Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О единстве и разнообразии

Четверг, 20. Май, 2010 - 3:30

Один из моих хороших друзей, с которыми я учился виешиве в Нью-Йорке, в настоящее время являетсяшалиахом (посланником) Любавичского Ребе в Нью-Джерси. Мы встретились с ним год назад на всемирном съезде шалиахов, и, конечно, наш разговор коснулся и вопросов, связанных с работой раввина. Он рассказал мне, что однажды кто-то задал ему интересный вопрос (который, к слову сказать, часто задают и мне): «Как можно объяснить то, что Тора, несущая гармонию и единство в этот мир, в то же время подчеркивает различия и разделение? Например, Тора запрещает смешанные браки, и это создает разобщение между людьми. Тора запрещает смешивать в одной трапезе мясные и молочные продукты — снова разделение! Существует также запрет носить шаатнез — одежду, сделанную из шерсти и льна вместе (Дворим, 22: 11). Этому запрету не дается логическое объяснение, но он также указывает на необходимость придерживаться разделения между видами. И так далее, и так далее».

Я спросил друга о том, каков был его ответ. Он сказал: «Я ответил как истинный еврей: «Вы совершенно правы, но я покажу вам, в чем вы ошибаетесь». Во-первых, я привел еще несколько примеров разделения в Торе. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам мужскую, что подчеркивает важность сохранения разницы между полами. Тора запрещает нам использовать вместе два разных вида животных или скрещивать породы. Тора учит нас не сажать два разных вида растений вместе…

Так что же защищает Тора — различие или гармонию? Для этого нам необходимо понять, что вкладывает Тора в понятие «единство». И возможно, что стих «Шма Исроэль… — Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один!» сможет помочь нам понять разницу между «единством» и «единением».

Шма — это молитва, которую каждый ребенок произносит перед сном. Евреи во всем мире говорят ее дважды в день. Есть много историй о еврейских праведниках, которые шли на смерть — на костер или в газовые камеры — со словами «Шма Исроэль» на устах. Что особенного заключено в этой молитве?

Образованный еврей скажет, что этот стих выражает наши монотеистические убеждения: Б-г один. Шма провозглашает теологический принцип, первым последователем которого в языческом мире своего времени стал Авраѓам-авину.

А что такое монотеизм? Исчерпывается ли значение этого термина тем, что мы верим в одного Б-га, в отличие от тех, кто поклоняется многим божествам? Что произойдет, если группа людей посчитает, что какая-то статуя есть божество, и люди будут поклоняться лишь одной этой статуе — можно ли их называть монотеистами? Конечно, нет, но почему?

Мы должны понять, что для еврея монотеизм — это не просто вопрос количества. Дело не в том, что иудаизм отвергает поклонение 50 идолам, но если бы речь шла о 10 идолах, то это было бы более приемлемо… То, что сделал Авраѓам, нельзя назвать простым сокращением числа идолов до одного. Если бы это было так, то мы могли бы утверждать, что монотеизм уже существовал у некоторых групп людей еще до времен Авраѓама.

Еврейский монотеизм означает гораздо больше, чем один Б-г, а не два. Он не просто заявление о том, что не существует никакого другого божества, кроме Самого Б-га. Это заявление о том, что нет другой реальности, кроме Б-га. Ничего вообще не существует, кроме Б-жественной сущности!

Если это выглядит именно так, то почему мы определяем Всевышнего, как «Б-г один»? Лучше было, если бы мы использовали для этого слово «един», которое также имеет значение «единственный». «Один» может означать и сущность, состоящую из нескольких элементов, объединенных в одно целое. Слово «един» подчеркивает полное отсутствие какой-либо другой реальности. Зачем говорить о Б-ге «один», когда правильнее было бы называть его «един»?

В словах молитвы Шма выражена красота и многообразие мира, который кажется существующим сам по себе и оторванным от Б-жественного основания, однако в нем господствует всеобщая гармония в полном соответствии с Б-жественным планом.

Б-г сотворил мир различий. Так оно и должно быть. Если бы Б-жья воля сосредоточилась лишь на одном основании, то Б-г создал бы одно-единственное творение и менее сложную природу. Б-г сотворил многообразный мир, в котором есть мужчины и женщины, евреи и неевреи, деревья и цветы и т. д., для того, чтобы каждый из нас в своей области способствовал достижению Б-жественной цели превращения этого мира в Б-жественное место. Б-г создал симфонию, в которой звуки различных музыкальных инструментов сливаются в многоголосие Небесной гармонии. Нам нужно всего лишь определить особое место и уникальный вклад каждого из них. Стирание различий не будет способствовать достижению цели. Мы должны научиться видеть различия и использовать их так, как хочет этого Всевышний. Все Б-жественные творения различаются между собой, потому что каждое из них имеет свое особое предназначение. Вот почему Тора, которая говорит о необходимости полного единства между мужем и женой, в то же время предупреждает всех нас, что нельзя забывать, кем — мужчиной или женщиной — сотворил нас Всевышний. Размывание границ между полами приводит к утрате самой личности!

Цель иудаизма — познание мира, который Всевышний создал, всех его параметров и различий, и признание красоты всего этого удивительного мира, в котором мы живем», — так закончил мой друг свой рассказ.

Я вспомнил эту историю, когда читал в сегодняшней недельной главе «Носой» о жертвоприношениях, которые совершили главы колен Израиля для освящения жертвенника. По завершении строительства главы колен принесли специальные жертвы для освящения Скинии и жертвенника. Дважды мы читаем в Торе об этих жертвоприношениях и видим заметную разницу между ними.

Рассказывая о жертвах, которые принесли для освящения Мишкана, Тора обобщает все в один стих (Бамидбор, 7: 3): «И представили они свое пожертвование пред Г-спода: шесть крытых повозок и двенадцать быков; повозка от двух предводителей и бык от одного. И доставили их пред Скинию». В отличие от этого, для описания пожертвований, которые принесли главы колен для освящения жертвенника, Тора приводит очень длинный и подробный список для каждого пожертвования — при том, что каждый из них принес одно и то же!

Можно сказать, что так выражается особое сочетание, существующее в среде еврейского народа между составляющими частями, которые являются общими для всех евреев, и различными путями, которыми идут каждое из двенадцати колен. Эти две составляющие четко представлены в обоих типах пожертвований. Жертвы для освящения Скинии представляют общие элементы для всех частей народа Израиля и всех двенадцати колен. Поэтому нет необходимости подробно описывать еще и еще раз действия каждого из глав колен, достаточно одного стиха, содержащего сводные данные по всем пожертвованиям. В отличие от них жертвы для освящения жертвенника представляют собой особые направления, по которым служат Всевышнему каждое из двенадцати колен. В этой области они все не похожи друг на друга, поэтому Тора подробно перечисляет все пожертвования каждого из глав колен Израиля.

И здесь стоит отметить важную деталь: даже в тех вещах, где каждое племя имеет свой собственный путь и собственное направление, различаются не способы осуществления жертвоприношений (все главы колен делают одно и то же деяние — приносят одни и те же жертвы). Разница заключается в намерениях и духовных реалиях, которые стоят за этими действиями. «Мидраш рабо» утверждает, что здесь у каждого из колен есть свой особый мир.

На самом деле, даже у самих глав колен мы видим это сочетание. С одной стороны, есть одна объединяющая их черта — все они самоотверженно спасали народ Израиля в Египте, как сказано: «И избивали надсмотрщиков над сынами Израиля угнетатели…» (Шмойс, 5: 14). А в другом месте Тора говорит о них: «А с вами будут по одному человеку из каждого колена — главы отчих домов своих» (Бамидбор, 1: 4). Каждый из них руководит своим коленом и служит Всевышнему своим особым способом.

Перечисление жертвоприношений, освящающих жертвенник, содержит целый мир идей и намеков. Раши, комментируя эти стихи (Бамидбор, 7: 19–23), приводит некоторые из них. Например, «серебряная чаша» в гиматрии дает число 930, что соответствует годам жизни первого человека, Адама. «В сто тридцать шекелей весом», ассоциируется с тем, что Адаму было 130 лет, когда он произвел потомков для населения мира. «Кропильница одна серебряная» — числовое значение этих трех слов — 520, что косвенно указывает на Нояха, который произвел потомков в пятисотлетнем возрасте, и на то, что за двадцать лет до появления его потомков было вынесено предопределение о потопе. «Одна ложка» ассоциируется с Торой, которая дарована рукой Святого, благословен Он (каф означает не только «ложка», но и «рука»). «Из десяти шекелей золота» ассоциируется с Десятью заповедями. Есть там также намеки в отношении Авраѓама, Ицхока и Яакова, и многое другое.

Тора учит нас, что каждый из глав колен совершил жертвоприношение с особыми намерениями, и в этом отношении нет жертв, похожих друг на друга. Только само действие едино и подобно, но каждое колено служит Всевышнему с особыми намерениями, соответствующими ему и его пути.

Другое различие в духовной работе глав колен, может быть, иного рода, но тоже довольно интересное, мы ясно видим на примере главы колена Эфраима, которому выпало совершить жертвоприношения на седьмой день, т. е. в Субботу. Известно, что личное жертвоприношение относится к действиям, которые, в соответствии с еврейским законом, запрещены в Субботу, хотя в Мишкане и в Храме Б-г повелел совершать общественное жертвоприношение и в этот день тоже. И возникает вопрос: Что позволило главе колена Эфраима принести свою личную жертву в Субботу?

Мидраш говорит: «Сказал Всевышний: не по своему разумению совершил, а потому, что Я говорил об этом Моше», — то есть, это жертвоприношение было принесено по специальному распоряжению Б-га.

Существует другое объяснение: так как главы колен приносили свои жертвы от имени всего колена, то это нужно рассматривать не как личное, а как общественное жертвоприношение, которое разрешено в Субботу.

Еще один мидраш приводит слова Всевышнего из Книги Иова: «Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему? Под всем небом — Мое это». Мудрецы объясняют, что речь здесь идет о Йосефе, который «предварил», начал соблюдать Субботу до того, как была дана соответствующая заповедь. Б-г сказал: «Йосеф, ты соблюдал Субботу до того, как она была дана, Я заплачу сыну сына твоего: он будет приносить жертвы в Субботу, хотя не приносят личные жертвы в этот день, и Я с благосклонностью буду принимать его пожертвования».

Любавичский Ребе говорит, что это объяснение кажется удивительным: разве может соблюдение законов Субботы награждаться действием, которое нарушает эти законы?! Следовательно, мы должны признать, что жертвоприношение главы колена в Субботу не только не оскверняло Субботы, но и наоборот — добавляло нечто к соблюдению субботних законов. Что же? Ребе объясняет: «Когда существует угроза для человеческой жизни, совершать запрещенные действия в Субботу не только допустимо — это часть законов соблюдения Субботы. Как пишет автор книги «Ор ѓахаим»: «Это не называется осквернением Субботы. Наоборот, это называется соблюдением Субботы». Таким образом, поскольку Йосеф соблюдал Субботу, Б-г дал ему специальную награду — дополнение к соблюдению Субботы.

Мы видим, что за кажущимся единообразием самих пожертвований и способа их принесения в действительности скрываются большие духовные различия колен между собой. Но есть и другая сторона. В конце описания порядка принесения жертв двенадцатью главами колен Тора говорит: «Вот пожертвования при освящении жертвенника в день помазания его от предводителей Израиля…» (Бамидбор, 7:  84). «Мидраш рабо» спрашивает: «Если учесть, что главы колен приносили свои жертвы в течение 12 дней — по одному в день, то как же понимать стих о том, что все они освятили жертвенник? Ведь на самом деле только первый из них освятил, а те, кто приносили свои жертвы в последующие дни, совершали жертвоприношение на уже освященном жертвеннике». Мидраш дает ответ: «Написано, как если бы они сделали все пожертвование в первый день, как если бы все они пожертвовали в последний день».

С первым днем понятно, но почему Мидраш добавляет про последний день? Ребе объясняет, что мы сталкиваемся здесь с интересным фактом: жертвенник освятили именно главы колен, а не Моше и Аѓарон. В книгах по кабале и хасидизму говорится, что величие глав колен в том, что они представляют собой разделение народа Израиля на 12 типов людей, в соответствии с их распределением по коленам. Поэтому важно, чтобы колено было представлено на освящении жертвенника именно своим руководителем. Ведь принесение жертвы — это путь к сближению с Всевышним, и каждый должен пройти его по-своему в соответствии со своей индивидуальностью. Но вместе с тем освящение жертвенника было завершено только после того, как все главы колен, представляющие все типы людей из среды народа Израиля, принесли свои пожертвования. Совершенно ясно, что не только первый день можно считать особым освящением — первая жертва и первый шаг, но и в последний день было совершено важное жертвоприношение, так как оно создавало общую целостность освящения жертвенника, посредством всех 12 типов сынов Израиля. Это еще раз подчеркивает единство еврейского народа.

С другой стороны, мидраш утверждает, что каждый из глав колен совершил жертвоприношение по-своему, т. е. в соответствии с особым характером и предназначением своего колена. Этот факт — вроде бы — снижает степень единства, так как в нем отражаются все различия и отличия между коленами Израиля. Однако это, на самом деле, выражение истинного единства еврейского народа. Черты характера каждого еврея можно разделить на две общие группы: признаки, характеризующие весь народ, и личные качества. Истинное единство состоит в сочетаемости этих двух групп. Большое значение для целостности всего народа имеет единение всех, так же, как исключительно важна индивидуальность каждого человека самого по себе, даже когда он находится в пределах целого народа.

То же самое происходит с человеческим телом. С одной стороны, тело — это целостный организм, единая действующая система. С другой стороны, очень важно, чтобы каждый орган исполнял свои функции характерным для него уникальным образом, что и является вкладом этой части тела в функционирование всей системы.

Единство больше проявляется в области общих черт, там оно очевидно и наглядно, однако совершенства оно достигает только на уровне индивидуальных качеств личности, когда набор различных уникальных качеств сливается вместе в единое целое.

Необходимо стремится к объединению этих двух групп. С одной стороны, необходимо признать, что каждый еврей нуждается в своем ближнем из-за его особых положительных черт, с другой стороны, следует помнить, что источники этих достоинств находятся в еврейской душе, корень которой един для всего народа.

Комментарии: О единстве и разнообразии
Нет добавленных комментариев