Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НЕ ЗДАВАТИСЯ І НЕ ПЕРЕКЛАДАТИ НА ІНШИХ!

Четверг, 26. Сентябрь, 2024 - 7:30

 человек молится.jpg

В Бразилии одна молодая еврейская пара очень хотела иметь детей. Несколько раз женщина беременела, но у нее случались выкидыши. Супруги были очень расстроены и решили, что над ними тяготеет проклятие бесплодия. В те годы посланник Любавичского Ребе раввин Йосеф Вайнберг ездил в Бразилию с целью сбора пожертвований для иешив Хабада по всему миру. Там он встретился с этой семьей, они поделились с ним своей болью и попросили обратиться от их имени за благословением к Ребе. Вернувшись в Нью-Йорк, рав Вайнберг передал их просьбу. Ребе ответил, что, если супруги будут соблюдать законы таѓарас ѓамишпоха (ритуальная чистота семейной жизни), то будут благословлены детьми. Кроме того, Ребе также написал женщине благословляющее письмо. Женщина снова забеременела, и снова произошел выкидыш! Раввин Вайнберг написал Ребе: «Супруги утверждают, что соблюдали все законы семейной чистоты, но женщина снова потеряла ребенка. Они в полном отчаянии и спрашивают, как это могло случиться после получения благословения Ребе?»

На это письмо Ребе дал очень интересный ответ. Во-первых, он еще раз повторил, что, если женщина сохранит ритуальную чистоту в семье, то будет благословлена детьми. Во-вторых, возможно, это произошло потому, что они не соблюдали Ѓалоху во всех деталях, и поэтому важно, чтобы они заново выучили все законы по этому вопросу. В-третьих, написано: «Несколько сыновей Израиля, в том числе величайшие из Израиля, родились сразу после выкидыша» (то есть, не исключено, что последний выкидыш — это подготовка к рождению великого человека). Возможно, добавил Ребе, что один супруг или оба после того, как женщина забеременела, сказали, что сожалеют о сохранении чистоты в семье, — это тоже могло быть причиной… И в конце Ребе добавляет: «А возможно, что супруги забыли, что только Всевышний является источником благословений и даров, и доверились только человеку из плоти и крови — мне…»

 

Всего несколько дней отделяют нас от Рош ѓаШоно, когда мы читаем в Торе и в Ѓафторах о трех знаменитых еврейских женщинах: Саре, Рахель и Хане, которые долгое время были бесплодны, но потом удостоились родить сыновей. В первый день праздника мы читаем в Торе «И Г‑сподь вспомянул Сару» (Брейшис, 21: 1) — чудесную историю рождения Ицхока, который появился на свет, когда Саре было девяносто, а Авраѓаму — сто лет. В Ѓафторе мы читаем о Хане, жене Эльканы, которая пришла в Шило помолиться о детях. Действительно, ее молитва была услышана, и она родила пророка Шмуэля. А в Ѓафторе второго дня праздника мы читаем о нашей праматери Рахели, которая также была бесплодна в течение многих лет, но потом забеременела и родила Йосефа, а затем и Биньомина.

Почему мы читаем об этих трех пророчицах на Рош ѓаШоно? В Талмуде (трактат «Рош ѓаШоно», 11а) сказано: «На Рош ѓаШоно были вспомянуты Сара, Рахель и Хана». Читая об этих трех праведных женщинах, мы узнаем, как они справились со своим бесплодием, и наполняемся уверенностью в том, что Всевышний услышит наши молитвы и ответит так же, как Он ответил на их просьбы. Это похоже на то, что говорит Ребе, ссылаясь на книгу «Зоѓар», о трех других персонажах Торы: Нояхе, Авраѓаме и Моше. По примеру того, как они решали проблемы, с которыми столкнулись, мы должны научиться вести себя в трудных ситуациях.

Когда Всевышний открыл Нояху, что собирается навести на мир Потоп, и повелел построить ковчег, чтобы он и его семья могли спастись, тот беспрекословно подчинился и начал строительство ковчега. Ему даже не пришло в голову помолиться за свое поколение и попытаться спасти его от гибели. Когда Б‑г сказал, что собирается разрушить Сдом, Авраѓам только спросил: «Быть может, есть пятьдесят праведных внутри города?» (Брейшис, 18: 24). Он хотел спасти город в заслугу праведников, но идея молитвы за нечестивых даже не пришла ему на ум. Когда Г‑сподь после греха золотого тельца сказал Моше-рабейну, что он хочет уничтожить народ, Моше потребовал простить всех, в том числе и нечестивых, и самоотверженно добавил: «И теперь, если простишь их грех, хорошо; а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32).

В одной из своих бесед Любавичский Ребе спрашивает: «Почему мы говорим с осуждением о Нояхе?» — и объясняет, что это, не дай Б‑г, не для того, чтобы посрамить его, но чтобы научить нас, что мы должны действовать не как Ноях и даже не как Авраѓам. Евреи после дарования Торы должны действовать, как Моше. То есть, мы не обвиняем Нояха или Авраѓама, потому что им не у кого было учиться. Однако мы сами, имея перед глазами примеры этих троих руководителей поколений, должны научиться у Нояха и Авраѓама тому, чего не надо делать, и действовать точно так же, как Моше. Возможно, это верно и в отношении тех трех женщин, которые зачали в Рош ѓаШоно.

Вспоминая историю нашей праматери Сары, мы видим, что она не молилась за ребенка. В Торе сказано: «И сказала Сарай Авраму: «Вот, утробу замкнул мне Г‑сподь… Войди же к моей рабыне; быть может, воздвигнусь через нее» (Брейшис, 16: 2). Сара не просит Всевышнего о ребенке, а покоряется приговору Небес о своем бесплодии. Поэтому она пытается что-то с этим сделать и предлагает Авраѓаму Агарь. «Мидраш Танхума» к главе «Воэйро», говорит, что Сара отчаялась иметь сыновей, и действительно, Агарь вышла замуж за Авраама, и родился Ишмоэль. Но в конце концов «Г‑сподь вспомянул Сару, как сказал, и сделал Творец Саре, как говорил» (Брейшис, 21: 1). Это значит, как сообщается дальше, что «…забеременела она, и родила Сара сына» (там же). Тем не менее, мы нигде не находим упоминание о том, что Сара молилась и просила Всевышнего дать ей сына.

Наша праматерь Рахель тоже была бесплодна, но в ее поведении наблюдается некоторый прогресс. Тора говорит: «И видела Рахель, что не родила Яакову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Яакову: «Дай мне детей! А если нет — мертва я» (Брейшис, 30: 1). Раши в своем комментарии на этот стих добавляет: «Разве твой отец так поступал с твоей матерью? Ведь он молился о ней». Рахель попросила Яакова помолиться за нее, но сама не молится о детях. Только после рождения первенца своего, Йосефа, она попросит у Б‑га еще одного сына: «И помянул Б‑г Рахель, и услышал ее Б‑г, и отверз Он утробу ее. И зачала она и родила сына, и сказала она: «Устранил Б‑г позор мой». И нарекла ему имя Йосеф, говоря: «Да прибавит Г‑сподь мне сына другого» (там же, стихи 22–24).

В истории Ханы мы находим совершенно другой подход. Хана пришла в Шило, потому что она не смирилась с приговором, как Сара, и не просила своего мужа Элкану молиться за нее, как Рахель. Хана решила действовать сама и пошла молиться в Мишкане: «Она же в скорби душевной молилась Г‑споду и горько плакала» (Шмуэль I, 1: 10). А затем она дала обет и сказала: «Г‑сподь Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г‑споду на все дни жизни его» (там же, стих 11).

Наши мудрецы установили читать на Рош ѓаШоно три истории о Саре, Рахель и Хане, чтобы мы могли научиться на их примере, как правильно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Сара и Рахель либо приняли приговор, либо попросили кого-то помолиться за них. Но Хана учит народ Израиля тому, что делать. Если дела пойдут не так, нельзя сдаваться и не стоит перекладывать на других то, что мы можем сделать сами. У каждого еврея есть личная связь с Б‑гом. Любой из нас может войти в Храм Всевышнего, встать там и произнести молитву. Как сказано: «Хана же говорила в сердце своем; только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно» (Шмуэль I, 1: 13). И Б‑г услышал ее молитву, и она родила сына и назвала его Шмуэль, именем, которое всегда будет напоминать ей о чуде: «ибо у Г‑спода я вымолила его» (там же, стих 20). Точно так же каждый из нас может и должен молиться самому Б‑гу и быть уверенным, что его молитвы будут услышаны.

В главе «Ницовим», которую мы читаем на этой неделе, есть аналогичное послание. Здесь речь идет не о молитве, а о Торе в целом. Тора говорит: «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она. Не на небе она… и не за морем она… но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его» (Дворим, 30: 11–14). Всевышний призывает евреев не отчаиваться и не думать, что только праведники, имеющие связь с Небом, высоко духовные люди могут изучать Тору. «И не за морем она…» — может в Эрец-Исроэль можно соблюдать заповеди, а в изгнании это невозможно? Нет, всем нужно знать, что «близко к тебе это слово очень». То есть, Тора близка нам, и молитва близка нам, и все потому, что «близок Б‑г ко всем призывающим Его, ко всем, кто призывает Его в истине» (Теѓилим, 145: 18).

Шоно тойво у месуко — хорошего и сладкого года всем нам!

Комментарии: НЕ ЗДАВАТИСЯ І НЕ ПЕРЕКЛАДАТИ НА ІНШИХ!
Нет добавленных комментариев