Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Важнейшее качество лидера

Пятница, 27. Май, 2011 - 3:27

Я уже несколько раз писал в своих статьях о лидере, лидерстве и о том, что включают в себя эти понятия. Я писал, что лидерство связано, прежде всего, с влиянием, точнее сказать, оно заключается в умении влиять на мотивацию людей. Ведь согласитесь: есть существенная разница между человеком, который соглашается что-то сделать «под дулом пистолета», и человеком, который, скажем, следует указаниям врача, потому что верит в его знания и врачебный опыт!

Также я писал о способностях, которыми должен обладать настоящий лидер. Это и умение представить свою концепцию, поставить и четко сформулировать общую цель, к которой он собирается вести массы. Это и личный пример, выражающийся в поступках и поведении в соответствии с ценностями и идеями, которые он сам пропагандирует. Не менее важен баланс между разумом и чувствами, умение правильно сочетать рациональное и эмоциональное при принятии решений. Еще одно необходимое для лидера качество — умение вести к изменениям, способность справляться со связанными с этими изменениями проблемами во всем их многообразии и сложности. Особенно это касается кризисных ситуаций, будь то политический кризис для руководителя страны или экономический спад для капитана бизнеса, когда приходится принимать решения об изменении стратегии в бизнесе, в форме работы и даже, не дай Б-г, об увольнении работников. Также очень важно, чтобы руководитель разбирался в психологии людей, понимал мотивы поведения человека в сложных и критических ситуациях, учитывал человеческие потребности тех, кого он ведет за собой. В дополнение ко всему этому руководитель должен обладать смелостью в принятии трудных решений, которые содержат элемент риска, а также способностью делегировать полномочия другим людям без уменьшения своей ответственности за результаты…

Но есть еще одно важное качество настоящего еврейского лидера. Независимо от того, на какой ступени общественной иерархии он находится, меньшую или бóльшую часть своей жизни он посвятил руководству, лидер ли он общины, какого-то подразделения общины, класса учеников (учитель), или даже просто глава семьи (лидер наименьшей ячейки общества), — для всех есть одна важная черта характера. В ней заключен секрет успеха и, может быть, причина, по которой Б-г изначально дает человеку возможность быть лидером. Что же это за черта?

Тора рассказывает, что когда египтяне обратили евреев в рабство, «терпели избиение надзиратели из сынов Израиля, которых поставили над ними приставники фараона, говоря: «Почему вы не сделали, как прежде, положенного числа кирпичей?..» (Шмойс, 5: 14). Раши объясняет: «Надзиратели эти сами были евреями и, щадя своих братьев, не принуждали их работать быстрее. Когда они сдавали кирпичи распорядителям-египтянам, и норма оказывалась невыполненной, их избивали за то, что они не торопили работников».

А в сегодняшней недельной главе «Беѓаалойсхо» мы читаем о том, что Моше-рабейну, обращаясь к Всевышнему, сказал: «Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело для меня». Б-г ответил: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля — из тех, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и его надзиратели… И Я сойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них. И они будут нести с тобою бремя народа».

Итак, Всевышний говорит Моше, что тот должен назначить 70 руководителей, и определяет, какими качествами они должны обладать. Каким же должен быть человек, чтобы стать лидером народа Израиля? Некоторые считают, что руководитель должен быть хорошим оратором, удачливым предпринимателем или, возможно, человеком, который имеет хорошие связи в правительстве… Раши в своем комментарии объясняет: «тех, о которых ты знаешь» сказано о людях, которые «были назначены смотрителями над ними (евреями) в Египте на работах подневольных, и жалели их и подвергались избиениям из-за них, как сказано (Шмойс, 5: 14): «И терпели избиения смотрители сынов Израиля». Теперь, продолжает Всевышний, пусть будут они назначены старейшинами — за то, что страдали, когда сыны Израиля были в беде.

То есть, Всевышний говорит Моше, что есть только одно качество, без которого не может быть еврейского лидера. Это качество — готовность подставить свою спину под удары, предназначенные для другого еврея! Б-г полагается на того, кто готов понести наказание, даже пожертвовать своей жизнью ради другого еврея. Только такие люди могут быть лидерами народа.

Ту же мысль мы находим и чуть ранее, ближе к началу нашей недельной главы, когда читаем, что Б-г выделил колено Леви и повелел его представителям проводить служение в Храме. Почему оно доверено именно левитам? Всевышний говорит: «Ибо Мой всякий первенец у сынов Израиля из людей и из скота; в день поражения Мною всякого первенца в земле Египетской Я посвятил их Себе. И взял Я левитов вместо всех первенцев из сынов Израиля» (Бамидбор, 8: 17–18). Раши объясняет, что первенцы принадлежали Всевышнему по праву (ибо Он защитил их среди первенцев Египта, и взял их Себе) — пока они не согрешили поклонением золотому тельцу. Теперь Он взял левитов вместо них…

Но здесь возникает серьезный вопрос, который касается первосвященства Аѓарона. Ведь на самом деле… именно Аѓарон изготовил тельца, как написано в Торе: «И сказал им Аѓарон: «Снимите золотые кольца… и принесите мне»… И взял он кольца из их рук, и обработал резцом, и сделал литого тельца» (Шмойс, 32: 2–4). Спустившись с горы Синай и разбив Скрижали, Моше-рабейну обращается к Аѓарону: «Что сделал тебе этот народ, чтобы ты навел на него великий грех?!» (там же, стих 21) — то есть Моше обвинил брата во всем, что произошло. И далее еще раз: «И поразил Г-сподь народ за тельца, которого сделал Аѓарон» (там же, стих 35).

И в Книге Дворим, вспоминая о грехе золотого тельца, Моше-рабейну рассказывает: «И на Аѓарона прогневался Г-сподь очень и вознамерился уничтожить его; и молился я также за него в ту пору» (Дворим, 9: 20). Раши говорит, что речь здесь идет о гибели сыновей Аѓарона: Моше удалось своей молитвой искупить, скажем так, половину греха, и погибли два его сына, а двое других остались в живых. В свете всего этого, как можно объяснить то, что Аѓарон затем был назначен первосвященником?!

Любавичский Ребе в одной из своих бесед дает интересный ответ на этот вопрос, цитируя комментарий на стих: «И увидел Аѓарон… «(Шмойс, 32: 5). Раши, основываясь на «Мидраш рабо», приводит там три толкования того, что увидел Аѓарон. Он увидел, как Хур, сын его сестры, порицал их, и они убили его. И понял, как поступят с ним, если он воспротивится. Другое объяснение: увидел, каково положение, и сказал: «Лучше, чтобы грех был приписан мне, чем им». И еще одно объяснение: увидел, каково положение, и сказал: «Если они будут строить этот жертвенник сами, то один принесет ком земли, а другой принесет камень, так что работа завершится мгновенно; если же я буду строить его, и не буду усердствовать в моей работе, то тем временем Моше придет». Таким образом, подытоживает Раши, здесь мы находим ответ на три вопроса. Во-первых, почему Аѓарон не отказался выполнить требование народа? — Он знал, что в этом случае его ожидает участь Хура. Во-вторых, почему Аѓарон сам сделал идола? — Он предпочел принять вину на себя. В-третьих, почему он сам построил жертвенник? — Чтобы тем самым выиграть время и дождаться возвращения Моше.

За это самоотверженное решение Аѓарона (он сам сделает тельца, и Всевышний накажет за это его, а не весь народ), Всевышний, по словам «Мидраш рабо», сказал ему: «Ты возлюбил правду, беззаконие возненавидел, поэтому помазал тебя Г-сподь, Б-г твой, маслом радости — [помазал лишь тебя] из всех товарищей твоих» (Теѓилим, 45: 8). И Ребе объясняет: это означает, что Аѓарон был выбран первосвященником не вопреки тому, что он участвовал в грехе золотого тельца, а именно потому, что он его сделал — и взял на себя всю вину за этот грех и готов был понести наказание за весь народ. Только человека, способного на самоотверженные поступки и самопожертвование ради своего народа, Всевышний считает достойным поста первосвященника (и еврейского лидера вообще).

Какой урок из сказанного можно вынести для себя? Иногда мы замечаем, что может разразиться скандал в семье или между друзьями, потому что кто-то сделал что-то неправильно, выразился не совсем подходящим образом и т. д. Но если мы скажем, что сделали это, и попросим прощения, скорее всего, все закончится мирно, даже не начавшись. И не имеет значения, кто виноват на самом деле, в любом случае, человек, который помогает сохранить или восстановить мир в семье или между друзьями, такой человек — настоящий еврейский лидер!

Комментарии: Важнейшее качество лидера
Нет добавленных комментариев