Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Как по-настоящему прощать

Четверг, 30. Июнь, 2011 - 6:09

Однажды два хасида, которые ездили по делам своего бизнеса, должны были остановиться в городке Виледники. Один из них сказал другому: «Раз уж мы здесь, давай пойдем к рабби Исроэлю-Дов-Беру (ребе из Виледников, автор книги «Шеэрис Исроэль»), о котором говорят, что он праведник и чудотворец». В ответ его друг несколько пренебрежительно заметил: «Такого «праведника» хорошо было бы разложить на скамье, да всыпать ему плетей!» Тем не менее, в Субботу на третью трапезу они — из любопытства — пошли в дом праведника. Там собралось множество людей, и получилось так, что оба друга оказались стоящими за спиной у цадика.

Говоря слова Торы, рабби Исроэль-Дов-Бер неожиданно произнес: «Каждый, кто не принимает слова цадика, — как будто не принимаетШхину». Присутствующие не понимали, кого он имеет в виду, а двое друзей-хасидов подумали про себя: «Вряд ли это относится к нам — ведь у нас есть свой ребе».

Рабби Исроэль снова сказал: «Каждый, кто не принимает словацадика, потому что думает, что у него другой ребе, — как будто не принимает Шхину». Хасиды почувствовали, что, очевидно, речь идет о них, но все же подумали про себя: «Может быть, среди всей этой толпы есть кто-то другой, на кого ребе намекает? Нас-то он совершенно не знает!»

Праведник третий раз сказал: «Каждый, кто не принимает словацадика, потому что думает, что он имеет в виду других, — как будто не принимает Шхину». Приезжие подумали: «Но может, ребе все-таки говорит не о нас? Он ведь даже нас не видит!»

Тогда рабби Исроэль-Дов-Бер повторил в четвертый раз: «Каждый, кто не принимает слова цадика, потому что стоит за его спиной и думает, что цадик не видит его, как будто не принимает Шхину! — и добавил: — Каждый, кто не принимает слова цадика и считает, что его следует бить плетьми по спине, — как будто не принимает Шхину
 

…На следующей неделе, 3 тамуза (5 июля), в день ѓилулыЛюбавичского Ребе рабби Менахема-Мендела Шнеерсона, десятки тысяч евреев приедут в Нью-Йорк помолиться на оѓеле Ребе. Как и каждый год, они будут стоять в очереди много часов под палящим солнцем, чтобы удостоиться войти всего лишь на одну минуту. Как всегда, в этом году будут и те, кто попытается обойти очередь, потому что они очень спешат на самолет, или им трудно стоять на жаре… Среди многочисленных хасидских историй есть одна, которая связана с ситуацией ожидания приема у праведника.

Случилось так, что хасиды довольно долго ждали, когда ребе примет их. И был среди них один, который ждал своей очереди уже три дня. Естественно, что он очень нервничал, и когда габай сообщил ему, что сегодня он тоже не сможет войти к ребе, очень рассердился и начал препираться. Разгоряченный спором хасид поднял руку на габая! Ребе, сидевший в своей комнате, услышал шум, немедленно позвал служку и спросил, что происходит. Сначала габай не хотел рассказывать, но ребе настаивал, и он признался, что хасид ударил его. Ребе был очень недоволен и сказал: «Передай ему, что еврея, который применяет насилие, поднимает руку на ближнего своего, я не хочу видеть вообще…»

Когда габай вышел и объявил решение ребе, хасид разрыдался. Он несколько недель провел в пути для того, чтобы встретиться с ребе, к которому пришел просить благословения на детей. Он был женат уже более десяти лет, а детей в семье не было. Когда он услышал, что ребе не хочет его видеть, то почувствовал, что мир рушится. Он так надеялся на благословение ребе, и теперь остался ни с чем!

Слезы хасида тронули сердца габая, который пожалел его и сказал: «Послушай, даже несмотря на решение ребе, я хочу помочь тебе получить его благословение. Я осмелюсь завести тебя к ребе, войду с тобой и надеюсь, что Б-г поможет нам».

Габай вместе хасидом вошел к ребе и сказал, что он готов простить обидчика, но при одном условии, если бы ребе мог дать ему благословение на детей. Услышав это, ребе широко улыбнулся и с радостью благословил хасида…

В Торе мы также находим подобные случаи, когда обиженный кем-либо человек не только прощает своего обидчика, но даже молится о нем. Из Книги Брейшис мы узнаем, что первый еврей Авраѓам некоторое время жил в местности Грар. Тамошний правитель Авимелех, не зная, что Сара — жена Авраѓама, взял ее к себе в дом. Б-г наказал его страшной болезнью, а затем, явившись Авимелеху во сне, сообщил, что он умрет, потому что взял себе чужую жену. Единственное спасение — немедленно вернуть Сару Авраѓаму, который помолится за него, и только тогда Авимелех будет жить. Авимелех вернул Сару, и Авраѓам не только простил его, но молился за его исцеление (Брейшис, 20: 7).

В нашей сегодняшней недельной главе «Хукас» мы читаем о случае прощения еще более высокого уровня. Заканчивался последний год скитаний евреев по пустыне, сорок лет они безропотно ели ман и вдруг возроптали: «И сжалась душа народа из-за тягот пути…» Они начали жаловаться на Моше: «И стал говорить народ против Б-га и против Моше: «Зачем вы вывели нас из Египта, чтобы нам умереть в пустыне? Ибо нет хлеба и нет воды, и душе нашей постыл ничтожный хлеб» (Бамидбор, 21: 5). Они устали от дороги, им приелся ман, особенно же им надоел сам Моше. Их претензии были направлены против Моше, и Всевышний сразу же наказал евреев: послал ядовитых змей, «и они кусали народ, и умерло много народа из Израиля» (там же, стих 6).

Люди испугались и раскаялись: «Пришел народ к Моше и сказал: «Мы согрешили тем, что говорили против Г-спода и против тебя. Молись Г-споду, чтобы Он отвел от нас змей» (там же, стих 7). Они пришли просить человека, которого обидели, не только простить их, но и более того — молиться, чтобы удалил Г-сподь змей от них. Тора продолжает: «И молился Моше за народ…» — без всяких колебаний молился за тех, кто обидел его.

И тут надо отметить очень интересный момент. Б-г слышит молитву Моше и говорит ему: «Сделай себе змея и посади его на шест, и будет: всякий укушенный, увидев его, останется жив» (там же, стих 8). Б-г велит Моше сделать медного змея, созерцание которого будет излечивать от смертельного змеиного яда.

Комментируя этот стих, Любавичский Ребе удивительно точно отмечает, что Всевышний говорит Моше: «Сделай себе змея». Выражение «сделай себе» уже появлялось в Торе: «Сделай себе две трубы серебряные» (Бамидбор, 10: 2). Раши объясняет: «Сделай себе — из принадлежащего тебе». То есть, Моше должен был сделать трубы на свои деньги, а не за счет средств общины. И в нашей сегодняшней недельной главе, когда Тора говорит «сделай себе змея», предполагается, что Моше сделает это на свои личные деньги, а не на общественные средства. (Подобный комментарий Ребе мы встречаем и к главе «Ноях»: «Сделай себе ковчег из дерева гофер…» Это означает, что Нояху было приказано построить ковчег именно на свои деньги.)

Почему было так важно, чтобы Моше сделал медного змея на свои деньги? Ведь этим он нес исцеление людям, которые обидели его?! Разве недостаточно того, что он простил их, и, больше того, молился за них? Почему же Б-г велит Моше сделать змея на свои собственные деньги?! Казалось бы, наоборот: для того, чтобы община искупила свою вину перед Моше, змей должен был быть изготовлен на ее средства… Ребе объясняет: чтобы доказать, что человек на самом деле простил своему ближнему нанесенную обиду, недостаточно того, что он молится за него. Моше должен был еще и оплатить лекарство, которое поможет исцелить тех, кто обижал и третировал его…

Какой урок мы можем почерпнуть из этого для себя? У многих из нас есть друг, двоюродный брат или сосед, который когда-то сильно обидел или рассердил его. И вот уже в течение двадцати лет он не разговаривает с ним. Возможно, на это были очень веские причины, и нанесенный ущерб — материальный, физический или духовный — был весьма значителен. Но вдруг он слышит, что его обидчик испытывает затруднения в бизнесе. Какова бывает естественная человеческая реакция? «Вот, наконец-то, обидчик получит по заслугам!»

Однако если мы вспомним сегодняшнюю историю с Моше-рабейну, то она учит нас, что человек должен не только прощать. Новизна подхода Торы к отношениям с ближним заключается в том, что кроме прощения хорошо бы еще молиться, чтобы тот преуспел. Но недостаточно просто в середине молитвы подумать о том человеке, с которым вы в ссоре, и молиться, чтобы его бизнес процветал. Гораздо важнее на деле помочь ему, скажем, порекомендовать его другим клиентам или поставщикам. Именно тогда человек поймет, что он действительно прощен.

Комментарии: Как по-настоящему прощать
Нет добавленных комментариев