Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О воспитании и самовоспитании

Четверг, 29. Апрель, 2010 - 3:45

Не так давно у меня взял довольно пространное интервью журналист одесского телевидения. Съемки продолжались несколько недель, а затем программа прошла по одному из городских каналов. В окончательной редакции последним вопросом, который задал мне интервьюер, стал вопрос, считаю ли я себя влиятельным человеком в городе. Я ответил, что, прежде всего, я пытаюсь быть человеком, который влияет на самого себя. И это совсем не так легко, так как человек должен работать над собой каждый день, каждую минуту. Хотя все мы люди, состоящие из плоти и крови, желаний и страстей, у каждого это выражается по-своему. Один имеет одни пристрастия и склонности, другой — другие, и, как следствие, у каждого из нас есть свои недостатки, с которыми надо бороться изо дня в день. Поэтому в первую очередь я стараюсь заниматься самовоспитанием…

После того, как передача несколько раз вышла в эфир, я получил много откликов. Один из наиболее часто задаваемых вопросов можно сформулировать следующим образом: «Неужели человеку, даже достигшему вполне зрелого возраста, необходимо работать над собой, воспитывать себя и пытаться что-то изменить в своей сути?! Ведь на протяжении многих лет нас постоянно воспитывали, и сейчас, кажется, настало время реализовать то, чему нас учили!..»

В начале нашей сегодняшней недельной главы «Эмойр» Тора двойным повелением запрещает коѓенам нарушать ритуальную чистоту: «Скажи коѓенам, сыновьям Аѓарона, и скажи им: никто из вас да не осквернится прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикро, 21: 1). Повторение слов «скажи… и скажи им» усиливает запрет и указывает, как тут же замечает Раши, на необходимость «предостеречь взрослых, что это касается и детей» (т. е. взрослые обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет).

Это не единственный случай, когда Тора «предупреждает взрослых о детях». Еврейские мудрецы говорят (Талмуд, трактат «Йевомойс», 114а), что такая формулировка применяется в трех заповедях: запрете есть шкоцим — пресмыкающихся и насекомых, (Ваикро, 11: 42), запрете употреблять в пищу кровь (Ваикро, 17: 10; см. комментарий Раши на 12-й стих) и в упомянутом выше запрете на осквернение коѓенов из нашей недельной главы.

Почему, накладывая именно эти три запрета, Тора сочла необходимым подчеркнуть важность воспитания? Должно быть, потому, что в каждом из этих трех направлений воспитатель может опустить руки и дойти до полного отчаяния, и поэтому Тора должна поддержать его.
 

Особенность запрета есть шкоцим состоит в том, что нормальному человеку употребление их в пищу отвратительно само по себе, как говорит Талмуд в трактате «Ѓорайос» (11а). Особенностью запрета употреблять в пищу кровь является то, что когда-то евреи охотно делали это, как пишет Раши в комментарии на стих «но крепись, чтобы не есть крови» (Дворим, 12: 23): «Из того, что сказано «крепись», делаешь вывод, что вкушение крови являлось для них привлекательным». Особенность запрета на осквернение коѓенов (как и всего, что связано с ритуальной нечистотой) состоит в том, что это относится к области непостижимого, как пишет Рамбам в конце «Законов миквы».

Из вышесказанного мы можем почерпнуть три основных правила воспитания:

1. Когда человек оказывается в трудной ситуации или сталкивается с грубым и наглым поведением, он может решить, что в данном случае невозможно оказать какое-либо положительное влияние. Тора говорит, что даже если это человек, который ест пресмыкающихся и насекомых, то есть, ведет себя самым что ни на есть нечеловеческим образом, воспитание является обязательным, и вы можете наставить его на правильный путь.

2. Некоторые считают, что воспитание действенно тогда, когда человек еще не привык к неправильному поведению. Однако если такое поведение уже вошло у него в привычку, то воспитывать его бесполезно — пустая трата времени и сил. Тора, напротив, убеждает нас, что даже в тех случаях, когда сыны Израиля имели обыкновение что-либо делать неверно (как, скажем, употреблять кровь), воспитание является обязательным. Следовательно, правильное воспитание может изменить даже самые вредные привычки человека.

3. Есть те, кто думает, что воспитанию подвластно только то, что можно объяснить рационально. Когда же речь заходит о вопросах веры, у них возникают определенные трудности: мол, если человек утверждает, что он не верит, ничего не поделаешь. Тора подчеркивает, что даже в таких — абсолютно нерациональных — случаях, как соблюдение ритуальной чистоты коѓенов, правильное воспитание совершенно необходимо. Тора учит нас, что в вопросах веры нет никаких оснований отказываться от воспитания, потому что в глубине души каждый еврей верит, и воспитание только помогает ему узнать глубину своей веры.

Тора, предписывая нам что-то делать, не только указывает на то, что это возможно, но и само по себе повеление Торы придает нам силы исполнить заповедь. Всевышний не требует от человека того, чего тот не может сделать, так что, когда Б-г повелевает что-то, Он дает нам силы выполнить это…

Возникает вопрос, почему такие важные повеления о заповедях, связанных с воспитанием, Тора откладывает до главы «Эмойр»? Казалось бы, они должны были быть даны сразу после получения Торы. К тому же, нужно понять, почему такие важные заповеди, касающиеся всего народа, приводятся именно в связи с работой священнослужителей?

В своих комментариях к недельной главе «Вайейшев» святой автор книги «Шнй лухойс ѓабрис» пишет, что существует связь между содержанием каждой главы Торы и временем, когда она читается. Следовательно, и указание «предостеречь взрослых, что это касается и детей» не случайно связано с месяцем ияр, когда читается недельная глава «Эмойр». В ияре мы исполняем заповедь счетаоймера. Это единственный месяц в году, каждый день которого евреи исполняют заповедь, внутренний смысл которой — духовное совершенствование, воспитание сынов Израиля перед дарованием Торы.

Этим и объясняется связь между повелениями нашей недельной главы и счета оймера. Упор делается здесь отнюдь не на общих вопросах, так как основные понятия еврейского воспитания Тора формулирует еще во времена Авраѓама: «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя соблюдать пути Г-спода» (Брейшис, 18: 19). Уже тогда Всевышний воздавал хвалу Авраѓаму за то, что тот укоренял веру во Всевышнего в своих сыновьях и в собственном доме. Так что воспитание детей на основе веры — это совершенно очевидная вещь. В нашей недельной главе речь идет о совершенствовании воспитания, о воспитании лифним мишурас ѓадин — когда делается больше, чем требует закон.

Намек на это мы находим в высказывании наших мудрецов: «Взрослые должны предостеречь (леѓазѓир) детей». Слово леѓазѓир в иврите имеет тот же корень, что и слово зоѓар («сияние, свет»). Взрослые призваны воспитывать детей для того, чтобы дети просветились и осветились. Тот же смысл можно обнаружить в словах сфирас ѓооймер («счет оймера»). Сфира имеет тот же корень, что и словосапир — камень сапфир («сияющий»). Дни сфирас ѓооймер поднимают нас на более высокую ступень совершенства и света.

Воспитание особенным образом связано с коѓенами, так как они приближают народ Израиля ко Всевышнему, совершая жертвоприношения, поднимая евреев на более высокую ступень святости. Поэтому именно коѓенам предназначается повеление «скажи… и скажи им». На примере коѓенов Тора учит нас, что задача взрослых не только привить детям основы еврейского воспитания, но и поднять «маленьких» (а они действительно «маленькие», ибо мало знают и умеют) на более высокую ступень совершенства, пока они сами не начнут освещать светом Торы и святости все вокруг.

А как насчет взрослых? Как, каким образом и когда воспитывать их?

Как мы уже говорили, указание Раши на то, что «взрослые должны предостеречь детей», исходит из двойного повеления «скажи коѓенам… и скажи им». Раши из этих слов делает вывод, что взрослые коѓены должны предупредить молодых.

Но это двойное повеление может быть истолковано иначе: как указание и для коѓенов, и для бейс-дина, который должен следить за тем, чтобы коѓены соблюдали предписанные им законы. Поэтому позже сказано: «И говорил Моше Аѓарону и его сынам, и всем сынам Израиля» (Ваикро, 21: 24) Что именно он говорил? Раши объясняет: «Предупредил бейс-дин о коѓенах».

Так что же заставляет Раши в начале нашей недельной главы интерпретировать слова «скажи… и скажи им», как указание на воспитание детей, а не во втором смысле, как указание на судебный надзор за коѓенами? Раши предпочитает первое толкование, потому что в Талмуде (трактат «Шабос», 20а) говорится: «Коѓены проворны». Так что нет никакой необходимости предупреждать бейс-дин о надзоре над ними. Коѓены сами спешат исполнять заповеди. Поэтому остается только одна интерпретация — «взрослые должны предостеречь детей».

Почему тогда Моше, несмотря на все это, предупредил бейс-дин? Моше добавил это от себя. Хотя он знал, что «коѓены проворны», но, следуя указанию мудрецов: «Возведите ограду вокруг Торы» («Пиркей овойс», 1: 1), Моше повелел бейс-дину наблюдать за коѓенами, которые тоже могут проявлять слабости в своей работе…

В среде народа Израиля существует разделение между всеми евреями и коѓенами, роль которых — передача святости всему народу. Подобное разделение есть также и внутри человека. Тело и его органы принимают участие в делах материального мира, а «коѓен» — Б-жественная сущность души, которая постоянно связана с Б-гом, из которой исходит сила, освящающая все тело. И в среде самих коѓенов есть два уровня по степени проявления святости: один — когда «коѓены проворны» и не нуждаются в каком-либо внешнем воздействии, и второй, на котором возможно положение «сна» и необходимо ускорить и разбудить.

На самом деле, состояние сна вообще не свойственно Б-жественной сущности души, потому что это уровень постоянной связи со Всевышним. Но в точке ее проявления в мозгу человека может возникать состояние сна. Как сказано в «Песне песней»: «Я сплю — сердце мое бодрствует». Даже когда источник веры в человеческом мозгу спит, сущность души бодрствует. Задача человека заключается не в обновлении или создании источника веры (он есть всегда и в полном объеме), но только в пробуждении его ото сна. И тогда он исполнит свое земное предназначение и поможет привести истинное и полное Избавление.

Так что мой ответ тем, кто спрашивал, до какого возраста мы должны заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием, — всю жизнь! Пока мы живем в этом мире, мы должны будить наши иногда дремлющие души. И даже если душа не спит, и она «проворна», нам следует «подгонять» ее еще больше. И так мы продолжим подниматься по ступеням лестницы, предел которой — только Небеса… Желаю вам веселого и легкого восхождения!

Комментарии: О воспитании и самовоспитании
Нет добавленных комментариев