На этой неделе отмечался День памяти павших в войнах Израиля — наших братьев в Эрец-Исроэль, которые погибли, исполняя свой долг. Перед теми, кто остается жить на земле и скорбит о погибших, перед их родственниками, родителями, братьями и сестрами, супругами, детьми встает вопрос: «Что делать дальше? Как продолжать жить после столь тяжелых ударов и горьких утрат?» Свой ответ на эти вопросы около 1900 лет назад дал величайший из мудрецов — рабби Акива. За семь недель между праздниками Песах и Швуэс народ Израиля пережил одну из самых ужасных трагедий в своей истории — гибель духовного руководства от губительной эпидемии. Это произошло именно тогда, когда рабби Акива достиг пика своего успеха. После того, как будучи в сорок лет неграмотным пастухом, он оставил все, чтобы начать изучать Тору, после невероятной жертвы, нищеты и страданий его жены Рахель, Акива бен Йосеф удостоился воспользоваться плодами своих трудов и стал рабби Акивой — главой мудрецов Эрец-Исроэль, собравшим вокруг себя 24 тысячи учеников. Тогда разразилась эпидемия аскеры — болезни, смерть от которой, по словам мудрецов Талмуда, страшнее всех других. Ученики рабби Акивы заразились и один за другим умерли… 24 тысячи погибших — сотни похорон в день, ужасная катастрофа!
Рабби Акива увидел, как рушится главное дело его жизни. За короткое время он стал раввином без учеников и вернулся на десятилетия назад. Как он отреагировал на катастрофу, которая разрушила еврейский народ? Талмуд открывает непостижимую вещь: он восстановил иешиву! Рабби Акива отправился на юг, нашел пять новых учеников и начал учить их с самого начала. Эти пятеро стали столпами учения, на которых и по сей день стоит Устная Тора: рабби Шимон бар Йохай, рабби Меир Бааль-ѓанес (Меир-Чудотворец), рабби Йеѓуда, рабби Йоси и рабби Элазар бен Шамуа. И есть нечто еще более удивительное: в кабалистической книге «Мишнас хасидим» итальянского мудреца рабби Рефоэля-Эммануэля Рики говорится, что рабби Акива восстановил иешиву в тот самый день, когда закончились последние похороны. Уже в день Лаг боОймер, он отправился на юг, чтобы найти учеников и воссоздать то, что было разрушено. То, что рабби Акива не сдался, стало одной из причин радости Лаг боОймер. Мы празднуем силу выживания и обновления Устной Торы, которая ни на минуту не исчезала.
Из какого материала были сделаны эти люди? Где рабби Акива черпал эти сверхчеловеческие силы, чтобы продолжать гореть после того, как в его жизни произошло столь великое горе?! Почему в отчаянии он не пришел к выводу, что Всевышний отверг то, что он много лет создавал? Рабби Акива знал, что если бы мертвые могли говорить, то они попросили бы только об одном: «Рабби, не отступай, не падай духом! Двигайся вперед и приложи все свои силы, чтобы создать что-то еще более прекрасное, чем раньше».
В Торе есть стих, выражающий явное повеление, полученное непосредственно от Всевышнего. Во время первой в истории террористической атаки на еврейский народ, когда фараон приговорил к уничтожению новорожденных детей, приказав топить всех мальчиков в Ниле, Тора приводит стих, который навсегда определил реакцию сынов Израиля на кризисы: «Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся» (Шмойс, 1: 12). Кризис стал важным моментом для нового взлета. Еврей не только не отступает, но и рассматривает сам кризис как призыв к новым действиям. Кризис не означает, что мы ошибаемся и должны отступить. Скорее наоборот: он свидетельствует, что мы являемся частью чего-то важного и, как следствие этого, перед нами возникают преграды и затруднения. Кризис — самое убедительное свидетельство важности того, что мы делаем. Плохие люди борются только с тем, чего они боятся: с великим светом, который может победить зло и привести в этот мир искупление.
Я много раз упоминал, что слово «кризис» символизирует боль и страдание. Однако ивритское слово машбер имеет еще и значение «сидение, на котором сидела роженица во время родов», которое Мальбим (рабби Меир-Лейб бен Йехиэль-Михл — автор популярного комментария к Торе и Танаху) трактует как «место, где ребенок проламывает преграду при рождении и выходит наружу» (комментарий на стих Ишаяѓу, 27: 3). Боль свидетельствует о том, что должно произойти что-то великое. Появление всего важного сопровождается страданиями. И Б‑жественный призыв не повис в воздухе, а повлек за собой активные действия сынов Израиля.
Обратите внимание на то, какое из всех колен Израилевых было самым малочисленным — колено Леви, в котором насчитывалось в общей сложности 22 тысячи человек. В то время как самое большое колено Иеѓуды насчитывало 74600 человек — почти в три с половиной раза больше. Это удивительно, ведь колено Леви является наиболее важным среди колен, его представители были слугами Всевышнего в Скинии и Храме. Но Б‑жественное благословение не послужило их умножению. Почему? Рамбан отвечает на этот вопрос так: «Когда египтяне изнуряли сынов Израиля тяжелым трудом, чтобы уменьшить их число — Всевышний их преумножил… Потому что Он сказал: «Увидим, кто останется от Меня, а кто от них». Но колено Леви не подпадало под приказ о рабском труде, и поэтому они размножались, как обычно» (комментарий на стих Бамидбор, 1: 45). Фараон освободил колено Леви от каторжных работ, не стремился их извести — а без кризиса нет благословения! Фактически, другие колена отреагировали на гнет фараона мощным скачком увеличения рождаемости.
Вдохновляющее свидетельство тому в нашем поколении приводит Любавичский Ребе. В эти дни ровно 63 года назад движение Хабад пережило первый террористический акт против своих сыновей и их близких. 30 нисона 5716 года (11 апреля 1956 г.), в рош-хойдеш месяца ияр, группа террористов, прибывшая из Египта, проникла на территорию трудовой школы «Бейт-сефер лимлаха» в Кфар-Хабаде и открыла стрельбу. В то время ученики находились в синагоге на вечерней молитве. Террористы обстреляли молящихся из автоматов. Результат был ужасным: погиб учитель и пятеро учеников, еще десять детей получили ранения. Это был тяжелый удар по небольшой общине, члены которой — все новые репатрианты — еще залечивали свои раны, полученные при нацистском или сталинском режимах. В первые дни после трагедии Любавичский Ребе не прислал телеграмму со словами поддержки. Затем Ребе объяснил, что вел себя как первосвященник Аѓарон: «И безмолвствовал Аѓарон» (Ваикро, 10: 3). Ребе потом говорил: «Ответ был отложен, потому что было трудно писать после трагедии». Боль и шок были слишком велики, чтобы вместить их в слова, но по окончании семидневного траура Ребе начал посылать телеграммы и письма, в которых говорилось, что настало время принимать новые решения, что катастрофа была призывом с Небес превратить ошибку в победу и сделать гораздо больше для расширения возможностей хасидского поселения, что необходимо продолжать работу по всем направлениям, расти как в материальном, так и в духовном плане. Ребе писал: «Когда речь идет о практических выводах, которые необходимо сделать в связи с трагедией, наша реакция очевидна. Начиная со страданий наших праотцов в Египте тысячи лет назад евреи на протяжении всей своей истории реагировали на любые горести так, как сказано в Торе: «По мере того как изнуряли его, он [народ Израиля] размножался и разрастался» (Шмойс, 1: 12).
Уже на шлойшим — тридцатый день после теракта — руководители государства собрались в Кфар-Хабаде, чтобы отпраздновать закладку краеугольного камня здания для нового направления обучения в школе — «типографское дело» — и усовершенствованной типографии под названием «Яд Хамиша» («Памяти пятерых»). В течение десятилетий в этой типографии издавались миллионы молитвенников и хабадских книг на иврите, английском и других языках. Это был самый мощный ответ на прерванную злыми пулями молитву, ответ тем, кто думал, что они могут прервать голос еврейской песни.
Подобное сообщение было передано и за много лет до этого, в дни после разрушения Второго Храма, когда римские стражники арестовывали еврейских мудрецов, игнорировавших императорский указ о запрете обучать народ Торе. Один за другим они хватали и казнили верховных духовных руководителей сынов Израиля. Десять казненных римлянами мудрецов — рабби Акива, рабби Ишмоэль бен Элиша, рабби Элазар бен Шамуа и другие — были преданы мученической смерти. Когда они пришли к рабби Ханине бен Терадиону, то обнаружили, что он читает Свиток Торы. Его завернули в этот Свиток, положили на связку дров и подожгли. Римляне заставили учеников смотреть на казнь учителя. Ученики в ужасе закричали: «Рабби, что ты видишь?» — «Я вижу, — ответил он, — как горит пергамент, а буквы Торы подымаются к небу». Ученики спрашивали, какое будущее ждет евреев после гибели мудреца. А рабби Ханина ответил: «Я знаю свой народ. Он сделан из другого материала. В теле еврея пульсирует душа, и она так же вечна, как и Сам Б‑г. Поэтому еврей любой кризис превращает в свою победу. Эти буквы будут семенами, из которых вырастут новые поколения мудрых учеников». Давайте же никогда не будем отчаиваться в периоды кризисов, а с новыми усилиями работать над тем, чтобы превращать их в наши новые победы. И с Б‑жьей помощью мы удостоимся вскоре, в ближайшее время полного и окончательного Избавления с приходом нашего праведного Мошиаха!