Всевышний не просто сказал человеку, что он будет много работать, Он сказал: «Проклята земля из-за тебя, в муках будешь есть от нее во все дни жизни твоей» (Брейшис, 3: 17). Грехопадение первого человека принесло в этот мир ацвус — печаль, скорбь, душевные страдания, которым сегодня придумали много названий: депрессия, тревога, психические расстройства и т. д. Если переводить дословно то, что было сказано Хаве, то получается «Премного умножу печаль твою и беременность твою, в печали будешь рождать детей» (Брейшис, 3: 16) — о печали женщины было сказано дважды (кстати, возможно в этом и заключается одна из причин послеродовой депрессии).

Учение хасидизма объясняет, что Тора пришла в мир, чтобы исправить грех Древа познания. А поскольку этот грех принес в мир печаль, то Тора повелевает еврею радоваться в любой момент его жизни. И чем больше мы приближается к дням Мошиаха, когда грех Адама будет полностью исправлен, тем яснее, что в качестве подготовки нам следует учиться избавляться от печали.

Поэтому и пришла в этот мир душа Баал-Шем-Това, открывшего путь хасидизма, который полностью основан на заповеди «Служите Г‑споду с радостью!» — каждый день и каждое мгновение. Учение хасидизма рассматривает печаль как величайшее прегрешение. Пока еврей радуется, у него есть надежда на исправление, как только он теряет свою радость, он как будто теряет свой мир.

Каждый, кто посещал Любавичского Ребе, знает, что в «Севен-севенти», нью-йоркской штаб-квартире Хабада, никогда не допускалась печаль. Даже когда случались серьезные трагедии, даже тогда, начиная молитву, Ребе велел петь. А после фарбренгенов с Ребе хасиды чувствовали себя на небесах от радости, которую они испытали еще на протяжении нескольких дней.

В праздник Симхос-Тойре еврей испытывает истинную радость, которой нельзя добиться, только выпив лехаим (хотя иногда это может помочь), мы получаем ее от изучения Торы. Каждый, кто бывал на уроке Торы, ощущал радость, и даже после урока пребывал в отличном настроении.

Наступающая Суббота — Шабос Брейшис. Она названа так по недельной главе Торы, которую читают в этот день, но данное словосочетание можно также перевести и как «Суббота начала». Ребе всегда говорит, что путь, который стартует в Шабос Брейшис, продлится круглый год. Сегодня самое время принять решение о посещении урока Торы, раз в неделю или чаще. Еврей, изучающий Тору, чувствует себя более счастливым, потому что находит в ней неисчерпаемую радость. Пусть эта радость сопровождает нас весь год!

 

Комментарии: ЗАЧЕМ Б-ГУ НАША РАДОСТЬ?
Нет добавленных комментариев