Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Шма — секретное еврейское оружие

Четверг, 12. Август, 2010 - 3:02

Есть известный анекдот про то, как генерал спрашивает у новобранца:

— Почему ты пошел в армию?

— Три причины. Во-первых, нужно защищать родину.

— Та-ак, хорошо!

— Во-вторых, армия — школа жизни, и служба сделает из меня настоящего мужчину.

— Правильно. Ну, а в-третьих?

— А в-третьих, меня что — кто-то спрашивал?!
 

…В нашей сегодняшней недельной главе «Шойфтим» мы тоже читаем об армии: «Когда выступишь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, то не бойся их…» Почему евреи могут ничего не бояться на войне? Тора объясняет: «Ибо с тобой Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Дворим, 20: 1). Простой смысл этого стиха заключается в том, что Всевышний сражается вместе с еврейским народом. Так же, как Он творил чудеса, когда сыны Израиля выходили из Египта, так и сегодня Он совершает чудеса для нас.

Любавичский Ребе в своей беседе на главу «Шойфтим» 5729 (1969) года обращает наше внимание на точность значения слов. В приведенном стихе используется слово ѓамаалхо, которое дословно означает «поднял тебя». Кажется, достаточно было бы употребить слово ѓамойциахо, означающее «вывел», однако Ребе объясняет, что в Египте главным была физическая, материальная сила. Там поклонялись тому, у кого больше власти, больше лошадей, больше оружия. Когда же Всевышний вывел народ Израиля из Египта, Он не только «вытащил» их, но и «поднял» на уровень выше. Поэтому народ Израиля, вступая в бой с врагами, должен знать, что они находятся на разных ступенях: враги внизу, а мы на более высоком уровне, поэтому нам нечего бояться вообще.

Затем Тора рассказывает нам о том, кто по еврейскому закону может, говоря современным языком, получить отсрочку от армии и не ходить на войну: «И говорить будут смотрители народу так: «Кто построил новый дом и не обновил его, пусть пойдет и возвратится в свой дом; чтобы не умер он на войне и другой не обновил бы его» (Дворим, 20: 5). Еврей, построивший новый дом и еще не успевший поставить мезузу на входных дверях (так толкует этот стих «Таргум Йонатана бен Узиэля»), должен вернуться домой. Кстати, представьте себе на минуточку, что этот закон действовал бы сегодня в Израиле, где почти каждый покупает или строит себе дом, — добрая половина ЦАЃАЛа могла бы не идти в бой!

Далее Тора говорит о второй причине, по которой еврей может быть освобожден от участия в войне: «И кто насадил виноградник и не выкупил его плоды, пусть пойдет и возвратится домой; чтобы не умер он на войне и другой не выкупил бы их» (Дворим, 20: 6). Еврей, который посадил виноградник и не успел насладиться плодом виноградной лозы (потому что после посадки дерева первые три года нельзя есть его плоды), должен вернуться домой. Этот закон кажется очень странным. Неужели каждый человек, который начинает новое дело, но еще не успел получить от него прибыль, может вернуться домой? Почему тому, кто получил прибыль и достиг успеха в своем деле, позволено умереть на войне, а тот, кто до сих пор не видел прибыли, освобождается от армии?!

Третьей причиной, по которой еврей может не участвовать в войне, Тора считает состоявшееся сватовство: «И кто обручился с женщиной и не взял ее в жены, пусть пойдет и возвратится домой; чтобы не умер он на войне и другой не взял бы ее» (Дворим, 20: 7). Каждый, кто еще не успел жениться, пусть вернется в дом, где его ждет невеста. Это кажется нам тоже непонятным. Во-первых, армия состоит из молодых людей, и если каждый, у кого есть невеста, вернется домой, то кто же будет воевать? С другой стороны, как быть с женатым мужчиной, у которого в семье растут трое детей? Ему можно идти на войну?! Логика говорит об обратном: трагедия смерти на поле битвы молодого человека, который еще не создал свою семью, кажется меньшей, чем гибель отца троих детей.

И четвертая причина освобождения от участия в войне формулируется так: «Кто боязлив и робок сердцем, пусть пойдет и возвратится домой». Раши приводит в своем комментарии на этот стих слова рабби Акивы: «Речь идет о человеке, который не может устоять в сомкнутых рядах на поле боя и не может видеть обнаженный меч». Человек, который боится меча — не только врагов, но даже своего собственного меча! Пусть этот трус идет домой «и не расслабит сердце братьев своих, как свое сердце» (Дворим, 20: 8).

На самом деле и малодушные, и остальные три категории освобожденных от участия в боевых действиях не идут домой, они «поставляют воду и пищу, ремонтируют дороги» для действующей армии (Талмуд, трактат «Сота», 43а), но остается открытым вопрос, почему все эти категории воинов получали право не участвовать в боевых действиях? Чем они заслужили свое привилегированное положение? В чем их отличие от тех, кто шел сражаться с оружием в руках против врагов своего народа?

Ибн-Эзра приводит интересное объяснение, касающееся того, кто построил новый дом: «Дело в том, что его сердце и все его существо стремятся обновить дом. Его сердце дома, а не на войне, и поэтому он будет спасаться бегством и увлечет за собой других». Ибн-Эзра рассуждает довольно логично, ибо мы знаем, что человек вкладывает все свои душевные силы в строительство собственного дома. Каждый день он бежит посмотреть на ход строительства. И каждый раз, находясь на стройплощадке, он испытывает непреодолимое желание что-нибудь изменить и улучшить. Он говорит подрядчику, что дверь надо перенести с одной стороны на другую, а кухню необходимо расширить. Ему кажется, что проходы слишком узкие, а окна слишком маленькие и т. д., и т. п. (один человек как-то сказал мне, что каждый его приезд с целью посмотреть на дом во время его строительства, обходился ему в еще одну месячную зарплату, потому что он всегда хотел что-то изменить). Затем начинают выбирать цвета покрытий и стен, лампы, занавеси, мебель, безделушки… Приглашают компании по дизайну интерьера прийти и высказать свое мнение о том, подходит этот цвет или нет. И, конечно, разные мнения только вызывают дополнительные вопросы, и каждый говорит, что ему на ум взбредет. В конечном итоге совершенно сбитый с толку, вы уже и сами не знаете, чего вы действительно хотите. Этот цвет слишком холодный, а этот слишком теплый, этот наводит уныние, а этот чересчур веселый… А потом, когда приходит счет, можно вообще сойти с ума! Ясно, что не следует посылать такого человека на войну: он не сосредоточен на войне, он едва может вспомнить свое собственное имя, все его мысли только о своем жилище и строительстве. От такого никакой пользы в бою не будет в любом случае.

Причина, по которой от воинской повинности освобождается тот, кто сосватал себе невесту, но еще не успел жениться на ней, представляется еще более понятной. Такой человек, конечно, безмерно влюблен, с ним невозможно ни о чем говорить. Вы обращаетесь к нему, но видите, что он не здесь, он находится в другом мире. Мы прекрасно понимаем, о чем думают молодые люди в этой ситуации: какие цветы купить невесте, когда будет следующее свидание… Жениху нельзя давать в руки даже цветы, не то что оружие, ибо его мысли не сосредоточены на войне, и ничего хорошего из этого не выйдет.

То же самое можно сказать о человеке, посадившем виноградник. Имеется в виду каждый, кто начал какой-то новый бизнес, но еще не получил прибыль от своего предприятия и не успел насладиться результатами своего труда. Каждому, кто начинал новое дело, известно, что первые годы самые трудные. Вы вкладываете много денег и много сил, все ваши душевные силы направлены на бизнес. Вы чувствуете, что от этого зависит вся ваша жизнь… Такого начинающего предпринимателя нельзя сравнить с преуспевающим бизнесменом, который уже имеет сбережения и собственный налаженный бизнес, и даже может позволить себе иногда взять отпуск. Но молодой человек, который только начинает свой путь в деловом мире, работает день и ночь, вкладывая всю душу в бизнес, совершенно не подходит для войны.

А о человеке, который боится, вообще и говорить нечего. Трусы в армии не нужны! Пусть возвращаются домой — спасителей из них не получится…

В главе «Шойфтим» мы читаем также о том, что коѓен, обращаясь к войску, говорит: «Шма, Исроэль — Слушай, Израиль! Близки вы сегодня к битве против ваших врагов». Почему Тора использует эти слова? Ведь до этого уже было написано, что «приступит коѓен и говорить будет народу». Затем он мог сразу сказать: «Близки вы сегодня к битве». Призыв «Слушай, Израиль!», казалось бы, неуместен. Однако Раши дает замечательное объяснение: «Даже не будь у вас другой заслуги кроме исполнения заповеди о чтении Шма(«Слушай, Израиль!»), вы достойны того, чтобы Всевышний спас вас».

Мы знаем, что чтение Шма имеет особую силу. Именно поэтому евреи каждый вечер перед сном произносят эту молитву. Талмуд (трактат «Брохойс», 5а) говорит: «Каждый, кто произносит Шма перед сном, как будто держит в руке обоюдоострый меч». Имеется в виду, что чтение этой молитвы приносит двойную пользу: духовную (помогает преодолеть дурное начало) и физическую (защищает от врагов). Талмуд продолжает: «Сказал рабби Ицхок: враги отдаляются от каждого, кто читает Шма перед сном».

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с этой оберегающей ролью молитвы Шма. Например, когда в семье рождается мальчик, принято в ночь перед совершением обряда брис-мило привести в дом, где находится ребенок, маленьких детей из хедера, угощать их сладостями и просить, чтобы они прочитали Шма у колыбели новорожденного. Объяснение этому обычаю мы находим в книге «Мате Моше» («Законы обрезания», глава 4): «Духовные силы, противостоящие святости, пытаются навредить мальчику, помешать исполнению заповеди обрезания, ибо трудно им видеть, как еврей исполняет заповедь, благодаря которой избегает наказания адом».

Мы снова видим, что чтение Шма — это охраняющая еврейский народсгула (напомним, что этим словом обозначаются средства, механизм действия которых неизвестен, но которые, тем не менее, надежны — так как испытаны в течение веков). И нужно ей воспользоваться. К примеру, что можем сделать мы, не находящиеся в составе еврейского войска, для солдат Израиля, которые стоят на страже Святой земли? Просто читать Шма дважды в день, утром и вечером. И особенно важно читать эту молитву вместе с детьми, чтобы она запечатлелась в их душах навсегда.

Комментарии: Шма — секретное еврейское оружие
Нет добавленных комментариев