Наша сегодняшняя недельная глава «Ноях» названа по имени спасшего мир от гибели праведника, чья история широко известна. Поколение Нояха было нечестивым, и Всевышний решил послать на землю потоп, чтобы уничтожить грешников. Г‑сподь приказал Нояху и его сыновьям — Шему, Хаму и Яфету — построить деревянный ковчег и собрать в нем всех животных: самца и самку от каждого вида, который не является чистым, и по семь пар самцов и самок от всякого вида, который Тора в будущем объявит чистым. Ноях сделал, как повелел Творец. Тогда пошел сильный дождь с неба, и в земле раскрылись все источники и затопили все вокруг. Мир наполнился водой, в которой плавал только ковчег Нояха. Потоп длился сорок дней, а подземные источники продолжали извергать свои воды еще сто пятьдесят дней. Во время потопа все люди и животные, которые были на земле, погибли. Выжили только те, кто вошел в ковчег.
Как могло случиться, что Ноях, узнав о предстоящем потопе, не вступился за своих современников? Всевышний сказал Нояху, что собирается послать на землю потоп, который уничтожит все живое, но самому Нояху будет предоставлена возможность спастись в построенном им ковчеге. Ноях должен был понять: причина, по которой Г‑сподь поделился с ним этой важной информацией, заключается в том, что он что-то сделает, чтобы предотвратить катастрофу, по крайней мере, будет просить Всевышнего простить людям их грехи и, проявив милость к остальному миру, не посылать на землю потоп. Почему же Ноях не стал молить за свое поколение?
В ряд к этому вопросу встают и другие. Почему Ноях не вышел на улицу и не прокричал о надвигающейся угрозе, как это сделал пророк Йона, чью историю мы читали несколько недель назад во время молитвы Минха в Йом-Кипур: «Еще сорок дней — и Ниневия опрокинется!» (Йона, 3: 4). Почему тогда Ноях не вышел и не объявил во всеуслышание, что мир будет разрушен, тем самым побудив людей к раскаянию? Как он мог хладнокровно 120 лет строить ковчег и позволить всему миру погибнуть?!
Любавичский Ребе объясняет, что на земле до потопа были люди двух противоположных крайностей. С одной стороны — праведники, которые исполняли заповеди и изучали Тору. С другой стороны, «наполнилась земля грабежом», было много грешников. Однако самого понятия раскаяния в мире не существовало. Праведник оставался праведником, но ни один злодей не раскаялся в своих грехах и не стал праведником. Люди не менялись и не становились лучше. Ноях не смог молиться за них, потому что в мире перед потопом нечестивые должны были понести заслуженное наказание. Ведь концепция покаяния и получения прощения от Б‑га еще не родилась.
По той же причине Ноях не смог побудить людей к раскаянию. «Работа покаяния» приходит в этот мир после потопа, когда Святой, благословен Он, поклялся, что больше никогда не пошлет на землю воды потопа, и в знак завета между Б‑гом и землей, людьми и всяким живым существом дана была радуга.
Однако это кажется не совсем понятным. Что изменилось? Разве после потопа Творец с равнодушием отнесется к тому, что люди на земле будут грешить? Почему такое же их поведение перед потопом оправдывает уничтожение всего живого, но после потопа не будет наказано? Хотя человек из плоти и крови приобретает жизненный опыт и учится на прошлых ошибках, но Б‑г не должен говорить такие вещи. Всевышний с самого начала знает, как будут вести себя люди, и если это до такой степени мешало Ему до потопа, что Он счел необходимым уничтожить весь мир, то что помешает Ему сделать тоже самое после потопа?
Этому есть прекрасное объяснение. Когда Г‑сподь поклялся: «И не будет вновь потопа, чтобы погубить землю» (Брейшис, 9: 11), то это была не просто клятва о том, что Он не накажет этот мир, но нечто гораздо большее. Так как «побуждение сердца человеческого худо с юности его» (Брейшис, 8: 21), Б‑г обещает, что будет следить за тем, чтобы мир не опустился вновь до такого состояния, которое потребует нового потопа. Так родитель, потрясенный рассказом учителя о недостойном поступке сына, в ответ обещает, что подобное больше не повторится, то есть, он позаботится о том, чтобы быть в курсе всего, что происходит в жизни его сына и не допустить, чтобы тот опустился до такого состояния. Так и Всевышний после потопа поклялся: так как злое начало в сердце человека неистребимо, то люди, как дети, нуждаются в родителях, которые будут заботиться о них. Поэтому время от времени Сам Всевышний будет принимать активное участие в их воспитании и позаботится о том, чтобы мир не ухудшился снова до ситуации, которая потребует потопа, не дай Б‑г.
Пример подобного поведения Творца мы видим, читая в продолжении нашей недельной главы о кризисе, который возник на строительстве Вавилонской башни. Через три столетия после потопа все люди жили в мире и согласии: «И был на всей земле один язык и речи единые» (Брейшис, 11: 1). Они поселились в долине Шинар (впоследствии эти земли относились к Вавилонскому царству, сейчас это — территория Ирака) и сказали: «Давайте построим себе город и башню, а вершина ее в небесах, и создадим себе имя; чтобы нам не быть рассеянными по всей земле!» (там же, стих 4). Они строили гигантскую башню, чтобы возвыситься, забыть о Б‑ге и самим стать хозяевами мира. Конечно, Всевышнему это не понравилось, и хотя сама башня была значительным достижением людей, Он сказал: «И такое стали делать. И теперь не воспрепятствуется им делать все, что замыслили?!» (там же, стих 6). Башня — это только начало, и кто знает, куда это может их привести. В конце концов, Г‑сподь вместе с ангелами свершил суд над тем поколением, решив: «Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут более один речь другого» (там же, стих 7). «И рассеял Г‑сподь их оттуда по всей земле, и перестали они строить город» (там же, стих 8). Всемогущий увидел, что люди начали осуществлять проект, который может плохо закончиться, поэтому, не дожидаясь, пока они погрязнут в грехах, Он решил принять превентивные меры: Б‑г разделил и разбросал их по всей земле, прежде чем они могли сделать что-то плохое. Так поступает родитель, который вмешивается в жизнь своего сына и останавливает его, прежде чем тот создаст самому себе проблемы.
Однако Творец не ограничился только «уклонением от зла», но и позаботился о том, чтобы у Него был посланник в этом мире, который будет направлять человечество на путь истинный. В конце главы мы читаем о рождении Авраѓама. Всевышний привел нашего праотца в этот мир, чтобы он мог стать тем, кто распространит среди людей веру в Творца, кто будет ходить из города в город «и взывать к Имени Г‑спода». Как сказано в известном мидраше, который часто приводил Любавичский Ребе: «Не читай ваикро («и воззвал»), но ваякри («побуди другого взывать»). Авраѓам заботился о том, чтобы не только он сам призывал Имя Г‑спода, но и другие обрели веру в Творца. В этом состоит и предназначение потомков Авраѓама, которыми являемся все мы, те, кто состоит в нашей общине, и вообще любой еврей. Мы должны взять на себя ответственность за то, чтобы мир не скатился снова на дно греховности. Мы — посланники Всевышнего — должны распространять среди всех людей веру в Создателя, Который есть «око зоркое и ухо чуткое» («Пиркей овойс», 2: 1). И таким образом мы обеспечим, чтобы ситуация в мире никогда не ухудшилась до такой степени, что потребуется потоп, а, напротив, чтобы этот мир удостоился быть высокодуховным и полным добра.