Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О "СКОРОСТНОМ РЕЖИМЕ" ДЛЯ СУДЕЙ

Четверг, 27. Январь, 2022 - 11:02

5def8mpupt07j_pc10hq.jpeg

 

 

Как-то я прочитал историю о 20‑летнем молодом человеке, который несколько лет назад в Иерусалиме нарушил правила дорожного движения: перешел дорогу на красный свет. Присутствовавший при этом полицейский велел ему остановиться, потом на место происшествия подошел еще один полицейский. Парень попытался убежать, но его поймали… Этот молодой человек вырос в многодетной семье, не отличался особым усердием в учебе, в прошлом был отчислен из нескольких учебных заведений, в армии не служил, а начал работать в пиццерии и пытался найти свой путь в жизни. У него не было судимостей, но он почему-то допустил ошибку и убежал от полиции — испугался и побежал, сам не зная почему. Ему предъявили обвинение в воспрепятствовании сотруднику полиции при исполнении им своих обязанностей. Адвокат, к которому он обратился, потребовал от него 450 шекелей, но их у парня не было… Сказать что-то в свою защиту он не сумел, и суд признал его виновным, приговорив к одному месяцу заключения условно и штрафу в размере 400 шекелей.

 

 


 

 

Когда парень уже собрался выходить из зала суда, судья остановила его. «Подождите, я не совсем уверена в этом решении, — и вернув его на скамью подсудимых, она продолжала: — Ты не можешь выйти отсюда с судимостью!» Посоветовавшись с представителем полиции, судья снова обратилась к нему: «Ты понимаешь, что значит получить судимость в твоем возрасте? Ты еще очень молод, есть много работ, на которых ты не сможешь работать. Ты хочешь учиться?» Парень поднял голову: «Да, я думал стать журналистом…» — «Ну вот, журналисту нельзя иметь судимость!» — уверенно заключила судья.

 

 


 

 

По распоряжению судьи полиция изменила обвинительное заключение. Вместо препятствования сотруднику полиции, его обвинили в гораздо меньшем правонарушении — недостойном поведении в общественном месте. Новая формулировка гласила: «Выслушав замечания суда и после фактического закрытия дела, мы пришли к соглашению с подсудимым о том, что будет составлено измененное обвинительное заключение. Подсудимый даст признательные показания, не будет осужден и подпишет обязательство».

 

 


 

 


 

 

В итоге с парня сняли судимость под обязательство воздерживаться от совершения аналогичного правонарушения на ближайший год. Судья взяла протокол с предыдущим решением, которое было обвинительным приговором и наказанием, отдала ему и сказала: «Можешь сделать из него самолетик. Ты выйдешь отсюда, даже не заплатив штраф. Я не хочу больше видеть тебя здесь. Ты молод, извлеки урок из того, что произошло, и не совершай подобных проступков. И выучись чему-то полезному!» Парень вышел из зала и сказал ожидавшему его другу: «Она спасла меня!»

 

 


 

 

Никто не просил судью о снисхождении, просто она увидела человека за казенной формулировкой слишком сурового обвинительного заключения. Она поняла, что не стоит портить ему жизнь только потому, что он по молодости, совершив проступок, не смог правильно оценить ситуацию и соответствующе себя вести!

 

 


 

 

* * *

 

 


 

 

В нашей недельной главе «Мишпотим» Тора описывает законы, касающиеся отношений между людьми. На прошлой неделе евреи стояли у горы Синай и получали Тору, а сразу после этого величественного события Всевышний говорит Моше: «И вот законы, которые ты разъяснишь им…» (Шмойс, 21: 1). И затем приводится подробное описание различных правонарушений, касающихся нанесения людям телесного и материального ущерба, а также наказания, которые за это должны быть применены. Всевышний хочет научить нас тому, что не до́лжно оставить Тору где-то в духовных мирах, надо соединить ее с повседневной жизнью, воплотить ее законы во взаимоотношениях между человеком и его ближним.

 

 


 

 

Читая текст Торы, можно заметить, что между Десятью заповедями и началом главы «Мишпотим» есть несколько стихов, не имеющих, как кажется, отношения ни к тому, ни к другому. В них говорится о жертвеннике, который должен быть построен в Храме. А в самом последнем стихе главы «Исро» приводится интересная заповедь: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику…» (Шмойс, 20: 23). Раши в своем комментарии на этот стих объясняет: «Когда строишь пандус к жертвеннику, не делай его ступенчатым, но пусть будет он гладким и пологим». Причина этого раскрывается во второй половине приведенного выше стиха: «…чтобы не открылась твоя нагота при нем». Объясняется это просто: в святом месте следует проявлять уважение и благоговение, надо ходить размеренными шагами, и даже походка должна выражать трепетное отношение к святости места.

 

 


 

 

Но возникает вопрос: почему эта заповедь появляется между рассказом о даровании Торы и стихами, в которых обсуждаются законы отношений между человеком и его ближним? Талмуд (трактат «Санѓедрин», 7б) говорит: «Бар-Кафра спросил: «Каков источник указания мудрецов «Судите без спешки» (Пиркей овойс, 1: 1), призывающего подождать, глубоко разобраться во всех деталях дела перед тем, как выносить приговор? Из того, что в Торе сказано: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику», — и тотчас после этого говорится: «И вот законы», мы узнаем, что те, кто занимается судопроизводством, не должны «бежать по ступенькам», им следует внимательно вникнуть в суть дела и только потом выносить приговор. Иными словами, Бар-Кафра утверждает, что для нас источник указания, которое появляется в «Пиркей овойс», кроется в стихе, который, кажется, был написан в Пятикнижии «не к месту».

 

 


 

 

Мудрецы утверждают: Тора предварила законы жертвенника заповедям, регулирующим отношения между людьми, чтобы сказать нам, что благоговение, которое мы испытываем в Храме, нужно ощущать и в суде. Подобно тому, как на жертвенник надо подниматься медленно, с уважением к святости места, так и судья должен судить обдуманно, не спешить с вынесением приговора, его обязанность тщательно взвесить и изучить каждую деталь дела.

 

 


 

 

Рамбам в своем комментарии к Мишне пишет, что судье необходимо быть осмотрительным и не править скорый суд, так как возможно, что в ходе разбирательства ему откроются факты и обстоятельства, о которых бы не узнали, если бы приговор был вынесен сразу, в спешке. А известный комментатор Мишны рабби Овадья Бартенура говорит, что когда судья рассматривает дело, подобное которому уже было у него не раз, он не должен опираться на предыдущие случаи. Прежде чем вынести приговор, он все равно должен тщательно разобраться во всех деталях данного конкретного дела.

 

 


 

 

Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит, что указание «судить не спеша», которое мы узнаем из повеления не подниматься по лестнице на жертвенник, появляющееся между Десятью заповедями и главой «Мишпотим», предназначается не только для судей. Это предостережение каждому из нас. Все мы склонны к быстрому осуждению других людей. Узнаем что-то из сообщений СМИ и сразу судим, не имея полной информации, не проверяя ее, не зная подробностей и ничего не выясняя. И обычно это бывает не к добру. Ребе говорит, что прежде, чем осудить кого-то, следует остановиться на мгновение, чтобы поставить себя на место того человека, и тогда внезапно может оказаться, что мы на его стороне! Когда мы смотрим на состояние мира и видим, какие испытания выпадают сегодня на долю каждого человека, то вместо того, чтобы сердиться на то, что кто-то повел себя неправильно, и осуждать его за это, нам следует восхищаться теми людьми, которые, несмотря на все волнения и соблазны, все равно придерживаются правильного пути. Этому учит нас запрет не подниматься бегом на жертвенник, это и означает «судить обдуманно». А когда мы будем осторожны в суждениях о других евреях, то — мера за меру — Всевышний, глядя на сынов Израиля, тоже будет воздерживаться от быстрого суда над нами и признает нас невиновными. По словам Ребе: «Подход «быть неторопливым в суде» приводит к снисходительности в будущем Искуплении, которое будет не в спешке, как при выходе из Египта, но «в тишине и покое спасены будете» (Ишаяѓу, 30: 15).

 

Комментарии: О "СКОРОСТНОМ РЕЖИМЕ" ДЛЯ СУДЕЙ
Нет добавленных комментариев