Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ПОМНИ, КТО ТВОЙ «РАБОТОДАТЕЛЬ»!..

Пятница, 09. Сентябрь, 2022 - 4:27

 closeup-of-handshake-of-business-partners-.jpg

ПОМНИ, КТО ТВОЙ «РАБОТОДАТЕЛЬ»!..

Уже не одно десятилетие ведутся по всему миру горячие споры по вопросу минимальной зарплаты. Одни утверждают, что надо все время поднимать минимальную зарплату. Эти люди заботятся о несчастном рабочем, который должен прокормить себя и свою семью. Их оппоненты считают, что нельзя поднимать минимальную зарплату. На первый взгляд кажется, что они заботятся о богатых работодателях или государственной казне (которая и без того пуста), чтобы, не дай Б‑г, не переплатили лишнюю гривну или шекель, или доллар своему работнику.

Действительно ли закон о минимальной зарплате полезен для слабых слоев населения? Результаты исследований, проведенных, например, в Израиле, не дают на этот вопрос однозначный и ясный ответ. В 2000 году была создана специальная комиссия, которая должна была дать рекомендации относительно минимальной зарплаты. Комиссия была сформирована министерством финансов, профсоюзами и общественными организациями. Она изучила различные аспекты закона и пришла к следующим выводам:

1. Принятие законов о минимальной зарплате ведет за собой увеличение количества безработных. Чем выше стоимость рабочей силы, тем меньше возможностей у работодателя предоставить работу большему количеству работников, тем меньше также его конкурентоспособность. Это значит, что закон влечет за собой закрытие предприятий и перенос производства в третьи страны, где нет подобного закона или есть дешевая рабочая сила. Так подъем минимальной зарплаты может привести к увеличению бедности.

2. Закон о минимальной зарплате не влияет на уровень бедности, который не связан с положением наемных работников, не потерявших работу. Ведь в общем числе бедных семей часть тех, кто получает минимальную зарплату, относительно невелика.

3. Закон еще больше ограничивает социально слабые слои населения и не дает им возможности конкурировать с другими. Более того, профессор Мильтон Фридман, лауреат Нобелевской премии по экономике, утверждает, что закон о минимальной зарплате в США, например, был самым дискриминационным по отношению к афроамериканцам. Он привел к увольнению сотен тысяч «черных», а их места заняли «белые», более квалифицированные и образованные. Установлено, что этот закон больно ударяет по интересам слабых: инвалидов, женщин, молодежи, иностранных рабочих, а также тех, кто живет на периферии.

4. Данные служб трудоустройства в тех странах, где нет законов о минимальной зарплате, доказывают, что относительный уровень зарплат в этих странах, формирующийся на основе спроса и предложения, гораздо выше, чем там, где существуют подобные законы. Другими словами, принятие закона о минимальной зарплате влечет за собой уменьшение, а не увеличение доходов социально слабых слоев населения! Так может все-таки противники этого закона заботятся в конечном счете именно о благополучии не самых обеспеченных, а не об олигархах и государственной казне?

Давайте вместе посмотрим, что говорит на эту тему Тора.

В нашей недельной главе есть несколько утверждений, касающихся работника. Тора говорит: «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, то можешь есть виноград досыта, сколько твоей душе угодно, но в сосуд твой не клади».

Очень странное высказывание! Почему это вдруг человек может зайти в виноградник ближнего и есть там столько винограда, сколько ему захочется?! Ведь запрещено человеку заходить без разрешения даже во двор своего соседа! Но Раши комментирует: «Писание говорит о работнике». То есть, речь здесь идет не о чужаке, который заходит и ест в винограднике, принадлежащем кому-то другому. Тут говорится о работнике, который приходит работать в этом винограднике во время сбора урожая, и ему разрешается есть виноград. Почему? Чтобы он не мучился из-за того, что запрещено ему то, что душа его желает и глаза его жаждут.

Допустим, человек работает на фабрике по производству шоколада, и в течение всего рабочего дня ему запрещается пробовать этот шоколад. Это просто издевательство над работником, это почти преступление — не разрешать есть этот вкусный шоколад, который у человека перед глазами целый день.

Но Тора добавляет интересную деталь: правильно, ты можешь есть, «но в сосуд твой не клади»! Запрещено положить виноград в сумку и взять домой. Кроме того, работник не может привести в виноградник членов семьи, чтобы они тоже насладились виноградом. Как говорит Талмуд в трактате «Бава меция»: «Откуда мы узнаем, что не надо слушать работника, если он говорит: «Дайте жене и детям моим»? Потому что Тора учит: «…в сосуд твой не клади».

Только самому работнику разрешается есть, но даже тут устанавливаются определенные ограничения. Мишна говорит: «Но учат человека, чтобы не был он чревоугодником». Тора дает ему право есть в винограднике его работодателя, но предостерегает: «Не ешь нагло!». Ешь, но не переусердствуй. Почему? Не потому, что Тора заботится о его хозяине, о том, что тот потеряет слишком много денег, если его работник будет много есть, а совсем наоборот. Мишна объясняет, почему нельзя быть обжорой — этим работник «закрывает вход перед собой». Тора беспокоится о том, что, если человек будет вести себя подобным образом, ему просто не захотят давать работу. Работник, может быть, на этот раз получит полное удовольствие и будет есть, не останавливаясь, но затем он просто потеряет свое место навсегда. И никто другой не захочет взять его на работу, потому что пройдет слух, что на рабочем месте он ест, а не работает. Так что ограничивают нашего работника ради его же блага.

То же самое в споре о минимальной зарплате. Те, кто стоит на том, чтобы не поднимать ее, делают это исключительно из чувства истинной заботы о работнике. Ведь чем больше поднимают зарплату, тем больше вероятность того, что работодатель начнет сокращать количество рабочих, искать им замену (например, нелегальные работники, которые согласятся работать за половину зарплаты). При этом в проигрыше останется именно простой работник, который вообще потеряет работу.

Идею о том, что все хорошо в меру, мы находим даже по отношению к исполнению заповедей. В трактате «Кидушин» Талмуд рассказывает о лехем поним — хлебе, который возлагали на золотой стол в Храме. Как рассказывает Устная Тора, с ним происходило чудо: когда в пятницу возлагали новый, свежеиспеченный хлеб, старый после недельного пребывания на столе оставался свежим, как будто только что вышел из печи. Что же делали с этим хлебом? Его делили и раздавали коѓенам, которые были на смене в этот день. Талмуд рассказывает, что «скромные прятали руки свои, а обжоры выхватывали». То есть, несмотря на то, что речь идет о большой привилегии — есть хлеб Г‑сподний, которой рядовые коѓены удостаивались лишь раз в год, все равно были среди них обжоры и наглецы, которые выхватывали куски, но были и скромные, кто не протягивал руки. И это учит нас, что даже выполнением заповеди не стоит злоупотреблять!

Талмуд рассказывает: «Сказал Рова: рав Йосеф пытался проверить, чем руководствуются коѓены, которые выхватывают подарки из рук подносящих их (коѓенам по закону полагаются определенные части от животных, приносимых в жертву или приготавливаемых в пищу). Делают ли они это, желая лучше выполнить заповедь, или это просто наглость, и они тем самым пренебрегают заповедью?.. Ясно, что сам никто не берет, если предлагают тебе — бери, но не хватай сам с тарелки…» И далее Талмуд рассказывает об Абайе: когда он был молодым и только начинал свою взрослую жизнь, то всегда набрасывался на приношения, которые дарили коѓенам, так как считал, что это уважение к заповеди. Затем, когда он услышал, что это не так, он начал отказываться брать подарки, но продолжал просить о них словами. Затем он перестал даже просить, но если давали ему подарок, то он брал его. После он пошел еще дальше и перестал брать подношения, которые ему предлагали. Почему? Потому, что он услышал, что даже в Храме скромные коѓены не брали свою часть лехем поним и оставляли ее для обжор. И только в канун Йом-Кипур Абайе брал приношения для коѓенов, чтобы не забыли, что он коѓен. Мы видим, что, несмотря на то, что это положенное коѓену подношение, он не протягивал руки и не брал его.

Известно высказывание, которое предыдущий Любавичский Ребе приводит от имени рабби Моше, сына Алтер Ребе: «Нет ничего страшного в умеренном исполнении заповедей, связанных с едой и питьем». То есть не стоит украшать заповеди, исполнение которых дает наслаждение для тела. Да, есть заповедь кушать в Субботу вкусную еду. Написано в «Шулхан орухе»: «Пусть будет у вас много мяса и вина». И еще: «Заповедь укрывать приготовленное на Субботу, чтобы есть его теплым, так как это уважение и наслаждение Субботой». Но это не значит, что надо съесть за раз всю кастрюлю чолнта.

То же касается сна. Сон в Субботу — это наслаждение. Написано в «Шулхан орухе»: «Принято приходить на молитву немного позже, чем в обычные дни, так как сон — это субботнее наслаждение» (как у нас в синагоге: каждое утро молитва начинается в 900, а в Субботу и праздники — в 1000). Но не стоит усердствовать в этом…

Есть одна удивительная вещь, которую можно выучить из стиха «когда придешь в виноградник ближнего своего». «Ближний наш» — это Всевышний. Поэтому когда человек выполняет свою работу, Б‑г позволяет ему есть во время нее. Человек может насладиться миром, который Всевышний называет «Мой вино­градник». Но надо быть осторожным и не переусердствовать с едой, не переходить границы. Почему? Потому что неизвестно, пожелает ли после этого наш Работодатель дать нам работу! А ведь вряд ли есть кто-либо, кто сам захочет быть «уволенным», не дай Б‑г, с работы в этом мире. Наоборот, если он будет хорошим работником, будет доказывать, что заинтересован работать для процветания дела, что он, как и его «Босс», тоже хочет улучшить этот мир, тогда он может преуспеть и в один прекрасный день стать «партнером» в этом бизнесе.

И это истинная цель для еврея: стать из просто работника хорошим работником и продолжать делать все, чтобы улучшить этот мир, — быть соратником Всевышнего в деле Сотворения мира.

Комментарии: ПОМНИ, КТО ТВОЙ «РАБОТОДАТЕЛЬ»!..
Нет добавленных комментариев