Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ЧЕМ ДРУГ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЕМЬИ?

Четверг, 04. Ноябрь, 2021 - 13:50

rukopozhatie.jpg

Любавичский Ребе установил, что в летние месяцы студенты иешив должны ездить в отдаленные уголки мира в поисках евреев и приближать их к иудаизму. Раввин Леви Шемтов, посланник Ребе в Детройте, рассказал мне несколько лет назад, что летом 1990 года он с другом отправился во Фресно, штат Калифорния. Они нашли там евреев, изучали с ними Тору, проводили фарбренгены и так далее. Недалеко от Фресно находится Йосемитский национальный парк, который является одним из крупнейших заповедников США. Молодые люди решили отправится и туда. Когда они сказали одному из тех, кто помогал им связаться с другими евреями, что собираются посетить парк, он удивился: «Зачем вам туда ехать? Там и евреев-то нет». Однако затем он вспомнил про одну еврейскую семью, которая жила на озере Йосемити, в городке рядом с парком, но кроме фамилии у него не было никаких других их данных.

На следующий день Леви Шемтов и его друг поехали в парк, твердо решив, что все-таки заедут в тот городок. После долгих поисков им удалось найти дом, где действительно жила еврейская семья. Хозяин радушно принял их, выслушал, но вскоре переключил разговор на вопрос о том, является ли еврейство религией или этнической принадлежностью. Для парней эта тема была в новинку — в иешиве, где они изучали Тору, этот вопрос не обсуждался. Поэтому они не могли понять, зачем он затеял эту дискуссию. В конце концов, хозяин рассказал им, что его дочь вышла замуж за нееврея, а он сам, хотя и является совершенно не религиозным, считает, что еврейство передается через гены, поэтому перестал общаться с ними. Когда он показал им фотографию дочери и ее семьи, молодые люди были поражены, увидев типичную хабадскую семью: мужчину с бородой, женщину в парике и детишек с пейсами! Заметив удивление на их лицах, хозяин поспешил объяснить, что его дочь вышла замуж за парня, который обратился в иудаизм. Но поскольку он считает, что еврея определяет не вероисповедание, а происхождение, гены, которых у его зятя нет, он выступил против брака дочери. На что молодые люди ответили: «Мы не будем пытаться убедить вас в чем-либо, но одно мы можем сказать вам твердо: мы, вы, ваш зять и Моше-рабейну в равной степени считаются евреями!»
 

Ешиботники вернулись в Нью-Йорк и забыли об этой истории. Год спустя группа студентов из иешивы Хабада в Питтсбурге приехала в Севен севенти. Однажды вечером на совместном фарбренгене руководитель группы рассказал о семейной паре хабадников, живущих в их городе. Муж — гер, и родители жены разорвали с ними отношения, потому что она вышла замуж за гера, а не за еврея по рождению. Женщина написала Ребе, что ей было очень больно, когда ее родители отвернулись от них, и попросила совета и благословения на примирение с отцом. Она не получила ответа на свое письмо, но чудесным образом Ребе отправил двух студентов иешивы, которые пришли в дом родителей и убедили ее отца возобновить отношения с ними…

* * *

Что такое еврейство? Это генетическая принадлежность к народу Израиля или исповедование иудаизма? В среде еврейского народа есть самые разные по происхождению люди: ашкеназы, сефарды, эфиопы, евреи из Индии и многие другие. В еврейском народе есть люди всех типов и рас. Поэтому сложно утверждать, что это генетика. Сказать, что еврейство — это иудаизм, то есть религия, тоже не совсем верно. Мы знаем некоторых евреев, которые объявляют себя неверующими, но они остаются кошерными евреями. В отношении других религий такое невозможно: если человек не исповедует христианство, он не определяет себя как христианин; нельзя назвать мусульманином того, кто не исповедует ислам… Верно ли говорить, что еврейство — это нация? Человек может быть американцем и в то же время евреем, и в этом нет никакого противоречия. Есть французские евреи и русские евреи. Может быть, еврейство — это культура? Это тоже неверно, есть евреи, которые принадлежат к европейской культуре, и есть те, которые представляют культуру Ближнего Востока. Ашкеназы едят гефилте фиш, йеменцы — схуг, а американские евреи едят бейгл и копченую рыбу…

На самом деле, еврейство — это не нация, не раса, не религия, не культура! Но есть в еврействе что-то, что позволяет сравнить его с семьей. Кто считается членом семьи? Биологические дети и приемные. Подобно этому каждый, кто рожден еврейской матерью или должным образом обращен в иудаизм, является евреем. У всех нас, и родных, и приемных детей, одни и те же родители: Авраѓам, Ицхок и Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея. И как человек не может исключить себя из семьи, так и еврей не может исключить себя из народа Израиля.

Концепция, что еврейство — это семья, зародилась уже у праотцев. Авраѓам женился на своей племяннице и позаботился о том, чтобы Ицхок не женился на одной из дочерей Ханаана. Он послал своего слугу Элиэзера в Харан, чтобы привезти сыну жену из своей семьи. И действительно, Ицхок женился на своей двоюродной сестре Ривке. На этой неделе история продолжается. В нашей сегодняшней недельной главе «Тойлдойс» мы читаем о Яакове и Эйсаве. Многие знают историю о том, что Ицхок хотел благословить своего сына Эйсава, но Яаков замаскировался под брата, пришел к отцу и обманом получил благословения. Обнаружив обман, Эйсав очень рассердился: «И возненавидел Эйсав Яакова за благословение, которым его благословил его отец; и сказал Эйсав в сердце своем: «Близятся дни траура по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего» (Брейшис, 27: 41). Но мы не находим в Пятикнижии информации о том, что Эйсав пытался убить брата. Правда, Яаков бежал в Падан-Арам по совету матери, чтобы избежать гнева Эйсава, но трудно сказать, что именно поэтому тот не убил его. В Торе прямо говорится: «И увидел Эйсав, что благословил Ицхок Яакова и отпустил его в Падан-Арам» (Брейшис, 28: 6). То есть, Эйсав знал, где находится Яаков, и если бы он хотел его убить, то сам пошел бы в Падан-Арам или нанял бы убийцу, чтобы отомстить. Нигде в Торе нет упоминания, что он пытался это сделать, напротив, когда они встретились через 22 года, Эйсав поцеловал Яакова и обнял!

Объяснение такой перемены в Эйсаве находится в самой истории. Сразу после того, как Ицхок благословил Яакова, «сказала Ривка Ицхоку: «Постыла мне жизнь моя из-за дочерей Хета. Если возьмет и Яаков жену из дочерей Хета, как эти, из дочерей этой земли, — для чего мне жизнь!» (Брейшис, 27: 46). Затем Ицхок зовет к себе Яакова и наставляет его: «Не бери жену из дочерей Ханаана», — и приказывает ему пойти к его дяде Лавану в Харан, и там жениться на девушке из его семьи. Ицхок добавляет ему чудесные благословения: «И Б‑г Всемогущий да благословит тебя, и плодовитым тебя сделает и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраѓама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую дал Б‑г Авраѓаму» (Брейшис, 28: 3, 4). И далее: «И увидел Эйсав, что благословил Ицхок Яакова и отпустил его в Падан-Арам, чтобы взять ему оттуда жену, и благословляя его, повелел ему так: «Не бери жены из дочерей Ханаана» (там же, стих 6).

Что стоит за повторением этих слов? Этот разговор с отцом был первым после того, как Яаков получил благословения. Эйсав ожидал, что Ицхок отругает брата за обман, но к его большому удивлению, отец еще раз благословил его, а затем приказал ему не жениться на местных девушках. Внезапно Эйсав понял, что его родители были недовольны им. Почему? Ответ на этот вопрос находится в двух стихах, которые предшествуют рассказу о благословениях. В Торе сказано: «И было Эйсаву сорок лет, и взял он в жены Йеѓудит, дочь Бери-хеттийца, и Босмат, дочь Элона-хеттийца. И были они недовольством для Ицхока и для Ривки» (Брейшис, 26: 34–35). Когда Эйсав услышал, что его родители велят Яакову ни в коем случае не жениться на хананеянке, он понял, что совершил ошибку своей жизни, выбрав таких жен. Эйсав увидел, что его родители на самом деле разочаровались в нем и строили еврейское будущее семьи на том, что Яаков поедет в Харан и женится на своей двоюродной сестре. Это позволило ему понять, что благословения были даны Яакову не по ошибке, и у него нет причин убивать своего брата. Вместо этого он попытался исправить свои дела: «И увидел Эйсав, что плохи дочери Ханаана в глазах Ицхока, его отца. И пошел Эйсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмоэля, сына Авраѓама… сверх жен своих себе в жены» (Брейшис, 28: 8–9). Чтобы угодить отцу, Эйсав женился на женщине «из семьи», дочери Ишмоэля, брата Ицхока, хотя и не изгнал первых двух жен.

…Рассказывают, что в 1970‑х у «Чейз Манхэттен Бэнк», одного из крупнейших банков США, была реклама «Чейз Манхэттен» — это твой друг». В те дни израильский банк «Леуми» открыл филиал на Манхэттене и выбрал для своей рекламы слоган: «Чейз Манхэттен» — это твой друг, а «Леуми» — это твоя семья». И, как мы видим из рассказанного выше, это очень еврейский взгляд на ситуацию!

 

Комментарии: ЧЕМ ДРУГ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЕМЬИ?
Нет добавленных комментариев