Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

КОЛИ ВСЕ РОБИТЬСЯ «НЕМОВ САМО СОБОЮ»

Четверг, 14. Март, 2024 - 9:49

Мишкан.JPG

Нынешний президент Государства Израиль Ицхак («Бужи») Герцог родился 22 сентября 1960 года (1 тишрей 5761 года — в праздник Рош ѓаШоно) в Тель-Авиве, где провел свои детские и юношеские годы, а затем получил юридическое образование. Он сын Хаима Герцога, шестого президента Израиля, и внук Ицхака-Айзика Ѓалеви Герцога, который был главным раввином Ирландии (в 1919–37 гг.) и главным ашкеназским раввином Израиля (в 1937–59 гг.). Хочу сегодня поделиться с вами историей, которую президент Герцог рассказал мне о своем деде во время нашей встречи.

Рабби Ицхак-Айзик Герцог много сделал для создания Государства Израиль, а до этого принимал активное участие в оказании помощи евреям, выжившим в Холокосте. В 1946 году он поехал в Европу, чтобы помочь уцелевшим репатриироваться в тогдашнюю британскую подмандатную Палестину. В частности, он занимался проблемой еврейских детей-сирот, которые во имя их спасения были переданы христианским монастырям и семьям. После многочисленных расследований и запросов в различные инстанции было установлено, что таких детей около десяти тысяч. Сначала рав Герцог направил свой путь в Рим, чтобы встретится с папой Пием XII — в надежде, что тот отдаст повеление всем подчиненным ему учреждениям вернуть детей. На встрече рабби Ицхак поблагодарил понтифика за то, что церковь спасла еврейских детей, а затем заявил: «Но теперь они должны вернуться в лоно иудаизма. После Холокоста каждый ребенок бесконечно дорог для нас!» Папа вел себя на встрече очень холодно, сидел, словно каменный, и только после того, как рабби Ицхак повысил голос и произнес резкие слова, немного очнулся и сказал, что они представят меморандум по этому поводу (на практике он не издал ни одного повеления по этому вопросу, хотя и были случаи, когда Ватикан вмешивался, чтобы помочь забрать детей из монастырей).

Рав Герцог объездил всю Европу в поисках еврейских детей, а затем приехал в Польшу, где организовал поезд, который вывез из этой страны 500 детей-сирот. Большинство из них были собраны его эмиссарами, которые платили за каждого ребенка. Истории каждого из этих детей потрясают до глубины души. Среди них был пятилетний мальчик, спасшийся из Варшавского гетто. Во время восстания, когда гетто загорелось, мать положила его в мешок и спустила через забор. Случайно мимо проходил поляк, который услышал плач младенца и забрал его к себе, а после войны вернул еврейскому народу…

Долгие годы, проведенные детьми среди неевреев, к сожалению, сказывались на них. Например, одна девочка каждое утро, когда дети молились, стояла рядом с ними и… крестилась! Перед наступлением Субботы рабби Ицхак обратился к начальнику поезда с просьбой остановиться на 24 часа, но тот отказался. Тогда поднялась настоящая буря — многие дети утверждали, что в самые трудные дни они соблюдали законы Субботы и теперь не собираются осквернять этот святой день. На ближайшей станции все дети спустились с поезда и были размещены в гостиницах и других местах. В Субботу к раву Герцогу пришли две сестры, пяти и десяти лет. Младшая, выросшая среди неевреев и знавшая только польский язык, плакала, что хочет вернуться в Польшу. Старшая сестра привела ее к раввину и объяснила, что он приехал специально из Эрец-Исроэль, чтобы отвезти их туда. Рабби Ицхак сердечно побеседовал с малышкой, и она успокоилась и передумала…

Как я упоминал выше, до приезда в Израиль рав Герцог около 20 лет был главным раввином еврейской общины Ирландии. Во время своей поездки по Европе он поехал в Дублин и встретился с президентом сраны Имоном де Валера, который был его личным другом. В знак уважения и дружбы правительство Ирландии решило пожертвовать еврейскому народу животных, из которых после их забоя по законам кашрута можно было бы сделать около пятисот тонн кошерного мяса и распределить его в качестве подарка еврейским беженцам в Европе. За осуществление этого проекта взялся «Джойнт». Сначала надо было найти резников, которые согласились бы поехать в Ирландию на несколько месяцев, чтобы забить и обработать сотни тонн говядины. Обратились к нескольким раввинам в Париже, но ни один из них не смог организовать необходимое количество шойхетов и машгиахов. В те дни большая группа хасидов Хабада, выехавших из СССР, находилась в лагерях беженцев в Германии. «Джойнт» обратился к раввину Биньомину Городецкому, и тот сказал, что может организовать группу специалистов по кошерному забою для поездки в Ирландию. Сразу после Песаха 5507 (1947) года началась подготовка группы, но из-за проблем с документами и разрешениями на въезд тридцать хасидов Хабада отправились в Ирландию только в конце 1948‑го. За несколько месяцев они подготовили соответствующее количество мяса для еврейских беженцев (еще одна причина задержки осуществления проекта заключалась в том, что им нужно было получить достаточное количество жести для изготовления консервных банок; «Джойнт» закупил в США и отправил в Ирландию сотни тонн жести).

 

В нашей сегодняшней недельной главе «Пкудей» сообщается, что народ Израиля закончил строительство Мишкана: «И завершена была вся работа Скинии, Шатра собрания; и сделали сыны Израиля работу; во всем, как повелел Г‑сподь Моше, так сделали они… И доставили Скинию к Моше» (Шмойс, 39: 32, 33). Раши, комментируя второй из этих стихов, объясняет: «Сыны Израиля не смогли возвести ее сами. Поскольку Моше не делал никакой работы по изготовлению Скинии, Святой, благословен Он, предоставил ему ее возведение. Никто не мог возвести ее из-за тяжести брусьев — человек не в силах был установить их вертикально, а Моше поставил. Сказал Моше Святому, благословен Он: «Как может человек возвести Скинию?» Сказал Он ему: «Займись этим ты, своими руками». Казалось, что Моше возводил Скинию, однако она поднялась и встала сама. И таково значение сказанного «была возведена Скиния» (Шмойс, 40: 17) — воздвиглась сама собою». То есть, народ Израиля не был в состоянии воздвигнуть Мишкан, и только Моше с помощью Б‑га смог это сделать.

Любавичский Ребе отмечает, на самом деле слова «доставили Скинию к Моше» означают, что они могли поднять и принести ее. Почему же Раши говорит, что они не могли поднять ее «из-за тяжести брусьев»? Если они могли нести, то могли и поставить. С другой стороны, если они действительно не могли возвести Скинию, то зачем нести ее Моше? Как именно он должен был решить эту проблему самостоятельно? В лучшем случае они могли послать гонца, чтобы спросить Моше о том, что им делать! Кроме того, в течение сорока лет пребывания евреев в пустыне Мишкан заново выстраивался везде, где они останавливались, а еще до этого, в течение семи дней тренировок, каждый день возводили и разбирали Мишкан!.. Что же означает «не могли возвести ее сами»?

Ребе говорит, что сыны Израиля узнали от Моше, что каждая работа в Мишкане должна выполняться только одним человеком, а не несколькими людьми вместе, как сказано: «И пришли все мудрецы, которые делали всю работу для Святилища, каждый от своей работы, которую они делали» (Шмойс, 36: 4).Так же и по поводу возведения Мишкана Моше было велено в недельной главе «Трумо»: «И возведи Скинию в том виде, какой будет показан тебе на горе» (Шмойс, 26: 30). Глагол стоит в форме единственного числа, и из этого они поняли, что на освящении в рош-хойдеш нисон возводить Мишкан в первый раз должен только один человек. Ответственные за строительство Мишкана пытались это сделать и не преуспели. Они подумали, что причина, по которой они не могли этого сделать, заключалась в том, что они были вовлечены в грех золотого тельца, и поэтому не заслужили возвести Мишкан. А Моше, который вообще не был причастен к этому греху, справится с этим. Итак, они принесли все части Скинии Моше, но он тоже не смог возвести ее. И тогда он обратился к Б‑гу и сказал: «Как она может быть воздвигнута человеком?» Б‑г ответил ему: «Займись этим ты, своими руками, Моше! Ты только приложи руки свои, и Скиния воздвигнется сама собою!»

Уверен, что все были удивлены, узнав о том, что рав Герцог, когда ему было почти шестьдесят лет, сам объездил всю Европу и ему самому удалось спасти около тысячи еврейских детей, и еще о его влиянии на ирландское правительство, пожертвовавшее пятьсот тонн кошерного мяса евреям-беженцам. Мы поражены тем, как один человек мог сделать все это. Ответ на это дает наша недельная глава: когда еврей идет спасать еврейских детей, каждый из которых — Скиния Б‑гу, то Творец ему говорит: «Займись этим ты, своими руками», — и увидишь, что все будет делаться словно само собой! Потому что, занимаясь делами народа Израиля, надо только приложить определенное усилие — а остальное сделает Всевышний. В этом заключается важный урок для всех нас.

Комментарии: КОЛИ ВСЕ РОБИТЬСЯ «НЕМОВ САМО СОБОЮ»
Нет добавленных комментариев