Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Орел в гнезде и… в синагоге

Среда, 08. Сентябрь, 2010 - 2:51

Недавно Одессу с частным визитом посетили главный раввин Израиля и его супруга. Они встречались с представителями еврейской общины, интересовались, как они живут и чем занимаются. В первый вечер гостям довелось побеседовать с «ветераном» общины, евреем по имени Рамбам. Главный раввин был удивлен. «Я никогда не встречал такого имени, кроме как у Маймонида — «Великого орла», — сказал он. Я объяснил, что Рамбам родился на севере Азербайджана в городе Куба (Губа), где долгое время жила и процветала одна из крупнейших в регионе общин горских евреев.

В предместьях Кубы находится Красная слобода, которая раньше называлась Еврейской. Там с середины XVIII века было еврейское поселение. После распада СССР в местечке насчитывалось около 18 тысяч жителей, а сегодня в связи с увеличением иммиграции в Израиль и переездом в другие места численность населения сократилась до 4000. Евреи Кубы строго соблюдали все традиции, в том числе — называли своих сыновей и дочерей традиционными еврейскими именами. Так и Рамбам получил свое имя от родителей — Даниэля и Хаи. Его брата назвали Ифтах, другого брата Симха, а сестру — Мирьям.

После того, как главный раввин вернулся в Израиль, мы разговаривали по телефону о некоторых вопросах, которые не закончили обсуждать в ходе его визита в Одессу. В конце разговора он попросил меня передать привет «большому орлу», и я понял, что он имел в виду нашего Рамбама…

«Великий орел» рабби Моше бен Маймон (Рамбам; в европейской литературе известен под именем Маймонид) родился 14 нисона 4895 (1135) года в городе Кордова, в Испании; скончался 20 тейвеса 4965 (1204) года, в египетском городе Фостат (старый Каир). Рамбам — один из самых великих еврейских кодификаторов всех поколений, крупнейший еврейский философ средневековья, эрудит, ученый, врач, исследователь и руководитель своего поколения. Это одна из самых почитаемых и важных фигур в иудаизме. О нем говорили: «От Моше[-рабейну] до Моше [бен Маймона] не было равного Моше».

В 1148 году, когда Маймониду было 13 лет, его семья была вынуждена покинуть Кордову из-за вторжения в Испанию мусульманских берберских племен Северной Африки, которые насаждали ислам и преследовали евреев. После десятилетних скитаний по Испании и Провансу, семья Рамбама поселилась в городе Фес в Марокко, но и там они не нашли спокойной жизни. Мусульманский фанатизм привел к тому, что Марокко тоже стал местом, опасным для евреев.

Рабби Маймон и его семья перебираются в Землю Израиля, но и там они не нашли себе пристанища, и пять месяцев спустя переехали в Египет. Вначале они жили в Александрии, а через несколько лет переехали в Фостат. Рамбам женился на дочери рабби Мисаэля Ѓалеви, и у него родился единственный сын — Авраѓам. В Египете Рамбам дважды был возведен на должность раис аль-йеѓуд («глава евреев») всего Египта: первый раз сразу же после прибытия, второй раз — на старости лет, в 1196–1204 гг.

Семья Маймонида долгое время жила на деньги его старшего брата, Давида, купца и судовладельца, занимавшегося торговлей драгоценными камнями. Однако в 1177 году Давид погиб при кораблекрушении (Маймонид тяжело переживал потерю брата, почти год он серьезно болел). После этого Рамбам был вынужден сам начать зарабатывать на жизнь, и стал одним из лучших врачей в Каире. Благодаря большому авторитету и опыту в медицине, в 1185 году Рамбам становится придворным врачом визиря аль-Фадила, а позже и самого султана Саладина, властителя Египта, и его сына. В результате, большую часть своего времени он проводил при дворе султана. Помимо этой работы Маймонид лечил и простых людей, евреев и неевреев, всех, кто обращался к нему за помощью.

Наряду с медицинской практикой, Рамбам продолжал работать над своими трудами по иудаизму и служить главой раввинского суда и руководителем еврейской общины. Слава о нем распространяется далеко за пределы Египта, и к нему обращаются для решения многих ѓалохических и философских вопросов все евреи диаспоры. Одной из общин, которые находились в постоянном контакте с Рамбамом, была община йеменских евреев, избравших его своим духовным наставником. Желая поддержать евреев Йемена, стоявших перед выбором — принять чужую религию или погибнуть, Маймонид написал свое знаменитое письмо «Игерес Тейман» («Послание в Йемен»), которое является руководством к принципам веры. Йеменские евреи с таким благоговением относились к Маймониду, что дополнили свой вариант Кадиша его именем: «…при нашей жизни, в наши дни и при жизни рабби Моше бен Маймона».

Книги и сочинения Рамбама занимают видное место в литературе по Торе и Ѓалохе. Он был великим кодификатором еврейского закона и в совершенстве обладал искусством систематизации и классификации. Маймонид использовал свое перо для написания многочисленных работ по различным направлениям и вопросам иудаизма. Среди них комментарии к высказываниям еврейских мудрецов, ѓалохические постановления, философские и медицинские трактаты, ответы на вопросы и послания другим еврейским общинам.

В возрасте 23 лет, находясь в Марокко, Рамбам начал писать свой комментарий на Мишну, не только ясно и точно объясняющий каждую мишну, но и излагающий ѓалохический закон, которому мы должны следовать. Однако вершиной и подлинным шедевром, в котором проявилось величие таланта Рамбама, стал его монументальный труд «Мишне-Тора» или «Яд ѓахазака», то есть «Крепкая рука» (числовое значение ивритского слова яд, рука, равняется 14, что соответствует количеству разделов, на которые эта работа разбита). На написание этой книги ушло около десяти лет. В ней Рамбам охватил и объяснил все тонкости Закона, сгруппировав и представив ѓалохические постановления по разделам, темам и подтемам так, чтобы любой мог легко находить нужное место. Книга основана не только на Вавилонском, но также и на Иерусалимском Талмуде, Брайсе, Тосефте, Мехилте и других комментариях и постановлениях мудрецов предыдущих поколений.

Как известно, в Талмуде рассуждения на одну и ту же тему можно найти в десятках разных мест. Гений Рамбама должен был собрать все в логическом и систематическом порядке, и решить, какому мнению следовать, чтобы все было понятно без обращения к первоначальным источникам. Для такой работы были необходимы обширнейшие познания в области талмудической литературы, глубочайшее ее понимание, способность выделить главное, а затем кратко и ясно изложить суть вопроса. Рамбам в полной мере обладал этими качествами, и поэтому его книга стала основой еврейского закона для всех поколений и изучается во всех общинах Израиля и диаспоры.

Одним из наиболее значительных философских произведений Рамбама считается книга «Море невухим» («Путеводитель растерянных»), которая стала неотъемлемой частью еврейской философии. Потратив на написание этой работы около трех лет, Рамбам указывает в ней верный подход ко многим философским вопросам для человека «религиозно смущенного», для которого изучение Торы и философские проблемы не связываются в одно целое. Маймонид утверждает, что источник у трактатов, написанных человеком, и у священных текстов один — Всевышний, и поэтому не может быть никакого реального противоречия между ними. «Путеводитель растерянных» содержит цитаты из философии Аристотеля, очень популярного автора тех дней. Люди, находившиеся под влиянием его идей, очень нуждались в подобной книге, чтобы вновь обрести уверенность в непреходящих духовных ценностях Торы.

Наследие Маймонида также включает в себя целый ряд посланий и писем, которые он писал отдельным людям и целым общинам в течение практически всей своей жизни. Эти работы посвящены разнообразным духовным вопросам, а также личным и общественным проблемам. Сотни ответов, которые дал Рамбам на ѓалохические вопросы, собраны под названием «Ответы Маймонида» или «Пеер ѓадор».

Маймонид считал веру в Б-га основным элементом иудаизма, без которого человек теряет свое еврейство. Этим объясняется его уверенность в том, что Тора была дана с небес, прямо от Б-га Моше-рабейну, и тот, кто не верит в это, подобен тому, кто отрекся от иудаизма. Рамбам полагал, что у всех заповедей есть причины и смысл, которые сводятся к приобретению верных взглядов и добродетелей, с одной стороны, и уничтожения угнетения и несправедливости в мире, с другой. Более 20 глав в «Путеводителе растерянных» он посвятил систематизации смыслов различных заповедей.

Истинное предназначение человека Рамбам видел в служении Всевышнему и в направлении всех человеческих усилий на постижение Б-га. Подобного уровня, по мнению Рамбама, достигают пророки. Он рассматривает пророчество как высшую ступень, на которую человек может подняться, и цель, к которой следует стремиться всю жизнь. Достижение этого уровня осуществляется через интеллект. Самым великим пророком является Моше-рабейну, в котором Маймонид видел образец и непререкаемый авторитет для всех поколений.

…Я уже упоминал ранее о том, что Рамбама называют «Великий орел». Иудаизм часто использует орла как символ истинного величия, сравнивая с этой птицей многих великих сынов Израиля. Маймонид, как наиболее известный из них, вероятно, получил это прозвище еще и потому, что он поднялся выше всех и достиг такого уровня в изучении Торы и духовном величии, что равных ему нет.

Каковы же достоинства орла? Он, как и многие другие птицы, находит свой дом без помощи компаса. Даже если его закрыть где-нибудь на несколько месяцев и перевезти в другую часть мира, в конце концов, орел все равно возвращается домой. Царь Шломо, мудрейший из людей, признавался (Мишлей, 30: 18, 19): «Три вещи сокрыты для меня, а четырех не знаю… Путь орла на небе…» — который есть одно из чудесных качеств, вложенных Б-гом в природную сущность орла.

В другом месте Торы мы находим, что орел считается царем птиц. Очевидно, поэтому сказано, что пророк Йехезкель, которому был открыт вид престола славы Всевышнего, увидел лицо человека (похожего на нашего праотца Яакова), и образы льва, царя зверей, быка, царя домашних животных, и орла — царя птиц (Йехезкель, 1: 10).

В нашей сегодняшней недельной главе «Ѓаазину» мы читаем, что Тора сравнивает Всевышнего с орлом: «Как орел пробуждает свое гнездо, над птенцами своими парит, простирает крылья свои, берет его, несет его на своем крыле…» (Дворим, 32: 11). Почему именно с орлом? Потому что орел является не только символом свободы, но, прежде всего, символом милосердия. Раши комментирует этот стих так: «Превечный вел их милосердно и бережно, подобно тому, как орел щадит своих птенцов и не появляется в своем гнезде внезапно, но прежде крыльями своими поднимает шум, летая над своими птенцами меж деревьев и меж ветвей, чтобы птенцы его пробудились и в силах были принять его».

Как понимать то, что Б-г открывается постепенно? Мы видим, что когда Всевышний хочет пробудить еврея к исполнению заповедей Торы, Он не набрасывается на него сразу. Б-г отправляет одно послание, если тот не понимает, Он посылает еще одно и так далее. Это напоминает известное описание Рамбамом наказания за злоязычие в десятой книге свода «Яд ѓахазака» («Законы нечистоты цораас», 16: 10). Поражение проказой происходило поэтапно. «Сначала у того, кто злословил, на стенах дома появлялись пятна. Если человек исправлялся, то цораас проходил и дом очищался. Если продолжал злословить, то дело доходило до разрушения дома». Потом пятна появлялись на кожаных изделиях и на одежде. Если он по-прежнему не изменял свое поведение — приходилось сжечь одежду. В конце, если все эти предупреждения не возымели должного воздействия, белые пятна появлялись на коже самого человека.… Следовательно, Б-г пробуждает еврея шаг за шагом, чтобы он не впадал в панику и совершил тшуву.

Всевышний тоже сравнивает Себя с орлом: «Я поднял вас на крыльях орлиных» (Шмойс, 19: 4). Раши объясняет: «Подобно орлу, который несет своих птенцов на крыльях. Все птицы носят своих птенцов в лапах из страха перед птицей, летящей над ними, но орел опасается только человека, как бы тот не метнул в него стрелу, а сверху опасность ему не грозит, ибо никакая птица выше него не летает. Поэтому он несет птенца на своих крыльях, решив: «Лучше пусть стрела попадет в меня, но не в моего птенца». И всевышний поступил так, как сказано: «И переместился ангел Б-жий… и вошел между станом египтян и евреями… Египтяне метали стрелы и камни, а облако принимало и удерживало их». В этом комментарии дается образное описание отношений Всевышнего с народом Израиля. Как орел носит своих птенцов на крыльях, защищая их собственным телом от стрел охотников, так и Всевышний оградил евреев облаками славы, защищая от любых нападений.

Б-г самоотверженно защищает народа Израиля и до сего дня. Мы на самом деле летим на Его крыльях, и поэтому нам удается выжить. А то, что Б-г несет нас от рабства к свободе, что мы свободные люди, ассоциируется с орлом, который является также символом свободы.

Не только Б-г сравнивается в Торе с орлом, но и весь народ Израиля. У еврея орлиный характер. Орел, как бы далеко он не улетал от своего дома, всегда находит обратную дорогу. Так и евреи могут пойти по неправильному пути очень далеко от иудаизма, но после некоторых потерь и ошибок, в конце концов, находят путь к своему гнезду и возвращаются к заповедям Торы. Орел с помощью своих крыльев может взлетать выше любой другой птицы, и ни один человек или животное не властны над ним. Так и у еврея есть крылья — этомицвойс, путем исполнения которых он может достигать высот, недоступных другим, и подниматься даже выше всех ангелов. Потому что заповеди возвышают сынов Израиля, связывают их с Самим Б-гом, и тогда ни один другой народ не может установить свою власть над нами. И самое главное — орел птица милосердная, и это проявляется в его поведении с птенцами. Один из главных признаков народа Израиля — милосердие.

Какой вывод мы можем сделать для себя? Когда еврей начинает взлетать в духовной жизни, соблюдать все больше заповедей и приближаться к Б-гу, то он должен вести себя, как орел, который берет своих птенцов на крылья, и не оставляет их внизу, если сам летит вверх.

Есть еще евреи, которые, начиная соблюдать заповеди, забывают о своих женах и детях. Они приходят на уроки Торы, начинают регулярно посещать синагогу, они в восторге от всего, что видят, слышат и делают. Однако они не заботятся о том, чтобы вся семья «взлетела» с ними вместе, чтобы и жена и дети стали жить еврейской жизнью. В этом вопросе мы должны учиться у орла, который прежде всего заботится о том, чтобы летать всей семьей. И не страшно, если для этого придется замедлить свой полет! Так и должно быть! И в конечном итоге вся семья вместе полетит на крыльях орлов на Святую землю с приходом нашего праведного Мошиаха! Да произойдет это вскоре, в наши дни! Омейн!

Комментарии: Орел в гнезде и… в синагоге
Нет добавленных комментариев