Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ПРАВИЛЬНЫЙ ШИДУХ ИЛИ ЗАЧЕМ РАСПРОСТРАНЯТЬ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО

Четверг, 28. Октябрь, 2021 - 13:16

jewish_wedding_fb.jpg

На прошлой неделе я разговаривал с одним евреем, который искал жениха для своей дочери. Он спросил меня, какая сгула может ему помочь? Я рассказал о целом ряде таких сгулойс — действий, которые влекут за собой благотворные следствия, при том, что причинно-следственные связи в происходящем неочевидны. Например, следует купить новый стеклянный стакан, который потом жених разобьет под хупой. То есть при покупке стакана создается, как это называется в еврейской традиции, сосуд для благословения — это реальная подготовка к тому, чтобы благословение сбылось. Еще одна сгула: существует обычай, согласно которому родители жениха покупают невесте пару подсвечников, а родители невесты дарят жениху талес. Поэтому невеста или ее родители могут купить талес для будущего жениха и таким образом опять-таки создать материальный сосуд для получения благословения. Еще одна очень известная сгула — это молитва в Амуке, небольшом поселении недалеко от города Цфат на севере Израиля. Там находится гробница рабби Йонатана бен Узиэля, великого мудреца Торы периода Второго Храма, известного как покровителя семьи и всего, что с ней связано. Принято считать, что молитва на его могиле — это сгула, помогающая найти спутника жизни. В мидрашах приводится и такой способ, как финансировать обучение ребенка в еврейской школе в течение определенного периода, надеясь, что Б‑г поможет найти свою вторую половину и оплатить обучение детей, рожденных в этом браке. Есть сгула, что для успеха в поисках жениха девушка должна сесть на свадебный стул невесты. Еще одно проверенное средство заключается в том, чтобы радовать жениха и невесту, что является также великой заповедью, за исполнение которой, по принципу «мера за меру», Всевышний осчастливит радостью создания семьи.

Существуют также всевозможные молитвы, общей характерной чертой которых является то, что их следует произносить в течение сорока дней подряд. Это основано на мнении Талмуда (трактат «Сота», 2а): «Рав говорил: за сорок дней до зачатия на Небесах соединяют души будущих мужа и жены». Вот почему будет сгулой сорок дней подряд произносить текст Песни песней, которая говорит о любви. Можно также в течение сорока дней читать «Песнь моря». Эта сгула основана на том, что еврейские мудрецы говорят: «Трудно Всевышнему составление пар, как рассечение Ям Суф» (Тростникового, или, как часто переводят на русский, Красного моря). То есть поженить двух людей — это такое же чудо, как рассечение моря. Поэтому человек, благодарящий Б‑га за это чудо, надеется, что скоро ему предстоит собственное «рассечение Ям Суф».
 

В нашей сегодняшней недельной главе «Хайей Соро» рассказывается о первом еврейском шидухе (сватовстве) — об Ицхаке и Ривке. Осуществить его в те дни, когда еще не было Интернета, фотографий, почты и т. д., оказалось совсем не просто, ведь жених находился в земле Ханаан, а невеста — в Харане, на границе Турции и Сирии. И тогда Элиэзера, слугу Авраѓама, послали за невестой в Харан. Получив это повеление, он удивился и сказал: «Быть может, не пожелает девушка идти за мной на эту землю?» (Брейшис, 24: 5). Действительно, кто сказал, что потенциальная невеста согласится покинуть дом своих родителей и пойти за рабом, рассказывающем ей о богатом женихе, которого она никогда не видела?! Тем не менее Авраѓам уверенно ответил ему: «Г‑сподь, Б‑г небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне и Который клялся мне так: «Твоему потомству дам землю эту», — Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда (там же, стих 7). Это звучит, как простой ответ верующего, как мы все обычно говорим: «Б‑г поможет». Но возникает вопрос: откуда эта уверенность в том, что Всевышний пошлет ангела и поможет привезти оттуда подходящую невесту? Можно надеяться, молиться, но Авраѓам говорил очень определенно. Он не выражал надежды, что это произойдет, а констатировал — должно произойти. Раши в своем комментарии на этот стих раскрывает нам причину уверенности Авраѓама: «И не сказал: «Б‑г земли», в то время как выше сказал: «И заклинать буду тебя Г‑сподом, Б‑гом небес и Б‑гом земли». Сказал ему: «Теперь Он признан Б‑гом небес и Б‑гом земли, потому что я сделал Имя Его привычным на устах людей. Но когда Он взял меня из дома моего отца, Он был Б‑гом небес, но не Б‑гом земли, потому что люди не знали Его и Имя Его не было известным на земле».

Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит: Авраѓам уверен, что его слуга добьется успеха благодаря тому факту, что он сделал Всевышнего «Б‑гом земли». Пока наш праотец не начал свою деятельность по распространению веры в Единого Б‑га, Имя Творца было почти забыто в мире. Авраѓам стал тем, кто ходил с места на место и открывал всем, что у этого мира есть Властелин. И мало того, что они однажды услышали это от него, но он приучил их говорить и повторять Имя Б‑га. Оно упоминалось буквально в каждом доме, пока даже самые маленькие дети не узнали, что есть Творец мира. Поэтому наш праотец уверен, что благодаря этому Всевышний поможет его слуге: пошлет ангела и подберет подходящую невесту для Ицхока. Следовательно, в нашей главе мы узнаем о наилучшей сгуле для сватовства — распространять веру во Всевышнего, как наш предок Авраѓам: неевреев научить, что есть Создатель мира, и они могут молиться Ему, любить Его и соблюдать семь заповедей Нояха; а евреев приближать к иудаизму.

…Рабби Джонатан Сакс, бывший главный раввин Англии, последние двадцать лет своей жизни был человеком, который больше, чем кто-либо другой в мире, нес Имя Б‑га нееврейскому миру. В 1993 году, вскоре после того, как он занял свой пост, в Англии произошла ужасная трагедия: два десятилетних мальчика похитили и убили двухлетнего ребенка! Этот инцидент вызвал огромный шок в Великобритании и во всем мире. В то время раввин Сакс написал в газете статью о том, что это сигнал тревоги и призыв к возрождению семейных ценностей и их преподаванию в школах. Он писал, что в настоящее время семейная ячейка распалась, нет родителей, которые подают положительный пример и берут на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, поэтому он считает, что детей нужно учить, пока они маленькие, что они должны быть ответственными родителями. Он обратился к общественности с призывом: «Давайте начнем сейчас, и результаты будут видны через двадцать лет!» Тогдашний премьер-министр Джон Мейджор прочитал статью и пригласил раввина Сакса на встречу, чтобы посоветоваться с ним о выборе правильного пути улучшения общего образования в Великобритании. Позже рав Джонатан стал своего рода духовным наставником видных английских государственных мужей.

Раввин Сакс рассказывал, что, возвращаясь с похорон израильского премьер-министра Ицхака Рабина, он летел на королевском самолете, вместе с Чарльзом (принцем Уэльским, наследником престола), премьер-министром и другими известными британскими государственными деятелями. Как обычно, он достал Пятикнижие и занялся изучением недельной главы с классическими комментариями. В какой-то момент принца Чарльза заинтересовал необычный вид книги, ведь ранее он таких не видел. Он спросил: «Рабби Джонатан, что это вы там читаете?» Рав Сакс начал показывать ему разные тексты и объяснять: «Это Раши, тут Рамбан, а рядом с ним Рашбам и Ибн-Эзра». И вкратце рассказал, когда и где жил каждый из этих толкователей Торы. Тут в беседу вмешался Джон Мейджор: «Вы можете объяснить нам, что все они хотят сказать?» И так получилось, что в течение часа рав Джонатан давал урок по недельной главе Торы будущему королю и действующему премьер-министру Великобритании, а многие из присутствующих на борту принимали живое участие в обсуждении и задавали вопросы! Рав Сакс вспоминал: «Когда мы спустились с трапа самолета, я обратил свой взор на небеса, поблагодарил Всевышнего и сказал: «Большое спасибо за то, что Ты дал мне возможность воплотить в жизнь стих из псалма: «И говорить буду по заповедям Твоим пред царями и не устыжусь» (Теѓилим, 119: 46). В этом и состоит суть «Б‑га земли». Раввин Сакс «сделал Имя Его привычным на устах людей»; в дополнение к своей повседневной деятельности, он также написал книги, обращенные не только к евреям, но и ко всем людям в мире. Рав Джонатан говорил, что на эту концепцию популяризации идей иудаизма указал ему Любавичский Ребе, благословив его.

И это, подчеркивает Ребе, не только сгула для сватовства! Когда мы самоотверженно служим делу Всевышнего, Он исполняет все наши просьбы и желания. Стоит об этом помнить постоянно.

 

Комментарии: ПРАВИЛЬНЫЙ ШИДУХ ИЛИ ЗАЧЕМ РАСПРОСТРАНЯТЬ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО
Нет добавленных комментариев