Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ПІДНЯТИСЯ НАД СОБОЮ І НАД УСІМА ПЕРЕШКОДАМИ

Четверг, 04. Май, 2023 - 16:24

lag-bomer-scaled.jpg

Самым большим еврейским собранием в мире в последние годы является, вы не поверите, не Западная стена во время благословения коѓенов в холь ѓамоэд (более ста тысяч евреев), а могила Рашби (таная — одного из авторов Мишны — рабби Шимона бар Йохая) на Лаг боОймер. В поколении людей, редко покидающих свой дом и делающих все по телефону, почти полмиллиона человек каждый год оставляют все свои дела и отправляются на гору Мерон. Там они всю ночь танцуют и поют под оркестр клезмеров у могилы Рашби…

Водить хороводы на кладбище — разве это не удивительно, да еще и в день, когда великий мудрец покинул этот мир?! Кому-нибудь придет в голову танцевать у могилы своего отца или деда? Что же это за празднование такое?!

Обычно это объясняют тем, что сам Рашби повелел радоваться в день своей смерти. В конце книги «Зоѓар» есть глава под названием «Идра зута» — «Малый круг». Это комментарий к недельной главе «Воэсханан», где также описываются последние минуты жизни Рашби. С самого утра вокруг его дома пылал огонь. Рашби лежал в постели, его лицо горело. Он бормотал, что всю свою жизнь в этом мире он стремился приблизиться к Б‑гу, и теперь он пришел к своей цели — прилепиться и воссоединиться со Шхиной. Рашби сказал: «Услышьте Голос и приходите на йом ѓилула — день свадьбы рабби Шимона! Давайте будем радоваться в тот день, когда рабби Шимон удостоился преодолеть все барьеры и прийти к полному слиянию с Шхиной, подобно радости свадьбы, которая дает полное единение между женихом и невестой!» — и так как Рашби сам просил порадоваться вместе с ним, мы все исполняем его просьбу и празднуем в память о той высочайшей духовной ступени, которую он достиг во время своей кончины.

Однако это объяснение не решает проблему, а только усугубляет ее. Что отличает рабби Шимона бар Йохая от всех праведников? В конце концов, каждый праведник удостаивается в день своей смерти достичь вершины своих трудов в этом мире, и поэтому каждый йорцайт праведного человека называется ѓилула. И все же мы плачем и скорбим в день его смерти, потому что он поднялся вверх, но мы остались сиротами в этом мире. Наверху светит свет, но внизу царит тьма. В чем разница между ѓилулой Рашби и других праведников, что здесь, внизу, позволительно радоваться и танцевать, празднуя его восхождение в верхние миры?

Рабби Шимон бар Йохай начал новую эру в жизни человечества, когда в нижних мирах человек живет, как будто в верхних. Рашби сломал барьеры и дал евреям возможность выйти за пределы материальных границ и ощутить скрытую, невидимую реальность. Поэтому неудивительно, что в этот день мы все способны испытывать настоящую радость от происходящего на духовном уровне. Есть расстояния, которые человек не может преодолеть. Никакие научные технологии не дают нам возможность приблизиться к солнцу. Человеческий глаз не может выдержать поток столь яркого света, точно так же, как не способен увидеть рентгеновские лучи или радиоволны. Существует предел того, что дано человеку ощутить с помощью органа зрения, как и других органов восприятия. Это также справедливо и для духовного осмысления. От Моше-рабейну до рабби Шимона бар Йохая, никто не раскрывал перед большинством те возвышенные и таинственные миры, которые выходят за пределы нашего разума. Никто не объяснял ни понятие цимцум — Б‑жественного сокрытия в высших мирах — Ацилус, Брия и т. д., ни порядок взаимоотношений между Творцом и этим миром. До тех пор, пока не пришел рабби Шимон бар Йохай и не получил от Всевышнего миссию сломать преграду, открыть окно в высшие миры и заглянуть в духовные слои реальности. Книга «Зоѓар» объясняет систему сфиройс, которая связывает миры, и мистический смысл каждой заповеди: каким образом наши действия создают связи между верхним и нижним мирами и зажигают здесь священные огни. И это драматический момент, который придает смысл всей жизни. Неожиданно еврей может открыть мир за пределами ежедневной суеты, которой он противостоит. Вместо того, чтобы слушать об унижениях, о гордости, о еде и т. д., можно узнать о месте, где нет этой тщетной суеты, где ангелы пребывают в состоянии полного самоотречения перед Всемогущим и нет ничего, кроме Него. Побывав в освещенном месте, перестаешь придавать значение тьме. Тот, кто знаком с подлинным товаром, не будет ценить подделку.

Эта замечательная способность — жить внизу так, как будто наверху, — проявилась даже в простой, материальной жизни рабби Шимона бар Йохая. Порой он жил в этом мире совершенно сверхъестественным образом — например, когда 13 лет подряд он скрывался со своим сыном рабби Элазаром в пещере. Ни его жена, ни ученики не знали, где они, и не могли принести им еду. Талмуд рассказывает, что произошло чудо, и там выросло рожковое дерево и был источник воды, за счет которых они существовали!

Таким образом, Рашби продемонстрировал замечательный уровень связанности между мирами, в котором этот мир по сути своей священен и служит ученым Торы. Поэтому, когда наступает Лаг боОймер, евреи выходят за пределы физической реальности и пребывают, примкнув к возвышению Рашби, в верхних мирах, как будто это происходит здесь внизу, внутри души.

Приведу пример такой жизни, когда человек может услышать голос, поднимающий его над собой и над всеми преградами. В начале прошлого века, когда брюшной тиф был одним из самых смертельных инфекционных заболеваний, началась эпидемия, которая быстро распространялась, и болезнь в считанные дни поражала огромные массы населения и уничтожала их. Эффективных лекарств от тифа тогда не было, и для того, чтобы предотвратить его распространение, власти изолировали больных в бараках на окраине городов, куда никто не имел права входить, кроме ухаживающих за ними врачей. Во многих случаях это была последняя остановка перед смертью.

В это время в Украине тяжелый недуг свалил раввина города Николаева — рабби Меира-Шломо Яновского, деда Любавичского Ребе. Высокий статус не помог, и его отправили в карантин. Это стало известно его верному другу, реб Ошеру Гроссману, который понимал, что раввин Яновский может умереть только от отчаяния на этой станции смерти. Рабби Ошер не мог этого допустить. Он взял с собой книгу «Тания», встал под бараком там, где, по его подсчетам, он был ближе к больному, и начал вслух громко читать 11‑ю главу «Священного послания», четвертой части книги. Там объясняется правило «Зло не спускается свыше, и все что происходит — к добру». Он делал это каждый день, хотя и понятия не имел, слышал ли его друг и находился ли в состоянии, позволяющем ему что-то понять.

Прошел месяц, и кто-то постучал в двери дома реб Ошера. Это был выздоровевший рабби Меир-Шломо Яновский, который сказал своему другу: «Реб Ошер, ты спас меня от смерти. Твои слова оживляли меня. На несколько мгновений каждый день, когда я был здоров, я поднимался в другой мир, место, где господствовало только Б‑жественное добро! Таким образом я забывал о страхах и депрессии, пока мое тело не преодолело болезнь…»

Какой урок из всего сказанного мы можем извлечь для себя? Как каждый из нас может удостоиться такого момента духовного возвышения, как в верхних мирах, момента, когда нет напряженности и разногласий, и сыны Израиля объединяются все вместе, как один человек, одно сердце?

Я приглашаю всех нас собраться вместе, как и каждый год, в честь рабби Шимона бар Йохая. Это захватывающие моменты, когда Израиль раскрывается во всей своей красоте, когда мы все разжигаем один большой костер и веселимся.

Приходите, мы вас ждем! Веселого праздника Лаг боОймер!

 

Комментарии: ПІДНЯТИСЯ НАД СОБОЮ І НАД УСІМА ПЕРЕШКОДАМИ
Нет добавленных комментариев