Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

День рожденья — грустный праздник?..

Четверг, 05. Май, 2011 - 10:38

Несколько дней назад я прочитал в Интернете рассказ человека, готовящегося вскоре отметить свое пятидесятилетие. Вот что он написал:

«На прошлой неделе на мой электронный адрес пришло неожиданное сообщение, которое я с удовольствием бы пометил как спам — нежелательную почту. Ассоциация пенсионеров компании, где я работал, приглашала меня стать ее полноправным членом и предлагала 22 льготы (скидки на экскурсии, поездки, аренду автомобилей и различные виды страхования) всего за 50 шекелей в год!

Но между строк я прочитал намного больше: «Добро пожаловать в дом престарелых! Вам уже не угнаться за молодежной культурой, но ваши деньги все еще чего-то стоят. Позвольте напомнить, в случае, если подзабыли, что Вы не будете жить вечно (перед моим внутренним взором уже поплыли видения: группа пожилых людей, которые выстроились на пляже для участия в утренних гериатрических упражнениях). А поскольку Вы уже начали спускаться вниз с горы, Вам также предоставляется возможность получить скидку на билет в кино…»

Да, течение лет вызывает странное субъективное ощущение: с каждым прошедшим десятилетием, кажется, что годы идут все быстрее и быстрее. В возрасте 20 лет жизнь выглядит как бесконечное увлекательное путешествие, в 30 — начинает набирать скорость, в 40 — года летят и сменяют друг друга с неимоверной быстротой! Когда вы достигаете возраста 50 лет, отзвуки вечности беспокоят ваш слух, как отдаленный звук барабанной дроби. Тем не менее, 50 — это высокий и важный этап жизни, дающий право на проход через тяжелую дверь, по другую сторону которой вас ожидает великая тайна.
 

Число пятьдесят упоминается в Торе в целом ряде интересных контекстов.

Каждые 50 лет, после семи циклов шмиты (по семь лет), по всей Земле Израиля звучал трубный глас свободы. В пятидесятый год —шнас йовель (отсюда, кстати, русское слово «юбилей» — А. В.) — все возвращается на свое законное место в этом мире. Рабы выходят на свободу, а вся проданная земля возвращается ее первоначальному владельцу (тому, кто получил ее в наследственный удел от предков, пришедших в Страну Израиля).

Еще 50 — это «счет оймера». Народ Израиля отсчитывает 50 дней, которые проходят от праздника Песах до дарования Торы в Швуэс, когда мы отмечаем иной вид «возвращения»: сама Тора возвращается обратно на свое место в душе каждого еврея.

Учитывая все это, я могу по-другому интерпретировать сообщение, полученное от Ассоциации пенсионеров: «Вы прожили 50 лет на этой земле. Пришло время вернуться назад и быть тем, кто вы есть на самом деле. Самосознание. Духовная связь. Удовольствие от празднования юбилея — это признание своего места в этом мире и своей роли в плане Всевышнего. Познайте это! Примите всем своим сердцем! Обретите истинное умиротворение!»

И все же, как мы можем познать сущность собственной личности? Где она скрывается?

В возрасте 50 лет большинство из нас уже отказались от грандиозных максималистских фантазий на тему сохранения в старости «юношеской свежести». Мы начинаем сосредотачиваться на пути, который не будет продолжаться вечно в этом мире. 50-летний жизненный опыт учит нас признавать наши уникальные и неповторимые качества. Мы начинаем искать вечное в своей стране, воспринимать красоту каждого мгновения…

Иудаизм говорит, что каждый из нас имеет свою собственную букву в Торе. Может быть, нам необходимо именно 50 лет для выяснения этой буквы и познания того, что пишет Тора о нашей душе.

Так что я решил отпраздновать мое 50-летие, как новое рождение, новый этап в жизни. У меня есть еще шесть месяцев, чтобы разобраться и понять, кто я на самом деле, без иллюзий. Я должен принять и благословить подлинного самого себя, со всеми недостатками и ограничениями. И, осознав все это, я хотел бы составить хорошую программу для следующего замечательного этапа своей жизни.

А если ничего не получится, то, по крайней мере, Ассоциация пенсионеров организует мне скидку на билеты в кино…» — так заканчивался этот рассказ.

…Заповедь о счете оймера, приведенная в нашей сегодняшней недельной главе «Эмойр» (Ваикро, 23: 15), вызвала спор между еврейскими мудрецами и бейтусим (сектой времен Второго Храма, члены которой не признавали Устную Тору). Заповедь передается в Торе такими словами: «И отсчитаете вам ото дня, следующего за Шабос…» Бейтусим ошибочно относили слово «Шабос» к субботе и начинали отсчет оймера с первого дня недели, воскресенья. Талмуд же приводит (в трактате «Mноxoйс», 65а) доказательства еврейских мудрецов, разъясняющие, что под «Шабос» здесь подразумевается праздник — первый день после праздника Песах.

Напрашивается простой вопрос: почему Тора использует выражение «ото дня, следующего за Шабос», которое может быть истолковано неправильно, а не пишет просто и ясно: «ото дня, следующего за Песах»?! Очевидно, в этом скрыт внутренний намек на саму суть заповеди сфирас ѓооймер (счета оймера).

Сфирас ѓооймер является вторым этапом общего процесса исхода из Египта, который начинается в Песах и заканчивается в Швуэс. Исход из Египта, как сказано в святой книге «Зоѓар», это прохождение через сорок девять ворот нечистоты, от состояния «нагой и непокрытый» (Йехезкель, 16: 7), то есть, не имеющий и не исполняющий заповеди, прямо к высокой Б-жественности дарования Торы. А сделано это было в несколько этапов — начало освобождения от египетского рабства и нечистоты (месяц нисон), тщательное внутреннее очищение во время счета оймера (ияр), и, наконец, получение Торы (сивон).

Эти три шага аллегорически описаны такими словами: «Влеки меня! За тобой побежим. Привел меня царь в покои свои…» (Песнь песней, 1: 4). «Влеки меня!» — это Исход из Египта, когда Б-г увлек на свободу народ Израиля. «За Тобой побежим» — это период счета оймера, во время которого евреи сами очищаются, приближая себя к Б-гу. «Привел меня Царь в покои Свои…» — это дарование Торы, установление внутренней связи между Б-гом и еврейским народом.

Жертвоприношение минхас оймер на следующий день после начала праздника Песах приносится из ячменя, который считается пищей животных, в отличие от большинства других приношений в Храм, в состав которых входила пшеница. Это связано с внутренним содержанием счета оймера — изучением и очищением качеств «животной души».

В дни сфирас ѓооймер еврею нужно, так сказать, очеловечить свои физические, животные силы и использовать их для служения Б-гу. «За Тобой побежим» сказано во множественном числе, потому что работа по счету оймера — это бег к Всевышнему двух человеческих душ — животной и Б-жественной, соединенных в единое целое.

Такое преобразование требует специальной помощи сверху. Как для Исхода из Египта было необходимо особое откровение (на что указывают слова Пасхальной Агады: «Раскрылся им Царь над царями царей, Святой, благословен Он»), так и для целей изменения «животной души» мы еще более нуждаемся в высочайшей силе. Намек на эту силу и составляет смысл стиха: «И отсчитаете вам ото дня, следующего за Шабос…» (Ваикро, 23: 15). Слово усфартем («и отсчитаете») имеет тот же корень, что и слова сапирус («яркость») исапир («сапфир» — прозрачный, ярко сияющий камень). Таким образом, Всевышний как бы говорит: «Я пошлю вам особый яркий свет, «в день после Субботы», свет, который поднимется к более высокой святости.

Суббота представляет собой очень высокий уровень святости, но это святость, которая является частью нашего мира. Для того чтобы осуществилось преобразование и очищение эмоциональных качеств «животной души» и направление их на служение Творцу, Всевышний дает нам силы выйти за пределы мира и подняться на уровень более высокий, чем Суббота. И Тора пишет «ото дня, следующего за Шабос», а не «ото дня, следующего за Песах», чтобы выразить наивысшую святость, которая дает нам силу совершить духовную работу дней счета оймера и подготовиться к получению Торы в Швуэс.

Комментарии: День рожденья — грустный праздник?..
Нет добавленных комментариев