Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ВРЕДНО ЛИ МЕЧТАТЬ?

Четверг, 23. Декабрь, 2021 - 13:29

depositphotos_19suit-glasses.jpg

Симон Визенталь (родился в 1908 г. в Бучаче, тогда — Австро-Венгрия, между мировыми войнами — Польша, сейчас — Тернопольская область Украины; умер 20 сентября 2005 г. в Вене) прославился во всем мире как самый известный «охотник за нацистами». Пережив Холокост, он посвятил свою жизнь сбору и документированию информации о нацистских военных преступниках, чтобы предать их правосудию. Благодаря Симону Визенталю были раскрыты более 20 тысяч фамилий нацистов, виновных в массовых убийствах во время Второй мировой войны. Более тысячи палачей предстали перед судом и понесли заслуженное наказание…

Еще в детстве у Симона появился интерес к рисованию, но мать убедила его не увлекаться живописью, а получить «нормальную профессию», и он окончил Пражский университет, получив диплом инженера-архитектора. После этого Визенталь несколько лет проработал в СССР (по некоторым данным — в Одессе), а затем вернулся во Львов, женился и открыл собственное архитектурное бюро.

Когда в 1941 году Львов был оккупирован немецкими войсками, Симон Визенталь и его жена чудом избежали немедленной казни, но вместе со всеми их родственниками были отправлены в концентрационный лагерь Яновский. Симон работал там инженером и был связан с польскими подпольщиками, которые помогли ему спасти жену, сделав для нее фальшивые документы, по которым она стала полькой. Однако все остальные родственники, более 80 человек с обеих сторон, погибли… Самого Визенталя переправляли из одного лагеря смерти в другой. В начале 1945 года он прибыл в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Он был настолько болен, что его отправили в барак смертников, где находились тяжелобольные. Там он лежал с тяжелой формой гангрены ноги. Однажды немецкий солдат попросил его нарисовать поздравительную открытку с днем рождения для своего друга, пообещав еще одну тарелку супа. Визенталь нарисовал открытку, и ему прислали дополнительную порцию, которую принес пленный поляк. Этот польский заключенный подружился с Визенталем и рассказал ему, что в городе Познань есть здание, принадлежавшее его семье, и он мечтал открыть там кафе. Он попросил Визенталя спроектировать для него это кафе. Визенталь сделал для него десятки эскизов интерьера, на которых можно увидеть во всех деталях, как будет выглядеть кафе. Он даже нарисовал эскизы униформы официантов…
 

После того, как американцы освободили лагерь, их пути разошлись. Но в 1960 году Визенталю удалось связаться с этим поляком. Оказалось, что он так и не смог открыть кафе, потому что после войны коммунисты, захватившие власть в Польше, конфисковали здание и оно стало государственной собственностью, так что Визенталь получил обратно сделанные им эскизы. В письме своему польскому другу Симон написал, что он обязан ему жизнью, потому что в самые трудные дни в лагере, когда гангрена распространилась до колена, его поддерживало только то, что он продолжал мечтать о кафе. Эти эскизы вернули ему желание жить. В 2016 году, уже после смерти Визенталя, кто-то снова нашел в его бумагах эти рисунки, и они были выставлены в Еврейском музее в Вене.

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Шмойс» мы читаем об египетском изгнании, о тех страданиях, которые претерпели евреи за годы рабства. Мы узнаём о том, что Б‑г явил Себя Моше в горящем кусте и повелел вернуться в Египет и вывести сынов Израиля на свободу. Моше снова и снова отказывался, приводя различные предлоги, пока, наконец, Всевышний не вынудил его исполнить порученную ему миссию. Моше пришел в Египет и вместе с Аѓароном они пошли к фараону и заявили: «Так сказал Г‑сподь, Б‑г Израиля: «Отпусти народ Мой» (Шмойс, 5: 1). Фараон не испугался их, напротив, он объявил: «Кто есть Б‑г, чтобы я послушал Его голоса?.. Я не знаю Г‑спода и Израиль не отпущу». А затем добавил: «Зачем вы, Моше и Аѓарон, отрываете народ от его дел? Идите к своим трудам» (там же, стих 4).

Затем фараон приказал ужесточить условия работы евреев: «Не давайте более соломенной сечки народу для изготовления кирпичей, как вчера и третьего дня, пусть сами они идут и собирают для себя солому. А норму кирпичей, которую они выполняли вчера и третьего дня, возложите на них, не убавляйте от него, ибо нерадивы они, посему они кричат, говоря: «Пойдем, принесем жертвы нашему Б‑гу». Пусть обременяет работа людей, и будут они выполнять ее, а не заниматься пустыми речами» (там же, стихи 7–9). Сыны Израиля не выполнили норму и были за это наказаны: надсмотрщиков избивали за то, что те не торопили работников. Надзиратели из сынов Израиля пришли к фараону и стали кричать: «Почему ты так поступаешь с рабами твоими?» И что фараон ответил им? «Нерадивы вы, нерадивы, потому говорите: «Пойдем, принесем жертвы Г‑споду» (там же, стих 17) — и прогнал их. На выходе они встретили Моше и Аѓарона, которые снова шли к фараону, и обвинили их в том, что произошло: «Да воззрит Г‑сподь на вас и рассудит за то, что вы зловонным сделали дух наш для фараона и для его слуг, а это то же, что вложить меч в их руку, чтобы убить нас» (там же, стих 21).

Возникает вопрос, что именно имел в виду фараон, говоря: «пусть обременяет работа людей, и будут они выполнять ее, а не заниматься пустыми речами»? В мидраше говорится, что когда Моше впервые вышел к своим братьям «и увидел их тяжкие повинности» (Шмойс, 2: 11) и то, что они совсем не отдыхали, он пошел к фараону и сказал, что рабы умирают, если у них нет хотя бы одного дня отдыха в неделю. Фараон согласился, и Моше установил для них Субботу, чтобы они отдыхали («Шмойс рабо», 1: 28). Как сыны Израиля проводили Субботу в Египте? В Мидраше говорится, что у них была Книга Брейшис, и они знали историю сотворения мира и жизнеописания праотцов. Оттуда же они узнали, что Всевышний пообещал Авраѓаму, что освободит их из рабства, и снова пообещал Ицхоку и Яакову вывести их из изгнания и вернуть на землю предков. И поэтому, когда они собирались в Субботу и читали Тору, это давало им силы пережить тяжелую рабочую неделю. Мечта о том, что однажды они выйдут из Египта, давала им силы пережить страдания. Когда Моше пришел к фараону и потребовал отпустить народ на свободу, правитель Египта точно знал, откуда появилась эта идея, поэтому он тут же отменил Субботу как день отдыха…

Хасиды в СССР желали друг другу: «Пусть придет Мошиах и мы освободимся!» Мечта о том, что однажды они выйдут из огромной тюрьмы под названием Советский Союз, была тем, что давало им силы бороться за свое еврейство в течение семидесяти лет коммунистического режима. Любавичский Ребе на одном из фарбренгенов в 5716 (1956) году сказал: «Еврей по природе своей является мечтателем… Каждый еврей подобен Йосефу, и эта природа дает евреям силу переносить горе и страдания изгнания». И именно так вспоминают евреев — потомков Йосефа, благодаря его мечтам, когда он сидел в тюрьме, которые в конце концов помогли ему достичь такого положения, что без него никто ничего не мог сделать. Подобно ему, мы все мечтаем о том, что очень скоро к нам придет Мошиах и соберет весь народ Израиля и поведет в нашу святую землю. Да произойдет это в самое ближайшее время, омейн!

 

Комментарии: ВРЕДНО ЛИ МЕЧТАТЬ?
Нет добавленных комментариев