Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Сыновья, зятья, братья…

Четверг, 02. Декабрь, 2010 - 7:23

Недавно я прочитал историю, которая произошла в Земле Израиля лет сто тому назад. Два арабских шейха держали своих лошадей в одной конюшне. У каждого из них была жеребая кобылица. Однажды утром они обнаружили, что кобылицы разродились, но у одной жеребенок жив, а у другой — мертв. Между ними разгорелся спор. Каждый утверждал, что живого жеребенка родила именно его кобылица. Сам жеребенок сосал молоко то у одной, то у другой, что явно не способствовало решению проблемы. И тогда они обратились за помощью к одному богатому еврею по имени Нисим Бахор. Он был известен своей мудростью и честностью, и к нему многие приходили решать свои тяжбы.

Узнав суть спора, Нисим предложил, чтобы к нему в конюшню привели обеих кобылиц и жеребенка, а через 30 дней он сообщит им свое решение. Целый месяц все деревни и поселки в округе обсуждали этот спор, все хотели узнать, как же мудрый еврей решит вопрос о том, кто из кобылиц настоящая мать жеребенка.

Настал назначенный день, и шейхи пришли за вердиктом в сопровождении своей свиты и большой армии любопытных. Нисим Бахор приказал вывести жеребенка и двух лошадей и вести их к большому озеру. Там уже ждала лодка с шестью гребцами. Нисим велел перевести жеребенка на лодку, за ним последовали оба шейха, и тогда он приказал матросам грести.

Как только лодка начала двигаться, кобылицы занервничали, бросились в воду и поплыли за ней. Шейхи начали кричать, умоляя вернуться к берегу. «Так мы потеряем и наших лошадей. Мы отказываемся от жеребенка, только останови это безумие!» — кричали они. Но Нисим не обращал на них внимания и кричал изо всех сил: «Давай, быстрее!» Толпа ревела от волнения. Посреди всего этого крика и гама одна из кобылиц вдруг развернулась и поплыла к берегу. Тогда Нисим указал на лошадь, которая продолжала из последних сил преследовать лодку, и произнес свой приговор: «Вот настоящая мать!»

Этот случай напоминает нам знаменитый суд царя Шломо — самый известный рассказ из Танаха. Можно сказать, что об этом слышал чуть ли не каждый человек на нашей планете. Историю «соломонова решения» мы читаем в Ѓафторе главы «Микейц» (правда, в этом году Суббота главы «Микейц» приходится на Хануку, и мы будем читать праздничную Ѓафтору). Вот эта история в первозданном виде, так, как она рассказана в Книге Млохим I — Первой книге царей (3: 16–28): «Тогда пришли две женщины к царю, и стали пред ним. И сказала одна женщина: «О, господин мой, я и эта женщина живем в одном доме; и родила я при ней в том доме. На третий день, после того как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и никого постороннего с нами не было в доме, только мы вдвоем в доме. И умер сын этой женщины ночью, потому что она придавила его во сне. Встала она среди ночи, и взяла сына моего от меня, когда раба твоя спала, и положила его у своей груди, а своего мертвого сына положила у моей груди. Встала я утром, чтобы покормить сына своего, и вот, он мертвый. А когда я присмотрелась к нему утром, то увидела, что это не мой сын, которого я родила». И сказала другая женщина: «Нет, твой сын мертв, а мой сын живой». А эта говорила ей: «Нет, твой сын мертвый, а мой живой». Так говорили они пред царем… И сказал царь: «Подайте мне меч». И принесли царю меч. И сказал царь: «Рассеките живого младенца надвое и отдайте половину одной и половину другой». И сказала та женщина, которой принадлежал живой сын, царю, потому что поднялась в ней жалость к сыну своему, и сказала: «Прошу, господин мой, отдайте ей этого живого ребенка и не умерщвляйте его». А другая сказала: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет — рубите!» И отвечал царь, и сказал: «Отдайте живое дитя первой… она — мать его». И услышал весь Израиль о суде, который судил царь, и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Б-жья в нем, чтобы вершить суд…»

Кстати, в сборниках еврейских анекдотов мы можем прочитать интересный и несколько неожиданный вариант этой истории. В одном маленьком городке жили две семьи, в которых были дочери на выданье. Родители обратились к шадхену (свату) в большом городе и попросили подыскать женихов для своих дочерей из числа студентовиешивыШадхен сообщил, что в такой-то день на поезде, прибывающем из города, приедут два кандидата в женихи. Обе матери невест были на станции в указанное время и с нетерпением ожидали женихов. Поезд пришел, но, увы, приехал только один студент. Каждая мать утверждала, что он приехал, чтобы познакомиться именно с ее дочерью. Как обычно, споры и ссоры закончились тем, что обратились за помощью к раввину. Выслушав аргументы обоих матерей, раввин сказал: «Поступим так же, как царь Шломо: разрежем парня на две части, и каждая из девушек получит половину. Одна мать сказала: «Нет! Пожалейте его! Я готова отступиться!» А другая сказала: «Режьте его пополам!» Тогда раввин указал на вторую, которая согласилась разрезать жениха, и вынес решение: «Это настоящая теща! Парень еще даже не видел ее дочь, а она уже хочет разрезать его на части!»

Однако почему мы читаем историю о суде царя Шломо именно какЃафтору к недельной главе «Микейц»? Как они связаны между собой? Может быть, все дело в том, что в нашей недельной главе рассказывается, как Йосеф пытается выяснить, кто из его братьев способен пожертвовать собой ради другого брата. Сначала он забирает Шимона, но все спокойно возвращаются домой без него. Когда же они приходят в Египет во второй раз — с Биньямином, Йосеф пытается снова проверить, кто из них самоотверженно вступится за брата. Выяснилось, что Йеѓуда был готов пойти на все ради Биньямина. Почему? Потому что он сказал Яакову перед уходом в Египет: «Я ручаюсь за него, из моих рук взыщешь ты его» (Брейшис, 45: 9).

Эта ответственность распространялась не только на то поколение, но и на все будущие поколения. Мы все знаем историю Давида и Голиафа. Юный Давид вышел на битву с великаном Голиафом. Кто был царем Израиля, когда Давид пришел, чтобы спасти его и всех евреев от изгнания? Царем был Шауль. «Мидраш Танхума» в комментариях на главу «Ваигаш» объясняет: «Когда реализовал свое поручительство Иегуда? Когда евреи были в опасности… Сказал Ишай своему сыну Давиду: «Пришло время сдержать обещание, которое дал твой дед своему отцу, поручившись за жизнь Биньямина». Шауль происходил из колена Биньямина, а Давид — из колена Йеѓуды. Мидраш толкует слова Ишая, обращенные к его сыну Давиду так: «Мы взяли на себя ответственность за колено Биньямина, и, следовательно, должны немедленно пойти и спасти Шауля от филистимлянина». И Давид победил Голиафа. Мидраш продолжает: «Б-г сказал ему: «Клянусь, поскольку ты рисковал жизнью из-за Шауля, который из колена Биньямина, так же, как вступился твой дед Йеѓуда за Биньямина… будут все колена народа Израиля изгнаны, а колена Йеѓуды и Биньямина не будут…»

Это, в некоторой степени, дает объяснение того, почему десять колен Израиля исчезли, и мы ничего о них не знаем, и только два колена осталось до сего дня. На протяжении последних 25 столетий еврейский народ состоит из потомков двух колен — Йеѓуды и Биньямина. И сохранились они именно благодаря поручительству, которое взял на себя Йеѓуда за жизнь Биньямина.

И поэтому стих «Йеѓуда, тебя восхвалят братья твои» (Брейшис, 49: 8) Йонатан бен Узиэль объясняет в своем переводе так: «Сегодня народ Израиля не называет себя «евреи» или «израильтяне». Мы называем себя «иудеи». Потому что Йеѓуда стал для нас примером человека, который берет на себя ответственность за брата и готов даже отдать свою жизнь за другого еврея…

Кто такой еврей? Это человек, который никогда не остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Евреи всегда во всем и во всех принимают участие. Они выступают в защиту обездоленных, бедных и больных. Евреи всегда в числе активных участников благотворительных организаций и проектов, будь то больницы, детские дома или дома престарелых. Список еврейских добрых дел длинный и он никогда не закончится. Почему? Потому что все мы «иудеи», а значит — неравнодушные люди, чувствующие свою ответственность за всех и все, что вокруг нас. Мы похожи на настоящую мать, которая жалеет своего ребенка. Эти чувства заботы и ответственности Любавичский Ребе всегда старался пробудить в каждом еврее. Ребе хотел, чтобы все мы не были «Биньямином», которого надо выручать и спасать, но напротив, чтобы мы были «Йеѓудой», который проявляет лидерские качества и берет бремя ответственности на себя. И в этом заключается секрет существования еврейского народа.

Комментарии: Сыновья, зятья, братья…
Нет добавленных комментариев