Несколько дней назад я смотрел видео, на котором видно, как я шел рядом с Ребе, когда он вернулся с похорон г‑жи Хаи Познер, жены раввина Шолома Познера. И сегодня я хочу кратко рассказать вам о жизни этой замечательной семейной пары.
75 лет назад, в 1943 году, предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, послал раввина Шолома и Хаю Познер основать еврейскую школу и иешиву в Питтсбурге, где не было ни одного еврейского учебного заведения. Незадолго до этого там хотели создать свою иешиву евреи из Кливленда (не хасиды), но им это не удалось. И вот появился раввин Шолом Познер, который почти не говорил по-английски, с поручением от Ребе основать первую еврейскую школу в городе. Чтобы создать школу, нужны были ученики, поэтому рав Шолом ходил из дома в дом, уговаривая родителей отдать им своих детей, чтобы он воспитал их праведными евреями и хорошими американцами. Люди думали, что он с Луны свалился, однако после больших усилий ему удалось набрать пять учеников разных возрастов, и он открыл школу. Первый учебный год закончился с 27 учениками, а второй начался уже с 35‑ю. В те трудные дни он получил письмо ободрения от предыдущего Ребе, в котором говорилось: «Написано: «Сеявшие в слезах пожинать будут с радостью» (Теѓилим, 126: 5). Главы иешив — это сеятели, а я — в слезах, я проливаю слезы, чтобы семена их прижились наилучшим образом и дали необычайные всходы». К 1950 году в школе уже учились около ста учеников. И сегодня это учебный комплекс, в котором работают детский сад, средняя школа для девочек и иешива для мальчиков, а питтсбургская хабадская община насчитывает несколько сотен семей!
Я хочу рассказать вам о некоторых случаях из жизни рава Познера, чтобы вы поняли, что это за человек.
В первые годы школа размещалась в частном трехкомнатном доме. Однажды в подвале вспыхнул пожар, учитель немедленно вывел всех учеников и вызвал пожарную службу. Когда пожарные приехали и спустились в подвал, то обнаружили, что он сам уже погасил огонь.
Как-то у автобуса, который забирал детей в школу, прокололось колесо. После того, как механик починил колесо, рав Познер спросил его, сколько это стоит, но механик ответил, что это пожертвование, которое он хочет дать на иешиву. Однако рав Шолом настаивал на том, что заплатит. Тогда механик ответил, что это стоит 16 долларов. Раввин достал пригласительный билет на обед заведения, который стоил сто долларов, вручил ему и сказал: «Теперь вы должны мне 84 доллара сдачи…»
В 1975 году в городе началась забастовка общеобразовательных школ. Раввин опубликовал во всех газетах заявление о том, что каждый еврейский ребенок, который придет, будет принят на этот период в еврейскую школу бесплатно. Сто двадцать детей присоединились к школе. Руководство было вынуждено добавлять учителей, расширять классы и улаживать беспорядок, вызванный таким наплывом учеников. Но через месяц, когда учеба в общеобразовательных школах возобновилась, шестьдесят учеников остались учиться в еврейской школе. Этот, на первый взгляд несколько опрометчивый, шаг принес большое подкрепление для школы.
В начале нашей сегодняшней недельной главы «Вайейцей» мы читаем о сне Яакова. Наш праотец покидает родительский дом в Беер-Шеве и отправляется в Харан. По дороге он останавливается на ночлег, и в эту ночь ему снится сон, тот самый знаменитый сон, который все знают. Во сне он увидел: «И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б‑жьи восходят и нисходят по ней» (Брейшис, 28: 12). А что символизирует лестница? Есть пословица, которая гласит «Нет лифта для достижения успеха, к нему надо подниматься по ступеням лестницы, своими ногами». Это также верно и в отношении духовности: лестница Яакова учит нас, что для того, чтобы достичь небес, нужно преодолевать ступень за ступенью. Нет коротких путей! Наша еврейская жизнь — прежде всего, исполнение заповедей. Ступень за ступенью, одна мицва за другой, еще один урок Торы, еще одно зажигание субботних свечей… Так создается еврейское самосознание. Оно не возникает само собой во время короткого путешествия по Израилю. Еврейское самосознание — это состояние души, которое укрепляется с каждой исполненной евреем заповедью.
Придя в Харан, наш праотец Яаков создал дом Израиля: женился и родил детей. Поэтому в конце нашей главы, когда мы читаем, что он возвращается в Эрец-Исроэль, Тора говорит нам: «И Яаков шел своим путем, и встретили его ангелы Б‑жьи» (Брейшис, 32: 2). Любавичский Ребе в одной из своих бесед приводит слова из книги «Зоѓар» о том, что по дороге в Харан Яаков видел ангелов только во сне, а возвращаясь в родные края, он удостоился увидеть ангелов наяву. Все потому, что между уходом и возвращением он основал дом Израиля — будущее еврейского народа. Ребе говорит, что когда еврей выполняет свою миссию в этом мире — создает еврейскую семью, делится своими знаниями по иудаизму с другим евреем, — то он удостаивается не только того, чтобы видеть ангелов во сне, но и того, что ангелы приходят к нему наяву и предлагают помощь. То есть, Всевышний заботится о том, чтобы у него были помощники и сподвижники во всем, что ему необходимо. Ребе говорит, что когда еврей работает над тем, чтобы духовно возродить еще одного еврея и еще одного, тогда покровительство сверху выглядит таким образом, что ангелы приходят к нему сами, он не должен искать и стараться, потому что свыше ему предлагают помощь и сопровождение в его работе и удовлетворении всех его потребностей не во сне, а наяву.
Подобно тому, как наш праотец Яаков пришел в Харан с пустыми руками, и, несмотря на это, создал большую еврейскую семью и разбогател, рав Познер приехал в Питтсбург без гроша и с помощью всех ангелов, пришедших ему на помощь, основал там «еврейское царство» Хабада. Точно так же каждый из нас должен идти шаг за шагом в иудаизме, от одной заповеди к другой, пока мы все не достигнем настоящего еврейского царства — с приходом нашего праведного Мошиаха, да раскроется он вскоре, в наши дни!