В настоящее время Израиль переживает сложные времена – противостояние как внутри страны, так и извне. Все мы молимся о скором исполнении пророчества, которое читали в Торе на прошлой неделе: «И дам мир в земле, и будете спать спокойно, и никто не потревожит вас».
Удивительно, но именно в период перед праздником Шавуот в истории Израиля неоднократно происходили значимые военные события. Самое известное из них — Шестидневная война, разразившаяся 58 лет назад, когда арабские государства объединились с целью уничтожить еврейское государство.
Кроме того, ровно 44 года назад, в воскресенье накануне Шавуота 5741 года (1981), Израиль нанес удар по ядерному реактору в Ираке — одно из величайших чудес, происшедших с еврейским народом за последние десятилетия.
Иракская угроза и операция «Опера»
Саддам Хусейн, считавший себя лидером арабского мира, стремился укрепить свое положение на Ближнем Востоке. Для достижения этой цели ему требовалось средство сдерживания против Израиля. Он предпринял колоссальные усилия для создания ядерного оружия, которое позволило бы ему угрожать Израилю и, как следствие, стать признанным лидером региона.
При поддержке Франции Ираку удалось построить ядерный реактор. Израиль пытался помешать проекту различными способами, но всем было ясно — рано или поздно иракский режим создаст ядерную бомбу. Тогда и было принято решение разработать план уничтожения реактора с воздуха.
После нескольких отсрочек операция была назначена на воскресенье, канун Шавуота 1981 года. Восемь истребителей F-16 вылетели из Израиля и преодолели полуторачасовой путь до Ирака. Невероятным образом они пролетели над территорией нескольких стран, оставшись незамеченными для радаров — это само по себе было настоящим чудом.
Каждый самолет сбросил по две бомбы (в общей сложности 16 бомб), каждая из которых весила одну тонну и они полностью разрушили реактор. Вся операция заняла лишь полторы минуты, после чего истребители благополучно вернулись в Израиль.
Удивительные совпадения
Король Иордании Хусейн, находясь в тот день на яхте, лично видел израильские самолеты. Как бывший пилот, он сразу понял значение полета и приказал сообщить своим ВВС и Ираку. Несмотря на присутствие в Иордании иракского военного представителя, сообщение не дошло до адресатов.
Примечательно, что незадолго до этого Иран пытался атаковать реактор, после чего Ирак усилил охрану. Тем не менее, ничто не помешало израильским ВВС выполнить задачу.
Международная реакция
После операции мировое сообщество резко осудило действия Израиля. США выразили жесткую критику, возмущаясь несогласованностью операции и использованием американских самолетов.
Американцы, подозревая о возможности таких действий, разместили представителя на базе F-16 для контроля. Однако, несмотря на проводившиеся тренировки, наблюдатели ничего не заметили. Госдепартамент требовал от Рейгана наказать Израиль, но президент лишь заметил: «Boys will always be boys» («мальчики пошалили») — подразумевая, что израильтяне действуют по-своему.
Десять лет спустя, во время войны в Персидском заливе, министр обороны Чейни отправил послу Израиля Давиду Иври, командовавшему ВВС во время операции, снимок разрушенного реактора с надписью: «С благодарностью. Вы облегчили нашу задачу».
Духовное значение праздника Шавуот
На этой неделе мы начали чтение книги «Бемидбар» (Числа). Первые слова этой недельной главы: «И говорил Г‑сподь Моисею в пустыне Синайской» и Талмуд в трактате «Шаббат» обсуждает, почему пустыня названа «Синайской», ведь у неё есть несколько имен в Торе. Тот же вопрос возникает и о горе Синай.
Талмуд предлагает три объяснения:
1. «Гора, на которой произошли чудеса для Израиля» — в слове «Синай» содержатся те же буквы, что и в слове «нес» (чудо).
2. «Гора, ставшая добрым знамением для Израиля» — слово «нес» имеет значение не только» чудо», но и «знамение».
3. «Гора, с которой к народам мира сошла ненависть» — Синай от слова «сина» (ненависть).
Согласно третьему объяснению, поскольку еврейский народ принял Тору, а другие народы — нет, возникла зависть к Израилю. Народы мира не готовы принять бремя Торы из-за ее требовательности, но сам факт существования людей, принявших это бремя и достигших духовного возвышения, вызывает у них дискомфорт и антагонизм.
Два типа реакции
Когда человек встречает кого-то, чье поведение нравственно превосходит его собственное, возможны две реакции. Добрый и скромный человек скажет: «Я хочу учиться у него», даже если не готов к подобной самоотдаче. Однако есть и те, кого присутствие нравственно превосходящего человека побуждает к неприязни, потому что такой человек своим примером напоминает им о существовании лучшего пути, с чем они не могут примириться.
Еврейский народ благодаря Торе стал более возвышенным, достойным, святым. Есть те, кто ценит это — «праведники народов мира». Но многие не выносят существования людей духовно превосходящих их, испытывая внутреннюю пустоту.
Возвышение над материальным
Хасидизм предлагает еще одно толкование: «сошла ненависть к делам мира». Принимая Тору в Шавуот, еврей развивает отстраненность от материальных дел. Тора помогает понять, что существуют вещи более возвышенные, чем материальный мир.
В современном обществе все гонятся за деньгами, но еврей, изучающий Тору даже раз или два в неделю, духовно возвышается. Его уже не так привлекают материальные блага. Удовольствие он получает от духовных вещей, ища нечто более возвышенное. Так на Синае зародилось отстранение от низменных аспектов мирского бытия.
Приближается праздник дарования Торы
Мы стоим в преддверии Шавуота. Вскоре в синагогах прозвучит чтение Десяти заповедей, и мы заново примем Тору. Ребе не раз напоминал, что мы удостоились получить Тору благодаря нашим детям — они были поручителями, благодаря которым Всевышний даровал нам Тору. Поэтому так важно привести всех детей в синагогу для слушания Десяти заповедей.
Благодаря этому мы удостоимся первого толкования имени «гора Синай» — места чудес для Израиля. Потому и видим мы, что во всех военных конфликтах времен Шавуота Всевышний совершал для нас великие чудеса, как в Шестидневной войне и при уничтожении иракского реактора. И мы верим, что с Б‑жьей помощью Всевышний совершит новые чудеса для Израиля, вплоть до главного чуда — истинного и полного Избавления.