Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Б-Г НІКОЛИ НА ЗАЛИШАЄТЬСЯ В БОРГУ!

Четверг, 29. Июнь, 2023 - 6:59

 img_2614.bb0b1056.jpg

В ночь с 8‑го на 9 декабря 1948 года мой будущий тесть р. Моше Гринберг, благословенной памяти, вместе с тремя другими молодыми евреями сидел в кузове грузовика, направляющегося к советско-румынской границе. В кабине грузовика ехали два контрабандиста и молодая женщина по имени Хаши Вышедски…

В те дни в СССР правил тиранический сталинский режим, подавлявший любую искру религиозной жизни. Тот, кто хотел еврейского будущего для себя и своей семьи, делал все, чтобы выбраться из великой тюрьмы под названием Советский Союз. Р. Моше и его друзья приехали в приграничный город Черновцы в надежде переправиться нелегальным путем через границу на свободу, чтобы иметь возможность жить полноценной еврейской жизнью. Более года они оставались в Черновцах, где их приютила семья Вышедских. И вот в один прекрасный день от хабадника из Румынии пришло сообщение о том, что он нашел проводника-контрабандиста, который согласился по разумной цене помочь им. Члены нескольких хасидских семей, которые жили в то время в Черновцах, обсудили вопрос о том, можно ли довериться этому контрабандисту. Они очень беспокоились, что он может оказаться тайным агентом МГБ. В конце концов, спросили самих ребят, готовы ли они пойти на риск, и они согласились.

Началась подготовка к побегу. Г‑жа Хаши Вышедски сделала все, чтобы обеспечить беглецов всем необходимым. Она купила для них на черном рынке теплые пальто и ботинки, снабдила их едой и т. д. А затем, когда наступила та роковая ночь, несмотря на огромную опасность и то, что она была матерью троих маленьких детей, оставила свою семью и присоединилась к контрабандистам, чтобы сопровождать ребят до границы. Когда грузовик приблизился к границе, она вышла из него и благополучно вернулась домой. А группа пересекла границу, но… попала прямо в руки пограничников, которые их арестовали! По сей день нет ясности относительно того, были ли проводники просто контрабандистами, которым не повезло, или они изначально были двойными агентами. Рав Моше Гринберг и его друзья были арестованы, допрошены, подвергнуты пыткам, а затем приговорены к 25 годам лагерей.

После смерти Сталина в СССР были освобождены тысячи заключенных, и среди них рав Моше и его друзья. Мой тесть отсидел «только» шесть лет и три месяца. Он рассказывал мне, что когда его арестовали, он принял в своем сердце три решения, которые решил соблюдать, несмотря ни на что: он будет есть только то, что позволяют правила кашрута; он будет соблюдать Субботу в любой ситуации; и третье, самое сложное — он ни в коем случае не станет предателем и доносчиком. Следователи допрашивали его ночь за ночью, желая узнать, кто им помог и кто еще планировал бежать из Советского Союза, кто приходил в синагогу и т. д. Мой тесть давал им имена людей, которые уже покинули СССР или скончались. Он был счастлив, что выстоял и никого не предал.

С начала 1990‑х годов мы пытались получить разрешение на ознакомление с материалами следствия по делу моего тестя, но нам предоставили только несколько отдельных документов. И вот, около семи лет назад, примерно через два часа после смерти моего тестя, мне позвонили, чтобы я мог прийти и получить копии материалов следствия со всеми документами. Читая протоколы допросов, мы обратили внимание, что следователи неоднократно называли имя Хаши Вышедски, пытаясь вытянуть из обвиняемого признание о ее роли в подготовке и организации побега, но так ничего и не добились. Ему было тогда двадцать лет, его до крови безжалостно избивали, но он не предал г‑жу Вышедски и ее семью.

А спустя семьдесят лет после этого девушка по имени Хаши Вышедски — правнучка той самой Хаши Вышедски из Черновцов — вышла замуж за Менди Гринберга, внука раввина Моше Гринберга…

 

В главе Торы «Хукас», первой из двух, читаемых на этой неделе, на сцене появляется новая звезда по имени Элазар ѓаКоѓен. Его имя упоминалось ранее, но в этот раз он впервые исполнил роль первосвященника. В нашей главе говорится об исполнении заповеди о красной корове. Согласно Ѓалохе, если еврей находился под одной крышей с мертвецом, он становится ритуально нечистым и не может входить в Мишкан (в пустыне), в Храм (во времена его существования) или в настоящее время подниматься на Храмовую гору. И Тора предлагает ему способ очищения — заповедь о красной корове, пепел которой в специальном сосуде смешивается со свежей родниковой водой, а затем этой водой окропляют проходящего очищение еврея на третий и седьмой день. Делает это человек, не оскверненный трупной нечистотой. Помимо этого, на седьмой день, чтобы завершить свое очищение, очищаемый должен погрузиться в микву. В истории еврейского народа от Моше до наших дней было сожжено всего девять красных коров, а десятую приготовит Мошиах, да произойдет это вскоре, в наши дни!

В начале нашей главы рассказывается о первом исполнении заповеди красной коровы. Г‑сподь повелел Моше и Аѓарону: «Говори сынам Израиля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма» (Бемидбор, 19: 2). Затем Тора приказывает: «И передайте ее Элазару-священнослужителю, и выведет ее за пределы стана, и заколют ее пред ним» (там же стих 3).

Возникает вопрос о том, почему столь ответственная заповедь была возложена на Элазара. Ведь его отец, Аѓарон-первосвященник, еще жив, и больше подходит для ее исполнения. Кроме того, как известно, исполнение заповеди в последующих поколениях не требует первосвященника или заместителя первосвященника — ее может совершить любой коѓен. Почему же первый раз исполнение этой мицвы Б‑г повелел Моше и Аѓарону передать Элазару? Раши говорит: «Поскольку Аѓарон сделал тельца, он не выполнит эту работу. Прокурор не может быть адвокатом». Раши объясняет, что заповедь красной коровы искупает грех золотого тельца, а Аѓарон участвовал в создании этого идола, из-за чего ему не следует иметь дело с красной коровой. Теперь нам понятно, почему Аѓарону не было поручено исполнить эту заповедь, но все еще остается вопрос: почему был избран Элазар? Тора могла бы написать, что это сделает коѓен, а какой именно — не имеет значения, Моше и Аѓарон выберут. Почему для Всевышнего было важно, чтобы эту заповедь впервые исполнил Элазар?

Чтобы понять это, мы должны вернуться к истории египетского изгнания. В начале Книги Шмойс Тора рассказывает о том, что в Египте воцарился новый правитель, который не знал Йосефа и сказал своему народу: «Вот народ сынов Израиля больше числом и сильнее нас. Давайте исхитримся против него — как бы он не умножился здесь» (Шмойс, 1: 9–10). Талмуд (трактат «Сота», 11а) рассказывает, что фараон собрал совет для обсуждения «окончательного решения еврейского вопроса». На него были приглашены три гостя: Билам — пророк народов мира, Иов, о котором мы знаем из одноименной книги Танаха, и Исро. Билам посоветовал фараону уничтожить сынов Израиля, Иов промолчал (сегодня мы называем это «воздержался»), а Исро выступал против фараона, предупредив его: «Касающийся их, касается зеницы ока Творца». Затем он убежал в Мидьян, потому что высказывать мнение, противоречащее воле диктатора, опасно, после этого надо спасать свою жизнь и лучше бежать. Тора рассказывает о том, какие последствия имели для каждого из советников их действия. Билам, который посоветовал преследовать и убивать евреев, сам впоследствии был убит евреями во время войны. Иов, который промолчал, был наказан ужасными душевными и физическими муками. А Исро, который выступил в защиту евреев, удостоился того, что его потомки стали мудрецами Торы и заседали в Санѓедрине. Но еще до этого Всевышний «заплатил» Исро: его дочь взял в жены Моше-рабейну. Как говорили наши мудрецы: «Зять человека — как сын» (Раши, комментарий на Талмуд, трактат «Шабос», 23б).

Однако Моше не был единственным зятем Исро. В недельной главе «Воэйро» Тора, перечисляя членов семьи Моше и Аѓарона, говорит: «А Элазар, сын Аѓарона, взял себе из дочерей Путиэля, одну из них себе в жены» (Шмойс, 6: 25). Раши объясняет: «Из потомков Исро». Мудрецы говорят, что жена Элазара была дочерью или внучкой Исро, следовательно, у него в дополнение к его зятю Моше, царю и пророку, был зять, который стал первосвященником. Возможно, с учетом всего вышесказанного, нам станет более ясна причина, по которой Б‑г избрал Элазара в качестве первого исполнителя заповеди красной коровы в истории народа Израиля. Это «плата» Исро за то, что он жертвовал собой и подвергал опасности свою жизнь, чтобы защитить сынов Израиля.

Любавичский Ребе часто говорит, что Б‑г никогда не остается в долгу. Если человек совершил доброе дело, то может не сразу, а через поколение или два, но в конце Всевышний отплатит ему за все и даже несколько раз. История Элазара учит нас тому, что иногда Творец платит за особенно великую заповедь, которую исполнил человек, его потомку через несколько поколений. Вполне возможно, что успешный молодой человек сегодня зарабатывает много денег в заслугу своего деда, который в маленьком восточноевропейском местечке спас евреев, и по какой-то причине именно он пожинает плоды самоотверженности своего предка…

 

Комментарии: Б-Г НІКОЛИ НА ЗАЛИШАЄТЬСЯ В БОРГУ!
Нет добавленных комментариев