Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Что меняет маленький алеф?

Четверг, 10. Март, 2011 - 4:02

Третий Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендел Шнеерсон (известный по названию одной из своих книг как Ребе Цемах-Цедек) был еще маленьким мальчиком, когда умерла его мать, Двора-Лея, дочь Алтер Ребе, автора «Тании». Дедушка сам занялся его воспитанием и образованием.

На следующий день после Йом-Кипура 5553 года ребенка отдали учиться в хедер. В тот день, четверг главы «Ѓаазину», Алтер Ребе молился Шахарис рано утром, а не после нескольких часов изучения хасидизма, как это было у него обычно заведено. Он сам вел молитву, сам читал Тору. С особым чувством он произносил слова «Вспомни дни извечные» (Дворим, 32: 7), и каждое слово отпечатывалось в умах и сердцах слушателей. Когда он дошел до стиха «Он окружал его, умудрял его, берег, как зеницу ока Своего» (там же, стих 10), из глаз Алтер Ребе покатились две крупные слезы. Слушатели были потрясены.

После молитвы Алтер Ребе приказал обернуть ребенка в талес, чтобы ему не попалась на глаза какая-нибудь нечистая вещь, и отнести его на руках на могилу матери. Когда они пришли на кладбище, Алтер Ребе сказал громким голосом с выражением радости: «Поздравляю тебя, Двора-Лея, дочь Штерны, сегодня я ввожу в чертоги Торы твоего сына Менахема-Мендела. Благослови его, чтобы так же, как он пришел к Торе, так пусть придет к хупе и добрым делам — на долгие дни и года!» И присутствующие с воодушевлением ответили: «Омейн!»

Когда они вернулись домой, Алтер Ребе приказал отвести ребенка во двор синагоги, где попросил его меламеда провести с ним урок по первому разделу Книги Ваикро. После окончания обучения, Алтер Ребе приказал дать Менахему-Менделу медовый пирог, масло и вареное яйцо. На пироге были выписаны различные стихи из Торы, и на яйце тоже было написаны несколько стихов…

Мальчик спросил дедушку: «Почему в слове ваикро, с которого начинается Книга Ваикро, буква алеф маленькая? Рабби Шнеур-Залман сидел некоторое время с закрытыми глазами, а затем открыл глаза и сказал:

— Адам был сотворен рукой Самого Б-га, и мудростью своей превосходил ангелов («Брейшис рабо», 17: 4). Но, несмотря на то, что Адам осознавал свои выдающиеся качества, ему не удалось избежать грехопадения, и он вкусил от плода Древа познания… Хотя Моше тоже знал о своих добродетелях, но он не только не хвастался ими, а, наоборот, был невысокого мнения о самом себе. Моше и подумать не мог о том, чтобы посчитать себя выше другого человека, даже если духовный уровень того был очень низким. А все потому, что Моше верил: человеческие качества даны нам Всевышним. Если бы был человек, наделенный столь же возвышенной душой, как Моше, потомок Авраѓама в седьмом поколении, и его предки достигли столь же многого в духовной жизни, как предки его отца, Амрама, человек этот обязательно стал бы гораздо более великим, чем он. И на это указывает Тора: «Человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле» (Бамидбор, 12: 3).

Что касается написания букв, — продолжил Алтер Ребе, — то существует три типа начертания букв: увеличенные, средние и уменьшенные. Средние буквы в Торе преобладают, напоминая нам, что следует придерживаться среднего пути и избегать крайностей. В рассказе об Адаме, который согрешил, потому что знал свои исключительные добродетели, слово адам написано с большой буквы (в начале Книги Диврей ѓайомим). Упоминая же Моше-рабейну, который достиг самого высокого уровня смирения, Тора в словеваикро пишет маленькую букву алеф

Затем Алтер Ребе произнес дрошу, объясняющую стих «Когда человек какой-либо из вас принести пожелает жертву Г-споду» (Ваикро, 1: 2). После этого он приказал подать еду и пригласил всех присутствующих принять участие в сеудас мицва — трапезе по случаю исполнения заповеди. Алтер Ребе вышел из синагоги, а все собравшиеся совершили омовение рук и расположились за длинными столами.

Хасидские старейшины посадили ребенка на стул, который поставили на стол, и попросили его повторить объяснение деда на его вопрос, почему в слове ваикро написана маленькая буква алеф. Звонкий детский голос повторил все слова Алтер Ребе. Один из хасидов встал и сказал: «Да свершатся все благословения, которыми наш Ребе благословил своего внука Менахема-Мендела, сына Дворы-Леи!» И присутствовавшие ответили: «Омейн!»

…Б-г открывается как евреям, так и неевреям, но по-разному, и это заметно даже среди пророков, на которых нисходит дух Всевышнего. Это глубокое различие между пророками Израиля и пророками народов мира мы находим в самом начале Книги Ваикро. Моше-рабейну, величайший из пророков Израиля, удостоился пророчества, выраженного словами: «Ваикро — И воззвал Г-сподь к Моше» (Ваикро, 1: 1). С другой стороны, Биламу, самому известному из пророков народов мира, Всевышний открылся по-другому: «Ваикор — И встретился Б-г Биламу» (Бамидбор, 23: 4). Раши комментирует это следующим образом: «Всем «говорил», «сказал» и «повелел» (с которыми Всевышний обращается к Моше) предшествовало «воззвал», что выражает расположение, благосклонность и является обращением, каким пользуются ангелы-служители, как сказано: «И воззвал один к другому…» (Ишаяѓу 6, 3). Однако в противоположность этому пророкам из народов мира Он явил себя таким образом, который определен выражением, указывающим на случайный характер и присутствие нечистоты».

Два слова, ваикро и ваикор, очень похожи, и вся разница между ними заключается в одной единственной букве алеф, которая добавлена в слово ваикро. Одна буква меняет всю суть — от случайности и нечистоты к любви и святости. Буква алеф намекает на Властелина мира — Б-га, а ее числовое значение — один — указывает на абсолютное единство Всевышнего. Слово ваикро выражает связь между евреями и Б-гом, подчеркивая, что мы с Ним существуем не как две разные вещи, не дай Б-г, но как единое целое. Слово же ваикор, в котором нет буквы алеф, отражает временные отношения, исходящие не из реального единства, и поэтому связанные с нечистотой.

Выраженная в Б-жьем призыве любовь направлена не только на Моше, но и на каждого еврея, потому что в каждом еврее живет искра Моше-рабейну («Тания», начало гл. 42). Всевышний открывается каждому еврею, из поколения в поколение, и только с любовью и благоволением.

Более того, Раши не останавливается на том, что утверждает сам факт происхождения слова ваикро от чувства привязанности, но добавляет: «Это слово — обращение, каким пользуются ангелы-служители». Потому что иногда привязанность вызывает зависть и нездоровую конкуренцию, которой не существует между ангелами. В этом содержится намек на то, что благорасположение Всевышнего к каждому еврею несет только добро, единство и любовь.

Эта чудесная благосклонность Всевышнего должна пробудить в каждом из сынов Израиля желание укреплять аѓавас Исроэль(любовь к каждому еврею) и единство еврейского народа. Ведь если Сам Всевышний любит каждого еврея и постоянно проявляет Свою приязнь к нему, то и мы должны следовать по Его пути и любить каждого еврея истинной любовью, которая и есть выражение истинного единства.

И так, в полном единстве, идет народ Израиля к истинному и полному Избавлению, когда мы увидим своими глазами осуществление пророчества: «И будет Г-сподь царем на всей земле, в день тот будет Г-сподь один для всех, и Имя Его — одно» (Захария, 14: 9).

Комментарии: Что меняет маленький алеф?
Нет добавленных комментариев