Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О ЧЕМ ПРОСИТЬ ВСЕВЫШНЕГО?

Четверг, 03. Февраль, 2022 - 11:13

WhatsApp Image 2022-02-03 at 17.35.54.jpeg

 

Реб Залман Гурари был верным последователем Любавичского Ребе и богатым бизнесменом, проявившим отличную предпринимательскую хватку. Однажды к нему с просьбой присоединиться к кампании по сбору пожертвований обратился его родственник, раввин Шмарьяѓу Гурари (Рашаг), зять шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона. Рашаг руководил сбором средств для центральной иешивы Хабада в Нью-Йорке. Реб Залман хотел отказаться, так как был очень занят проблемами своего бизнеса, но Рашаг сделал ему заманчивое предложение: «Если ты поедешь со мной, у тебя будет привилегия получить аудиенцию у Любавичского Ребе и попросить благословения на все, что пожелаешь» (как родственник Ребе, рав Шмарьяѓу мог взять на себя такое обязательство). Реб Залман, конечно же, ухватился за это предложение. Их совместная поездка была весьма успешной, и по ее окончании настала очередь Рашага исполнить обещанное.

 

Войдя в кабинет Ребе, Залман Гурари заговорил о том, что корабль, полный товаров, застрял посреди моря, и каждый день он несет большие денежные потери. Он умолял о чуде, чтобы преодолеть трудности и спасти свой товар. Ребе ответил: «Реб Залман, вам была дана редкая возможность просить все, что вы хотите. Вы могли попросить благословения на успехи в воспитании детей, а вместо этого говорите о деньгах?..»

 

* * *

 

В нашей недельной главе «Трумо» мы читаем о самой святой точке мира, об объекте, который выполнял роль «антенны» между мирами, осуществляя связь между этим миром и Всевышним. Это был Арон ѓакойдеш — небольшой деревянный ящик размером примерно 125 на 75 сантиметров, покрытый золотом. На его дне лежали две Скрижали Завета, которые Моше спустил с небес. Сверху к нему были прикреплены крувим — пара небесных созданий с распростертыми крыльями. Так повелел Всевышний: «И сделай двух крувим из золота; чеканной работы сделай их с двух концов покрытия. И сделай одного крува с края с одной стороны, а другого крува с края с другой… сделайте крувим на обоих его концах. И будут крувим с простертыми вверх крыльями, укрывая своими крыльями покрытие, а лицами своими друг к другу; к покрытию обращены будут лица крувим. И возложи покрытие на Ковчег сверху, а в Ковчег помести свидетельство, которое Я дам тебе» (Шмойс, 25: 18–21).

 

Тора рассказывает, что в течение сорока лет блужданий евреев по пустыне Моше получал через этих крувим информацию от Всевышнего. Голос Б‑га звучал из пространства между этими крылатыми существами и учил Моше деталям исполнения 613 заповедей. «И назначу для встречи место тебе там, и буду говорить с тобою там поверх покрытия, меж двух крувим, которые на Ковчеге свидетельства, все, что повелю тебе для сынов Израиля» (Шмойс, 25: 22). Это объясняет происхождение одного из определений Всевышнего — «восседающий над крувим» (Йешаяѓу, 37: 16).

 

То, что крувим возвышались над Скрижалями, вызывает интерес и недоумение. Как получилось, что Скрижали Завета, сошедшие с Небес и содержащие Десять речений Творца, размещались в нижней части Арон ѓакойдеш, а крувим располагались сверху? Что может быть важнее Слова Всевышнего?! Тем более что в еврейской традиции не принято что-либо класть на Тору — не только на Свиток, но и на печатные книги Торы! Более того: крувим не только стояли над Скрижалями, но и расправляли над ними свои крылья, и это был признак того, что они как будто ограждали и оберегали Тору, были ее охранниками, служили гарантией ее будущего. Но разве Торе нужна защита? Наоборот, Тора сама «защищает и спасает» и обеспечивает человеку здоровье, пропитание и средства к существованию.

 

Но еще большее недоумение возникает, когда мы читаем комментарий Раши (на стих Шмойс, 25: 18): «У них (крувим) детские лица». Возможно ли, чтобы два младенца стояли над Ковчегом, защищая и охраняя Тору?!

 

Любавичский Ребе объясняет смысл этого так: у еврея, помимо того, чтобы быть самому Б‑гобоязненным, есть важнейшая обязанность — посвятить всего себя детям. Он должен ежедневно «выбираться» из своего взрослого мира и заниматься воспитанием детей, которые продолжат его путь. Еврейские родители не могут довольствоваться тем, что у них в жизни все в порядке, они должны сделать нечто очень конкретное: оберегать своего ребенка и поселиться в его сердце. Вот что повелевает Тора: «Люби Г‑спода, Б‑га твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут эти слова, которые я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их детям своим…» (Дворим, 6: 5–7, эти стихи входят в первый из трех отрывков молитвы Шма). Мало того, что ты знаешь, мало того, что ты любишь Б‑га всем сердцем и всей душой, но ты должен передать это чувство сердцу твоего ребенка.

 

Вообще, в еврейской традиции воспитание детей стоит даже выше Торы, потому что это наш «страховой полис». Будущее народа определяется дома, в семье, как мы видим в рассказе об Исходе из Египта: Моше должен был праздновать победу, а вместо этого он повелевает собрать детей в ночь Седера и рассказать им о чуде спасения еврейского народа. Воспитание детей имеет чрезвычайно важное значение. Во-первых, потому что дети — это следующее поколение, которому принадлежит будущее, а во-вторых, потому что знания и умения, полученные в детстве, никогда не забываются, и то, что ребенок получит в детстве, навсегда останется в его сердце!

 

Итак, крувим «заслонили» Тору, чтобы передать великое послание: одних Скрижалей недостаточно. Хотя они являются Б‑жественным объектом, спустившимся с небес, хотя раввины и знатоки Торы могут добавлять и писать тысячи книг с ее толкованиями, в конечном итоге, будущее определяет не то, что мы знаем, а то, что мы передадим своим потомкам…

 

Завершить статью я хотел бы особенной историей, которая случилась около восьмидесяти лет назад в Советском Союзе. В дом семьи Горелик пришло письмо. Это был конверт из ада — из гулаговского лагеря в Сибири, куда реб Мендель Горелик был отправлен на долгие десять лет, а его жена осталась одна с тремя маленькими детьми. И вот они получили письмо от отца. Внутри был рисунок, нарисованный папиной рукой: лицо его восьмилетнего сына Шалома-Бера, а внизу — надпись: «День рождения, 7 мая 1949 года». Странно! День рождения мальчика выпал на четвертое мая, почему же папа написал седьмое? Внезапно их осенило: отец хочет напомнить сыну о его еврейском дне рождения — восьмого числа месяца ияр, которое выпало в том году на седьмое мая. Вот что делает еврей в Сибири: вернувшись после тяжелой работы с ноющими от боли спиной и костями, он сидит ночь напролет и рисует «картинку с крувом» — лицо своего восьмилетнего сына, чтобы перехитрить жестокую цензуру и напомнить ему, кто мы такие… Неудивительно, что с таким отцом реб Шолом-Бер Горелик вырос настоящим евреем и пылким хасидом. И это то, что мы все должны всегда помнить: воспитание, полученное в детстве, никогда не проходит даром и является лучшим залогом для соблюдения заповедей Торы!

 

Комментарии: О ЧЕМ ПРОСИТЬ ВСЕВЫШНЕГО?
Нет добавленных комментариев