Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Евреи — плывущие против течения

Пятница, 30. Июль, 2010 - 3:04

В семидесятых годах, когда я был маленьким, в Израиле почти не издавали красочно иллюстрированных детских книг с историями из Танаха или рассказами о жизни праведников. В детстве я очень любил читать перед сном и довольно быстро прочитал все книги, которые были у нас дома. Однако все они были напечатаны мелким шрифтом и выглядели так, как будто предназначались для того, чтобы их читали родители своим детям, но совсем не маленький мальчик.

Я помню первую иллюстрированную книгу, которая попала мне в руки. В ней было мало текста и много разноцветных картинок, которые были столь привлекательны для детских глаз, что я и не заметил, как прочитал рассказ до конца. Та незабываемая книжка рассказывала историю о рыбе салмон (лососе). К тому времени я прочитал уже десятки книг, но я помню, как сейчас, непередаваемое удовольствие и интерес от этого рассказа, вероятно, потому что в книге было много картинок, изображающих титанические усилия рыбы плыть против течения, когда она возвращалась к месту своего рождения.

Лосось — особая рыба. Он появляется на свет в пресноводных реках из икринок и сначала это просто мелкая рыбешка. До трех лет лососевые рыбы плавают в том месте, где они родились, а потом уходят далеко-далеко вниз по реке, плывя к соленым водам большого моря. Там мальки лосося растут и становятся взрослыми. В море они продолжают плавать и находить себе пищу бóльшую часть своей жизни. Лосось удаляется на тысячи километров от места, где он родился, но к концу своей жизни возвращается туда. Самка мечет икру, а самец ее оплодотворяет. Вскоре после нереста взрослые рыбы умирают, а их мальки начинают новую жизнь, там же, где их родители родились и умерли. Путешествие лосося вверх против течения реки к месту нереста — известное, хотя и загадочное явление. Любители природы по всему миру собираются к рекам в Канаде, на Аляске и в других местах, чтобы увидеть, как десятки тысяч взрослых лососей плывут, иногда выпрыгивая из воды, вверх против течения. Говорят, это захватывающее и неповторимое зрелище.
 

Да и миграция лосося в сторону моря является загадкой: что заставляет его решать, когда оставить реку, где он родился, и отправиться в плавание к большому морю? Некоторые считают, что изменения, которые происходят в процессе развития и сезонные изменения водной среды, в которой он живет, подают рыбам свой «знак», когда начинать миграцию.

Почему лосось плывет обратно к реке, к пресной воде? Потому что на каждом этапе своей жизни он нуждается в иной среде, чтобы расти и жить: когда он был еще икринкой или мальком, ему была необходима пресная вода и корм, который есть в ней. А потом, подрастая, он нуждается в соленой воде и ее пище. Но почему лосось возвращается именно на то место и в ту самую реку, где он родился, ведь пресная вода есть во многих реках? Откуда он знает, как вернуться туда, где он был икринкой? Это тайна. Есть различные гипотезы, но никто не знает наверняка ответы на эти вопросы. Некоторые исследователи считают, что на теле у лосося есть точки, чувствительные к магнитному полю, которые, как компас, указывают ему путь. Согласно другой гипотезе, в море лосось плывет по направлению к реке, а когда он подплывает близко к самой реке, он определяет ее «запах» по особым веществам и знает, куда плыть. Еще вариант: лосось чувствует вращение земли и так определяет направление, а может быть, он вообще перемещается с помощью каких-то других, не известных пока человеку средств…

Я по сей день помню мораль этой истории. Она заключалась в том, чтобы объяснить детям, что надо всегда плыть против течения. Это первый признак живого человека, который хочет продолжать деятельность по созданию новой жизни в этом мире.

Талмуд (трактат «Кидушин», 29а) говорит, что есть несколько заповедей, которые должен исполнить отец по отношению к своему сыну. Первая заповедь — сделать ему обрезание. Согласно букве закона, отец сам должен обрезать своего сына. Однако весьма распространен обычай, по которому отец просит об этом сведущего человека — моѓеля. При этом отец мальчика передает нож для обрезания моѓелю и говорит ему, что он уполномочивает его совершить обрезание своего сына вместо него.

Кстати, откуда мы знаем, что именно отец должен сделать обрезание своему сыну? На примере нашего праотца Авраѓама: «И обрезал Авраѓам своего сына Ицхока». Отсюда мудрецы выводят, что каждый отец обязан обрезать своего сына.

Вторая заповедь — выкуп первенца. Если первый ребенок, родившийся у матери-исроэли (не принадлежащей к колену Леви), — мальчик, отец обязан выкупить первенца, дав коѓену пять шекелей серебра.

Третья заповедь — обучить Торе. Отец должен учить своего сына Торе, и об этом рассказывает наша сегодняшняя недельная глава «Эйкев». В ней мы второй раз читаем о заповеди чтения Шма. На прошлой неделе в главе «Воэсханан» Тора первый раз рассказывает об этом. На этой неделе мы узнаем, что Всевышний говорит: «И если послушаетесь заповедей моих…» Здесь речь идет об исполнении всех заповедей, и в частности сказано: «И учите им сыновей ваших» (Дворим, 1: 19). Отсюда мы узнаем, что отец должен научить сына Торе.

Рассказывают об Алтер Ребе, что когда его сын достиг гиль хинух(возраста, с которого ребенка отдают в хейдер), он позвал одного из своих хасидов и сказал: «У меня есть заповедь обучать сына Торе, а у тебя есть заповедь содержать свою жену и детей. Давай поменяемся: я помогу тебе в исполнении твоей заповеди, а ты — в исполнении моей: будешь учить моего сына Торе».

В недостатках воспитания и обучения детей мы привыкли обвинять учителей. Однако истина заключается в том, что обязанность обучать Торе наших детей возлагается на нас, родителей, и мы не должны ни на кого перекладывать эту ответственность.

Четвертая заповедь — найти жену: так же как человек сам должен быть женат, он обязан женить своих сыновей и для этого ему необходимо сделать все, что в его силах. Еврей не обязан, скажем, устраивать великолепное празднество по случаю бар-мицвы сына. Однако у родителей есть обязанность сделать все возможное, чтобы их дети женились. И этому мы учимся у нашего праотца Авраѓама. Тора подробно рассказывает о том, что Авраѓам взял клятву со своего раба Элиэзера, что тот найдет для его сына Ицхока подходящийшидух (сватовство). Заметим, что Авраѓам отдал для этого все свое имущество. Так что если ваш сын скажет вам «Не вмешивайтесь! Это мое решение, и это моя жизнь», вы имеете полное право ответить ему: «Ты ошибаешься, мой дорогой, это моя прямая обязанность по закону Торы».

Пятая заповедь — обучить ремеслу. Отец должен научить сына какой-либо профессии, чтобы тот имел возможность содержать себя, иначе он может обратиться к незаконным путям поиска пропитания, стать, не дай Б-г, преступником! Как сказал рабби Йеѓуда: «Тот, кто не обучает своего сына какой-либо специальности, как будто учит его воровать».

Шестая заповедь кажется на первый взгляд довольно странной — отец обязан научить сына… плавать. Обучать другим видам спорта — теннису, футболу или даже шахматам («национальному еврейскому спорту») — обязанности нет, а плаванию — есть. Почему так? Простой смысл объясняет Раши: «Если будет плыть по морю, и корабль начнет тонуть, то жизнь его будет в опасности, если он не умеет плавать». То есть, обучение плаванию — это, говоря современным языком, «обеспечение безопасности жизнедеятельности», еврейские же мудрецы называли это пикуах нефеш, «спасение жизни».

Но есть в этой заповеди и более глубокий смысл. Баал-Шем-Тов говорит, что жизнь — это бурное море, и долг каждого родителя научить сына плавать в его водах. И не просто плавать. Известно, что лосось плывет против течения. А согласно известной поговорке, только мертвую рыбу несет потоком воды, живая же плывет против течения…

Живой еврей всегда выделяется тем, что плывет «против течения». Он не обращает внимания на то, что говорят другие. Окружающие могут смеяться над ним: «Вдруг ты стал таким религиозным, ешь только кошерное мясо, что случилось с тобой?..» Каждый, кто начинает исполнять новую заповедь, которую не соблюдал до сих пор, знает, насколько сложно это движение против течения.

Вспомним тысячи хасидов Хабада, которые жили при советской власти. В те тяжелые времена они исполняли законы Субботы и кашрута. Они настойчиво пытались соблюдать все, что возможно было соблюсти, чтобы сохранить свое еврейство, даже если приходилось платить за это высокую цену (вплоть до расстрела в подвалах НКВД или 25 лет ссылки в сталинских лагерях). Где они брали силы и находили возможности для всего этого? Как они выдерживали это великое противостояние со злом? Только благодаря еврейскому традиционному воспитанию, которое они получили дома, в хейдере, в иешиве от своих учителей, от глав Хабада — Любавичских Ребе. Умение плыть против течения — вот, что дало им это воспитание, что поддерживало их в те годы и помогло им и их потомкам остаться евреями по сей день.

Если вы, дорогие родители, хотите сделать все, чтобы ваши дети, а вслед за ними и внуки и правнуки всегда оставались евреями и шли путем иудаизма, ваш самый большой долг — научить своих детей плыть «против течения».

Комментарии: Евреи — плывущие против течения
Нет добавленных комментариев