Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Найти хорошее в каждом еврее

Четверг, 07. Октябрь, 2010 - 2:18

В маленьком городе в Белоруссии жил богатый еврей, который, стыдно сказать, был настоящим скрягой. По крайней мере, так считали его земляки. И не без основания. Когда к нему приходили с просьбой, он доставал ржавый пятак. Какой бы отчаянной ни была просьба — помочь ли бедной невесте или погорельцам, спасти ли еврея от долговой тюрьмы, ответ был неизменным — ржавый пятак! В конце концов, люди были настолько возмущены, что они брали ржавую монету и бросали ее в лицо скупцу. Но когда и это не помогло, они перестали просить его о помощи…

Однажды молодая пара — оба бедные сироты — готовилась к свадьбе. И так как у них не было ни гроша, весь город принимал в них участие. Собрали и наряды для невесты и жениха, и посуду, и всякие необходимые в хозяйстве вещи. Горожане также позаботились о том, чтобы свадебная трапеза была обильной и веселой. Каждый внес свой вклад в подготовку к свадьбе. Каждый — за исключением богатого скупца. Никто не попросил его ни о чем, да и все равно, его пятак не внес бы особого вклада.

В самый разгар свадебных приготовлений страшное несчастье обрушилось на общину и обратило радость в отчаяние. Жених без предупреждения был схвачен начальником полиции для отправки на военную службу!

Согласно царскому указу, евреи были обязаны проходить военную службу, но могли быть освобождены от нее, заплатив определенный налог. Случилось так, что начальник полиции только недавно поступил на должность, но уже прославился как антисемит. Когда он узнал о свадьбе, в которой должен принять участие весь город, то решил воспользоваться случаем, чтобы досадить всем…
 

В этот момент в город прибыл очень важный гость — рабби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе. Он был тем, кто устроил шидух(сватовство), и теперь приехал на свадьбу. Когда Алтер Ребе узнал о происшедшем, он попросил городского раввина проводить его к начальнику полиции.

Тот встретил посетителей враждебно и уже хотел было разразиться привычной тирадой, как вдруг пронзительный взгляд Алтер Ребе лишил начальника полиции дара речи. Он пришел в себя через несколько секунд и спросил посетителей о цели их визита.

— Мы пришли просить об освобождении недавно схваченного жениха. Его свадьба сегодня. Мы согласны уплатить любые деньги, назовите сумму, — твердо сказал Ребе.

А надобно вам знать, что начальник полиции был страстным игроком. И в этот момент он решил, что представился случай «сорвать» с евреев большие деньги.

— Тысяча! — сказал он.

— Вы получите деньги до захода солнца, — не колеблясь, ответил Алтер Ребе.

Как только они оказались на улице, раввин спросил:

— Как же мы соберем такие деньги, да еще сегодня до захода?!

— Всевышний, защитник сирот, не оставит их, — спокойно ответил Ребе. — Давай посмотрим, к кому обратиться.

Вернувшись к раввину домой, они составили список людей и примерную сумму денег, которую они могли бы дать. Общая сумма едва приближалась к сотне. Раввин со вздохом протянул список Ребе.

— Я вижу, вы не включили самого богатого человека в городе, — заметил Ребе.

— Идти к нему — только терять время. Как его пятак может помочь?

— Тем не менее, мы пойдем к нему и дадим возможность поучаствовать в мицве выкупа пленных, — ответил Алтер Ребе, возвращая список раввину. И увидев, что тот собирается поместить имя скряги в конец, добавил: — Нет, поставьте его в начало!

Богач стоял у окна своего дома и видел, как раввин и Алтер Ребе направляются к нему. Он вышел им навстречу и пригласил зайти. Алтер Ребе рассказал богатому еврею о том, что случилось с женихом, и о том, что они пытаются собрать деньги для его освобождения, чтобы свадьба состоялась этой же ночью. Богач ничего не ответил, а лишь достал ржавый пятак и предложил его раввину. Прежде, чем тот успел что-либо сказать, Алтер Ребе быстро взял монету и благословил давшего:

— Дай Вам Б-г удостоиться выполнить еще много мицвойс!

Когда они собрались уходить, хозяин дома воскликнул: «Мой вклад слишком мал, вот целый рубль!» Алтер Ребе взял рубль и повторил благословение. Когда они были у дверей, еврей вернул их: «Простите Ребе, я хотел бы дать больше». Он протянул Алтер Ребе десятирублевую банкноту. Ребе взял ее и сердечно благословил богача, как и прежде.

Так повторилось несколько раз. С каждым разом сумма росла. В конце концов еврей не выдержал и разрыдался. Вытерев слезы с лица, богач рассказал Алтер Ребе:

— Однажды я дал нищему монету в пять копеек, и он бросил мне ее в лицо. Я так рассердился, что сказал себе: «Эта медная монета будет моим пожертвованием, что бы ни случилось и кто бы ни был просителем, до тех пор, пока не найдется человек, который примет ее с благодарностью». С тех пор эти пять копеек всегда возвращали мне с оскорблениями, а потом перестали обращаться ко мне за пожертвованиями совсем…

Вы, Ребе, — первый, кто принял мои пять копеек с благодарностью. Вы дали мне возможность участвовать в мицве выкупа пленного. Вы даже нашли место в своем сердце, чтобы благословить меня честью делать больше мицвойс… Сейчас я дам вам всю сумму, необходимую для освобождения жениха. Я даю ее от всего сердца и надеюсь и молюсь, что это восполнит все возможности для цдоки, которые я упустил.

Алтер Ребе благословил его давать впредь цдоку с открытой рукой и радостью в сердце. Затем он поторопился вместе с раввином на встречу с начальником полиции. Тот был счастлив новому богатству и тут же отпустил жениха.

Свадьбу отпраздновали с неповторимым весельем и благодарностью. Одним из самых почетных гостей, наряду с Алтер Ребе и раввином, был герой торжества, который дал все деньги для выкупа жениха.

Танцы, пение и празднование продолжались далеко за полночь и почти закончились, как пришла весть, что начальник полиции, ненавистник евреев, погиб в эту ночь. Когда он переезжал через мост, лошадь оступилась, он упал и разбился насмерть!

На следующее утро жених отправился на реку окунуться в микву. И здесь, около моста он нашел кожаный кошелек с тысячью рублями в нем. Он отдал их раввину, и тот сказал:

— Велики пути Провидения. Это те деньги, которые начальник потребовал у нас за твое освобождение. У него не осталось никаких наследников. Эти деньги — твои. Считай их свадебным подарком Всевышнего!

…В нашей сегодняшней недельной главе «Ноях» описано, как после потопа Ноях занялся земледелием: посадил виноградник, собрал урожай, сделал вино, выпил его и захмелел, «и обнажился он посреди своего шатра» (Брейшис, 9: 21). Тора рассказывает: «И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и поведал он двум своим братьям снаружи. И взял Шем и Йефет платье, и положили на плечо оба, и пошли они задом и покрыли наготу своего отца; а лица их назад обращены были, и наготы отца своего не видели» (Брейшис, 9: 22–23).

Итак, Шем и Йефет «пошли задом» и вернулись таким образом, что «лица их назад обращены были». Очевидно, что они не видели своего отца обнаженным. Так зачем нужно еще раз повторять: «наготы отца своего не видели»? Кажется, что, подчеркивая это, Тора хочет сообщить нам нечто сверх того, что мы могли бы понять из самого факта, что они шли, повернувшись спиной к отцу.

Любавичский Ребе говорит, что объяснение этого вопроса можно найти в учении Баал-Шем-Това, который считал, что если человек видит плохое в другом человеке, то это доказательство того, что в нем самом есть что-то плохое того же свойства. Другой человек — это зеркало. Тот у кого чистое лицо, не видит какого-либо изъяна в зеркале. А когда он видит там нечистоту — это свидетельствует, что нечист он сам. Причина в том, что все находится во власти Б-жественного Провидения. Если сам человек чист и непорочен, то ему не будут показывать зло в других. Небо показывает человеку зло в людях для того, чтобы он ужаснулся и смог исправить его в себе.

Но можно спросить и иначе. Может быть, Б-жественное Провидение демонстрирует нам пороки других людей не только для того, чтобы мы исправляли их в себе самих, но и для исправления зла в других? Ребе объясняет, что если бы задача состояла только в исправлении других, то человек не видел бы самого зла, но только некий намек, позволяющий ему понять необходимость исправления. Основной упор делался бы на устранении недостатка, а не на самом пороке. Тот факт, что человек видит зло, приходит в ужас, и это побуждает его помочь ближнему исправиться, одновременно доказывает, что это зло существует, в определенной степени, и в нем самом.

История поведения сыновей Нояха — прямое тому подтверждение. Зло существовало в душе самого Хама, поэтому он «увидел наготу отца своего» — свой порок, который был и у Нояха. С другой стороны, Шем и Йефет, которые были чисты и непорочны, обратили внимание только на то, что необходимо исправить.

Вывод: евреи должны видеть только хорошее в других. Если есть то, что необходимо устранить, нужно смотреть на это только с точки зрения исправления. Не замечать самого зла и, конечно же, не говорить об этом другим, как это сделал Хам. Следуя по этому пути, евреи удостаиваются понимания Торы, и Б-жественного Присутствия, которое пребывает «в шатрах Шема» — в единстве еврейского народа и любви к каждому еврею. Именно на примере Нояха и его сыновей Тора показывает нам необходимость видеть и говорить только хорошее о ближнем…

Тора рассказывает: «Вот родословная Нояха: Ноях мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax» (Брейшис, 6: 9). Как правило, после первых же слов «вот родословная» перечисляются сыновья этого человека. Как мы видим: «И вот порожденные сынами Нояха, Шемом, Хамом и Йефетом. И родились у них сыновья после потопа» (Брейшис, 10: 1). «И вот порожденные Терахом: Терах породил Аврама, Нахора и Арана, а Аран породил Лота» (Брейшис, 11: 27). «И вот порожденные Ицхоком, сыном Авраѓама. Авраѓам породил Ицхока» (Брейшис, 25: 19). «Это, что до порожденных Яаковом: Йосеф, семнадцатилетний, пас со своими братьями мелкий скот» (Брейшис, 37: 2). «И вот порожденные Аѓароном и Моше» (Бамидбор, 3: 1). Но тут Тора начинает описывать достоинства Нояха — он был праведником. Только в следующем стихе сообщается о том, что у него было три сына: «Ноях родил трех сыновей: Шема, Хама и Йефета».

Раши, заинтересовавшись этим вопросом, дает на него два ответа: «Упомянув о нем, Писание сообщает о нем похвальное, как сказано: «Память о праведном для благословения» (Мишлей, 10: 7). Второе толкование Раши основано на том, что слово тойлдойс («история») также означает «добрые дела»: «Главное из произведенного на свет праведными — это их добрые дела». Именно поэтому Тора перечисляет добрые дела Нояха.

Однако такая интерпретация несколько неожиданна. Ведь имя Нояха уже упоминалось ранее: «Нояху было 500 лет» (Брейшис, 5: 32), и — в соответствии с правилом, которое приводит Раши, — Тора должна была похвалить Нояха при первом упоминании о нем в главе «Брейшис». Почему же это делается только в нашей сегодняшней главе?

Мы сможем понять это, основываясь на сказанном в Талмуде (трактат «Арахин», 15б): «Лошон ѓоро (злоязычие) убивает троих: того, кто злословит, того, кто его слушает, и того, о ком говорят». В отношении говорящего и слушающего все просто и понятно: они согрешили и должны быть наказаны. Но почему должен пострадать человек, о котором они говорили?! Почему человек, который не сделал ничего плохого, должен быть наказан? Он просто сидел у себя дома и даже не знал, что где-то какие-то люди злословили по его поводу! За что же он должен погибнуть? Но именно здесь и проявляется вредоносная сила злословия: оно наносит вред и тому, о ком говорят.

Речь — это материальная оболочка мысли. Произнесенное слово имеет особую силу воздействия на окружающий мир — оно материализует связанное с ним значение. Это реальная сила, которая также влияет на других людей. Талмуд говорит (трактат «Ксубойс», 8б): «Не открывай рот обвинителю». Говоря плохо о ближнем, мы способствуем тому, что зло становится более заметным и активным. Таким образом, злоязычие приносит реальный ущерб и тому, о ком говорят.

Если таково влияние зла на негативную сторону жизни, то, очевидно, что на положительной стороне происходит то же самое. Известно правило, сформулированное в Талмуде (трактат «Сота», 11а): «За хорошее Всевышний воздает гораздо больше, чем наказывает за плохое». Когда вы говорите похвальные слова, подчеркивая добродетели других, — фактически вы способствуете тому, что все добро укрепляется и усиливается, и это приносит реальную пользу людям.

А если речь человека из плоти и крови имеет такое влияние на окружающих, то тем более когда в Торе Сам Б-г расточает похвалы человеку — это должно иметь положительное влияние на этого человека, что дает ему особые силы укреплять в себе доброе начало.

Теперь понятно, почему упомянутые похвалы были даны Нояху в нашей сегодняшней недельной главе, а не в главе «Брейшис». Ведь по-настоящему только в нашей главе Ноях начинает свою работу во имя остальной части человечества и преемственности человеческого рода. Это ступень, на которой ему необходима особая поддержка, чтобы противостоять людям своего поколения и исполнить свое предназначение. Поэтому именно здесь приводятся похвальные слова его достоинствам, что придает ему особую силу для выполнения возложенной на него святой работы.

Все это подчеркивает, насколько важно видеть хорошее в каждом еврее. Положительно отзываясь о человеке, позитивно оценивая его дела, подчеркивая его достоинства, мы обнаруживаем заложенное в душе этого человека доброе начало и способствуем его проявлению и развитию. А за это Всевышний посылает Свое благословение и нам.

Комментарии: Найти хорошее в каждом еврее
Нет добавленных комментариев