Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Туризм тоже может быть заповедью?

Четверг, 05. Август, 2010 - 3:03

Не так давно в Одессе находилась делегация из Израиля, которая в ходе своего визита посетила и нашу синагогу. Во время короткой беседы с членами делегации у меня в кабинете, одна из женщин сказала, что ее фамилия — Иошафат. Это, без сомнения, не очень распространенная фамилия, по правде говоря, я такую никогда не слышал. На вопрос о ее происхождении израильтянка ответила, что их семья ведет свою родословную от Иошафата — четвертого царя Иудеи.

Для того чтобы рассказать историю всех царей Иудеи и Израиля, нужно написать очень большую статью, не сильно уступающую по размеру всему Танаху. Я не собираюсь сейчас этого делать, тем более что сегодня Танах издан на многих языках, и все интересующиеся данной темой могут прочитать об этом сами. Однако если попытаться выразить словами суть деятельности царя Иошафата, то о нем можно сказать так: «царь, возвративший мир еврейскому народу».

Как мы знаем, у евреев было четыре царя, которые правили всем народом безраздельно: Шауль — первый царь, его сын Иш-Бошес, Давид, возведенный на царство пророком Шмуэлем, и его сын Шломо. Великий раскол произошел после смерти Шломо, когда царем стал его сын Рехавам. Представители колен Израиля решили воспользоваться сменой власти, чтобы попросить нового царя об облегчении бремени налогов, установленных его отцом Шломо. Но Рехавам не внял совету старейшин и отказался исполнить их просьбу. В ответ представители северных колен сказали: «Что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая!» (Млохим I, 12: 16). Они решили восстать против Рехавама и вместо него поставили над собой царем Йоровама. Так царство Давида и Шломо было разделено на две части — Иудею и Израиль. В состав Иудеи вошли колена Йеѓуды и Бениамина во главе с царем Рехавамом. Израиль объединил остальные колена во главе с царем Йоровамом.

Чтобы отдалить остальные колена Израиля от Иерусалима, Йоровам сделал двух золотых тельцов и поставил одного в Бейт-Эле, а другого — в Дане, двух новых местах паломничества. Расчет царя был, очевидно, прежде всего экономическим: чем меньше визитов в Иерусалим, тем меньше денег поступало в казну его соперника Рехавама — царя Иудеи.

Но в первую очередь Танах критикует Йоровама, сына Невата, за то, что он занимался идолопоклонством. Основной причиной, подвигшей его на сооружение тельцов, было желание утвердить независимость жителей Израильского царства от места основного паломничества — Иерусалимского Храма, который находился в Иудее. Это было необходимо для укрепления его власти в Израильском царстве, с одной стороны, а с другой стороны, ослабления Иудейского царства: «И сказал Йоровам в сердце своем: теперь возвратится царство к дому Давидову. Если народ этот поднимется в Иерусалим для жертвоприношения в Доме Г-споднем, то обратится сердце народа этого к… Рехаваму, царю Иудеи, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму… И сделал царь двух золотых тельцов и сказал людям своим: «Довольно ходили вы в Иерусалим! Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!»… И было это грехом…» (Млохим I, 12: 26)

Разделение еврейского царства на два маленьких враждующих друг с другом государства, конечно, привело к ослаблению всего еврейского народа, и соседние страны не преминули воспользоваться этим. Ассирийцы вторглись в Галилею и прилегающие к ней долины. Египтяне учиняли грабежи и разбой на юге страны и в приморских городах, продвигались вглубь до долин на севере, а в центре страны — к самому Иерусалиму. Это противостояние между Иудеей и Израилем продолжалось и во времена правления преемников Рехавама и Йоровама. Только к концу своего правления восьмому царю Израиля, Ахаву, удалось заключить военный союз с Иошафатом, царем Иудеи. Целью этого союза была борьба за возвращение города Рамот ѓаГилад. Произошла ожесточенная битва соединенной армии Иудеи и Израиля с войском царя Арама, и царь Ахав погиб от рук врага…

Если проследить по Танаху основные этапы жизни царя Иошафата, то начало его царствования выпадает на четвертый год царствования Ахава в Израиле: «Иошафат, сын Асы, стал царем в Иудее в четвертый год царствования Ахава, царя Израиля». И царствовал он в течение 25 лет: «Тридцати пяти лет был Иошафат, когда он стал царем, и двадцать пять лет царствовал он в Иерусалиме». Иошафат отличался праведностью и богобоязненностью: «И следовал он во всем путем Асы, отца своего, не отступая от него и поступая праведно в очах Г-спода». Возможно, наиболее важным результатом правления царя Иошафата было заключение мира с Израилем: «И Иошафат заключил мир с царем Израиля». В заслугу Иошафату ставится и то, что «остатки идолопоклонников, которые еще оставались с дней Асы, отца его, он уничтожил в стране» (Млохим I, 22: 47).

О других подробностях биографии Иошафат можно прочитать в Книге Диврей ѓайомим, здесь же отметим, что он был первым царем Иудеи, при котором начал постепенно развиваться «мирный процесс» между царствами, и сыны Израиля стали вновь поклоняться Г-споду. Они возобновили паломничества в Иерусалим, что, помимо прочего, позволило улучшить состояние экономики города.

…Уже более 3000 лет Тора указывает нам пути помощи нуждающимся. Вот и на этой неделе мы читаем в главе «Ръэй» о заповеди трумойс умаасройс: «Отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год…» (Дворим, 14: 22). Сегодня это называется «налогообложение», а во времена Танаха каждый еврей в Израиле, который владел земельным участком и занимался сельским хозяйством (а таких было большинство), должен был отделять труму от своего урожая.

Сначала он должен был дать труму коѓену. Ведь коѓены не владели ни полями, ни виноградниками, вся их работа заключалась в том, чтобы служить в храме и заботиться о духовных нуждах народа Израиля. Каждый должен был выделить коѓену около двух процентов своего урожая (это касалось только зерна пяти злаков, винограда и вина, а также маслин).

Но на этом выплата налогов не заканчивалась. Наступал черед маасер ришон (первой десятины): из того, что осталось, еврей должен был отдать 10 процентов левиту. Еврей мог выбрать, какому коѓену или левиту он даст это пожертвование, но он обязан был его дать.

Затем приходит очередь маасер шейни (второй десятины): из того, что осталось, еврей должен был отделить еще 10 процентов. Таким образом, получалось, что на налоги уходило около 17 процентов урожая (что по-прежнему меньше, чем сегодня взимает наше правительство).

Во времена существования Храма был установлен определенный порядок исполнения заповеди о маасер шейни. Земледелец обязан был привезти выделенные для этих целей плоды своего урожая в Иерусалим, где он устраивал пир, на который приглашал своих друзей из святого города, и вместе с ними сам съедал все, что привез.

На первый взгляд это выглядит очень странно. Ведь весь смыслмаасер заключается в том, чтобы поделиться с другими: с коѓеном, левитом или бедняком. Почему же маасер шейни хозяин плодов должен был съесть сам в Иерусалиме? Ведь это уже нельзя назвать пожертвованием!

И вообще, зачем так утруждать еврея, который очень занят работами на своем поле? Зачем заставлять его бросить все и везти плоды в Иерусалим только для того, чтобы он сам ел их там? Ну, понятно было бы, если бы это отдавали бедным в Иерусалиме. Но съесть свои же плоды земледелец может и дома, для этого совсем не нужно тащиться в Иерусалим!

…Недавно кто-то опять спросил меня, что случилось с «десятью коленами Израилевыми». Все знают, что живущие сегодня евреи являются потомками только двух из двенадцати колен — Йеѓуды и Биньямина, а также, конечно, потомками коѓенов и левитов. Куда исчезло три четверти народа Израиля?!

Как я уже писал в начале статьи, сразу же после смерти царя Шломо Израиль был разделен на две части: Иудею, царство дома Давида, где жили колена Йеѓуды и Биньямина, с центром в Иерусалиме, и Израиль — царство под властью колена Эфраима, которое объединило остальные десять колен. Первый царь Израильского царства Йоровам закрыл все дороги, ведущие в Иерусалим. В результате евреи, жившие в его царстве, были отдалены от единственного существовавшего в те дни духовного центра — Иерусалимского Храма. Постепенно они отказались от исполнения заповедей Торы и ассимилировались. А после того, как представители этих колен были изгнаны со своей земли, они полностью утратили свое еврейское самосознание, так что они просто исчезли с еврейской карты мира.

Именно это и пытается предотвратить Тора, заповедуя евреям посещать Иерусалим. Ведь чем больше еврей пребывает в Иерусалиме, тем больше возможностей открывается перед ним, чтобы проснуться и обратиться к Б-гу. Он посещает Храм, наблюдает за служением коѓенов, видит их радость и энтузиазм, слушает пение левитов… Полученные таким образом духовные переживания продолжают воздействовать на него в течение многих месяцев. Еврей встречается с членами Санѓедрина, мудрецами, которые живут в Иерусалиме, слушает пламенную дрошу (проповедь) какого-нибудь хорошего преподавателя, и вот он возвращается домой, наполненный духовной энергией!

Поэтому Тора повелевает евреям-земледельцам приходить и есть свой маасер шейни в Иерусалиме. Мы знаем, что все евреи совершали паломничество в Иерусалим три раза в год, на праздники Песах, Швуэс и Суккос. Казалось бы, зачем заставлять их делать это еще раз?

Комментаторы объясняют, что на праздники город посещают много людей, что создает определенные неудобства. Кроме того, для земледельцев это время как раз приходится на разгар сезона сельскохозяйственных работ. Поэтому на праздники они приходят в Иерусалим всего на несколько дней, которых не достаточно, чтобы установить душевное спокойствие, необходимое для укрепления духовных сил в служении Б-гу. Когда же они приходят в святой город, чтобы вместе с семьей съесть маасер шейни, это можно рассматривать как семейный отдых в Иерусалиме. Они приходят со спокойной душой, остаются там одну-две недели, в течение которых всей семьей могут подняться духовно.

Но все равно немного непонятно: ведь речь идет о десятине, цель которой поделиться с теми, у кого ничего нет! А здесь все съедают сами, что же достается нуждающимся?

В нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй» Тора приводит интересное замечание: «Если же слишком длинна будет для тебя дорога, так что не сможешь ты нести это, ибо далеко будет от тебя место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой…» (Дворим, 14: 24). Что вы будете делать, если вы живете далеко от Иерусалима, и не практично, нереально привезти туда свежими плоды маасер шейни на ослах и верблюдах? Тора говорит: «Променяй это на серебро!» Еврей был обязан выкупить маасер и доставить в Иерусалим его денежный эквивалент. Тора повелевает устроить на эти деньги большой пир в Иерусалиме: «И отдавай серебро это за все, чего пожелает душа твоя, за крупный и мелкий скот, за вино и за хмельное, и за все, что захочется тебе, и ешь там пред Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и семейство твое» (Дворим, 14: 26).

Мы видим, что Тора хочет, чтобы каждый еврей помогал развитию экономики Иерусалима, но не в виде пожертвований для бедных, а просто поднимался в Иерусалим и тратил там свои деньги для покупки продуктов питания, тем самым способствуя укреплению святого города.

Любавичский Ребе говорит, что это мицва сама по себе, не только в тех случаях, когда нет выбора, и поэтому еврей привозит деньги. Изначально, даже если вы живете на расстоянии одного шага от стен Иерусалима, вы уже можете выкупить десятину деньгами (Талмуд, трактат «Макойс», 19б).

Так и в наши дни, хотя исполнять заповеди трумойс умаасройс так, как это предписывает Тора, невозможно, поскольку мы все находимся в состоянии ритуальной нечистоты, евреи посещают Израиль, поднимаются в Иерусалим и тратят большие суммы денег в отелях, ресторанах и, конечно, в магазинах… Может быть, это и есть маасер шейни нашего времени?

А атмосфера высокой духовности, которой дышат святые для всех евреев места Иерусалима и Эрец-Исроэль, наполняет еврейские души и побуждает их глубже изучать Тору и ревностнее исполнять заповеди. Как сказано: «И ты будешь есть перед Г-сподом, Б-гом твоим, там, где Он постановил установить Свое Имя, маасер твоего зерна, вина и масла, первенцев твоих быков и овец, чтобы тем самым научиться бояться Г-спода, Б-га твоего, во все дни» (Дворим, 14: 23).

Комментарии: Туризм тоже может быть заповедью?
Нет добавленных комментариев