Все законы, установленные мудрецами в отношении свечей Хануки, предназначены для наиболее полного исполнения заповеди пирсум ѓанес — открытого свидетельства и прославления ханукального чуда. В этом отношении дни Хануки 5739 (1978) года ознаменовались поистине революционным прорывом. Президент США Джимми Картер спустился по ступеням и вышел на лужайку Белого дома, чтобы зажечь ханукию, установленную там посланниками Хабада. Президент встал рядом с раввином Авраѓамом Шем-Товом, зажег шамаш — «служебную» свечу, от которой зажигают остальные. Раввин произнес благословение и зажег свечи. Это была четвертая ночь Хануки, и после зажжения четвертой свечи р. Шем-Тов сделал знак оркестру американской армии, который сопровождал мероприятие, и тот начал играть традиционную праздничную песню «Маоз цур». Но президент Картер был удивлен и попросил прекратить музыку: «Мы зажгли всего четыре свечи, это только половина светильника»!» Раввин объяснил, что такова традиция — добавлять каждый вечер по одной свече, но президент настаивал: «Прошу зажечь все свечи». Сотрудники Белого дома пояснили, что президент был в мрачном настроении из-за различных проблем, которыми занималась его администрация, и не хотел видеть из окна кабинета наполовину горящий светильник… В продолжении статьи я расскажу о реакции посланника и о том, что произошло после этого. Однако нет никаких сомнений в том, что президент обратил внимание на очень важный момент ханукальной традиции: почему половина подсвечника осталась незажженной?
Этот вопрос впервые был задан более полутора тысячелетий назад. Он, несомненно, возникнет у многих и в этом году, когда мы начнем зажигать свечи в первый день Хануки и продолжим исполнять эту заповедь в течение восьми дней праздника. И снова мы видим, что порядок зажигания ханукии уникален и отличается от всего, что мы знаем об исполнении других заповедей, установленных Торой и нашими мудрецами. Согласно постановлению Бейс-Ѓилель (школы Ѓилеля), в первый день мы зажигаем одну свечу, во второй — две и только на восьмой день зажжем всю ханукию. И это, конечно, удивляет: для чего такая градация? Почему мицва не исполняется полностью каждый день, как любая другая? В конце концов, эта заповедь установлена в ознаменование чуда сжигания масла в храмовой Меноре, где каждый день зажигались все семь светильников, и если так, то мы также должны зажигать все свечи на ханукие каждый праздничный вечер.
Но существует и противоположное мнение Бейс-Шамай (школы Шамая): правильно начинать зажигание с «полной мощности» и зажечь все восемь свечей ханукии в первый день. А что дальше? Здесь Бейс-Шамай представляет еще более удивительный подход: «все меньше и меньше». Мы должны уменьшать интенсивность света каждый вечер и заканчивать последний вечер зажиганием одной-единственной свечи. Но мы ведь всегда восходим в святости, а не нисходим! Получается, что удивление вызывают оба подхода: почему и Бейс-Шамай, и Бейс-Ѓилель согласны с тем, что в Хануку мы должны вносить различие между днями и постепенно подниматься (или опускаться) каждый день?
По правде говоря, здесь кроется ответ на вопрос: как лучше всего добиться перемен и прорваться через личные границы? Стоит бороться со слабостями или следует укреплять свои сильные стороны? Представьте себе ребенка, возвращающегося домой с плохими оценками. Он находится в смятении и страхе из-за своих ошибок и низких результатов. Есть два подхода к тому, как на это реагировать. Старый и знакомый метод — говорить о неудачах. То есть угрожать плохой части его личности. «Скажи, ты знаешь, куда ты попадешь с такими оценками?! Как ты думаешь, что из тебя получится?» — и тому подобное. Но чего вы этим добьетесь?
А есть обратный метод: усилить успехи. То есть, обратиться к положительной части его личности, к той, которая хочет добиться успеха, и придать ему силы. Здесь мы полностью игнорируем кризис и говорим ребенку так: «Мне ясно, что ты успешный ребенок, способный достигать гораздо лучших результатов, и эти оценки не отражают твоих возможностей. В областях, которые важны для тебя, ты — первый в классе, а это значит, что у тебя прекрасные способности. Поэтому давай вместе подумаем о постепенном улучшении, которого ты сможешь достичь, не вызывая у себя чрезмерного напряжения и стресса».
То же самое можно сказать о взрослом человеке, который совершил ошибку и потерпел неудачу в каком-то духовном деле. Здесь он сталкивается с теми же двумя подходами: он может наказать негативную часть себя и начать пост, который искоренит зло внутри него. Если неудача связана с речью, то он будет воздерживаться от высказываний, если с едой, то он начнет голодать, и так далее. С другой стороны, он может усилить свою хорошую часть, Б жественное ядро жизни, которое по своей природе стремится соединиться с Б гом. И поэтому он полностью проигнорирует то, что произошло, а взамен решит добавить еще один урок Торы. Конечно, оба метода необходимы, потому что мы — двойственные существа, у нас есть тело и душа (которая тоже двойственна и состоит из животной и Б жественной). И поэтому нам нужно заботиться о двух наших составляющих. Таким образом, как говорит стих: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Теѓилим, 34: 15), чтобы бороться со злом — усиливай добро. Но вопрос в том, на чем следует сосредоточиться, во что вложить десять процентов жизни, а во что — девяносто. По этому вопросу мнения школ Шамая и Ѓилеля расходятся. Бейс-Шамай пришел из мира строгости, его последователи видят неудачи, замечают уродство и грязь, которыми наполнен человек. Они считают, что невозможно приблизиться к святости, когда голова и сердце грязны. Следовательно, первый шаг — это борьба с тьмой. Действительно, когда человек сражается с темнотой, нужна наибольшая интенсивность огня, а затем можно постепенно начинать дышать. Чтобы человек мог принять решение избавиться от вредной привычки, побороть негативную зависимость, в первый день требуется огромная энергия. Мозг привык искать эту зависимость и не знает, как справиться без нее. Однако со временем мозг развивает другие привычки и находит ей замену. Поэтому в Бейс-Шамай считают, что начинать борьбу с темнотой надо с полной силой огня и постепенно уменьшать накал.
Бейс-Ѓилель, напротив, воспринимает человека иначе. Они смотрят на борющегося человека и видят горящую Б жественную душу, которая хочет вырваться за пределы собственных границ и стать ближе к Б гу. Они верят, что еврей рождается со всеми хорошими силами для достижения успеха и нет необходимости возбуждать и изобретать их в нем, только чтобы укрепить существующее в природе! Поэтому Бейс-Ѓилель считает обратное: укрепляйте добро, усиливайте в человеке стремление к успеху, а все остальное придет само собой. Лучше пригласить еврея в синагогу, чтобы он надел талес и тфилин, помолился и посетил урок хасидизма, где узнает о возвышенности души внутри него и о важности каждого исполнения заповеди. Так мы вернем свет Торы тому, кому он предназначен. После этого наступит этап отдаления от зла. Действительно, когда используется этот подход, дорога постепенно поднимается вверх. Сначала назначается один урок Торы, затем второй и так далее. Поэтому Бейс-Ѓилель считает, что в вопросе Хануки в первый день мы зажигаем минимум, а затем постепенно поднимаемся.
Попробуем сформулировать эти два подхода в знакомых сегодня выражениях. Старый психологический метод утверждает: «Скажи мне, что с тобой не так, и мы подумаем, как с этим бороться». В противоположность этому метод позитивной психологии говорит: «Скажи мне, в чем ты хорош, и мы научим тебя, как стать еще лучше».
Что же делать? Как продвинуться в жизни? Здесь стоит помнить, что Ѓалоха в большинстве случаев придерживается постановлений Бейс-Ѓилель, и это означает, что хотя оба мнения являются «словами Б га живого», нам следует отдавать предпочтение позитивному отношению.
А теперь давайте вернемся к истории, с которой мы начали, — к зажиганию ханукии на лужайке у Белого дома в 5739 году. В тот вечер раввин Шем-Тов поддался давлению президента Соединенных Штатов и зажег все свечи светильника. На следующий день он получил от Любавичского Ребе записку следующего содержания: «От тебя я ожидал большего величия Яакова…» На первый взгляд, это была критика. Но правда в том, что здесь проявился пик силы метода Бейс-Ѓилель: сам упрек был таким, что усиливал, возвышал и подчеркивал сильные стороны посланника. Вместо того, чтобы сказать: «Как я мог даже подумать, что ты подходишь для такой сложной миссии в Белом доме?», Ребе дал ему понять: «Ты тот, кто может выполнить эти задачи. Я выбрал тебя из всех твоих талантливых друзей, потому что ты несешь в себе внутренние силы, чтобы с величием Яакова стоять перед лидером самой мощной державы в мире».
Постарайтесь обучить себя, своих детей и свое окружение этому подходу — он способен творить чудеса и осветить мир Б жественным светом. Веселой и светлой Хануки всем нам!