Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Мыть руки — оказывается, заповедь!

Четверг, 22. Апрель, 2010 - 3:47

Недавно, с Б-жьей помощью, я отметил свой сороковой день рождения. Одним из особенных подарков, которые я получил к своему юбилею, был большой конверт, заполненный маленькими листками. Этот конверт вручили мне студенты учебной программы «Южно-Украинский еврейский университет». На листочках они записали обязательства по исполнению заповедей, которые они дополнительно приняли на себя в честь моего дня рождения. Я возьму с собой этот конверт в мою ближайшую поездку в Нью-Йорк, на оѓель Любавичского Ребе и попрошу у Ребе особого благословения на удачу, здоровье и жизненные успехи для каждого студента.

Некоторые студенты написали, что они принимают на себя исполнение заповеди омывать руки каждое утро, как только проснутся, еще возле постели. Этим ребятам я посвящаю свою сегодняшнюю статью, с выражением чувства признательности и уважения…

Еврейский закон гласит, что каждое утро, пробудившись ото сна, еврей должен совершить нетилас йодаим — омовение кистей рук чистой водой из специального сосуда по особым правилам. Это — вовсе не гигиеническая процедура, что отражено даже в ее названии: слово нетилас означает не «омывание» рук, как можно было бы предположить, но «вознесение»! В течение дня мы много раз совершаем нетилас йодаим: перед каждой молитвой, перед тем, как едим хлеб, после того, как вздремнули днем на полчасика, после того, как постриглись или остригли ногти, если дотронулись до обуви и, конечно, после посещения туалета. И даже еврей, который выходит из душа, должен совершить нетилас йодаим. Кроме того, мы омываем руки, возвращаясь, не дай Б-г, с похорон или покидая кладбище… А еще левиты помогают омывать руки коѓенам перед тем, как коѓены поднимаются, чтобы благословить народ. Существует только одно различие между всеми вышеупомянутыми случаями: утром и перед тем, как есть хлеб, мы произносим благословение нанетилас йодаим, а во всех остальных случаях омываем руки без благословения.

Мы с вами хорошо усвоили, что в Торе упоминается 613 заповедей. Но, кроме того, есть еще семь заповедей, которые установили еврейские мудрецы. Нетилас йодаим относится именно к этим заповедям. Талмуд (трактат «Эйрувин», 21б) рассказывает: «Когда Шломо установил эйрув хацеройс (способ переносить что-либо в Субботу из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное) и нетилас йодаим — заповеди, дополняющие то, что написано в Торе, — раздался голос с Небес: «Сын Мой — мудрый сердцем, возрадуется и Мое сердце». Итак, эту заповедь установил еще царь Шломо почти три тысячи лет тому назад, и Сам Всевышний одобрил это его установление.

Несмотря на то, что заповедь нетилас йодаим не записана в Торе, а является установлением мудрецов, многие поколения евреев строго следили за ее соблюдением. Талмуд рассказывает о том, что когда римляне заключили рабби Акиву в тюрьму, ему прислуживал рабби Йеѓошуа ѓаГарси, который каждый день приносил своему учителю необходимые воду и еду. Однажды при входе в тюрьму его остановил стражник и сказал: «Количество воды, которое ты приносишь, гораздо больше, чем нужно заключенному для питья. Может, ты хочешь, чтобы эту воду использовали для того, чтобы совершить подкоп под стены тюрьмы?!» И он вылил половину воды на землю. Когда рабби Йеѓошуа вошел в камеру, рабби Акива спросил его: «Йеѓошуа, разве ты не знаешь, что я стар, и моя жизнь зависит от тебя? Почему ты принес мне так мало воды?!» Рабби Йеѓошуа рассказал ему все, что произошло между ним и стражником. Тогда рабби Акива попросил: «Дай мне воды для нетилас йодаим». Ученик спросил: «Рабби, этой воды едва хватит для питья, а вы хотите использовать ее для омовения рук?!» Рабби Акива ответил: «Я готов подвергнуть опасности свою жизнь и умереть, но не нарушить установление мудрецов, предписывающее совершать нетилас йодаим перед тем, как есть хлеб!» И он не ел ничего до тех пор, пока ему не принесли достаточно воды для омовения рук…

Основанием для заповеди нетилас йодаим еврейские мудрецы считают слова из нашей сегодняшней недельной главы «Кдойшим»: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикро, 20: 7). Талмуд в трактате «Брохойс» говорит: «Освящайте себя» — этомаим ришойним (нетилас йодаим перед едой), «и будьте святы» — это маим ахаройним (омовение рук после еды)».

Что же стоит за всем этим постоянным мытьем рук? Почему рабби Акива был готов ради нетилас йодаим даже подвергнуть свою жизнь опасности?

Рассказывают про одного раввина, который как-то сказал: «Руки человека имеют особое отличие от всех других частей человеческого тела. Руки — это единственная часть тела, которую человек может опустить даже ниже ног и поднять выше головы». Во многих языках, в том числе в иврите и в русском, эта особенность рук зафиксирована в устойчивых выражениях с переносным смыслом (в русском языке их более 200). Например: «давать волю рукам», «прибирать к рукам», «разводить руками», «держать себя в руках», «мастер на все руки», «попасть под горячую руку», «положа руку на сердце» и так далее.

Конечно же, это имеет свой особенный смысл в еврейской традиции и морали. Рукой можно приблизить, руки пожимают при приветствии, руками можно обнять друга и оттолкнуть врага, ударить или, не дай Б-г, совершить нечто еще более ужасное. Рукою можно щедро одарить, дать цдоку, а можно и, не дай Б-г, отобрать, украсть, ограбить. Когда человек совершает своими руками добрые дела, будь то заповеди, касающиеся взаимоотношений с другими людьми, или заповеди между человеком и Всевышним, он «поднимает» руки, возвышает и освящает их. Когда он совершает нежелательные действия, то он «опускает» свои руки низко-низко.

В этом заключается и одна из причин того, что при исполнении заповеди эгла аруфа (в переводе с иврита — «обезглавленная телица»; связанная с ней заповедь исполнялась в случае нахождения за пределами города трупа человека, убийца которого неизвестен) старейшины омывают руки и говорят: «Наши руки не пролили этой крови!» (мудрецы поясняют: «Так же, как чисты наши руки, так и мы не осквернены этим преступлением»). Точно так же и коѓен, который благословляет народ, возносит руки, и когда он совершает благословение, его руки должны быть чисты и святы.

В иудаизме ничего не делается просто так. Евреи верят в то, что «сердца тянутся за делами». Как, например, при исполнении заповедимезузы недостаточно посмотреть на мезузу, чтобы вспомнить о Всевышнем, принято целовать мезузу. Или кубок пророка Элияѓу, который в каждом еврейском доме наливают на Пасхальном Седере, не довольствуясь одними молитвами и надеждами на то, что Элияѓу придет и возвестит о грядущем Избавлении. То же происходит с освящением рук. Это не абстрактная идея, это заповедь, реализующаяся в подлинном действии — омовении рук.

У сефардских евреев принято целовать руку раввину. Это делают по той причине, что его рука свята, а если она свята, то может принадлежать только действительно святому человеку. Как сказано о пророках: «И руками слуг Твоих, пророков, записано [сказанное Всевышним]». То есть, руки их настолько святы, как будто ими на самом деле писал Сам Всевышний.

Предыдущий Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон объясняет, что как только человек встает утром, на него «набрасываются» повседневные заботы: как преуспеть в бизнесе, что будет, как будет и так далее. Нетилас йодаим дает человеку возможность на несколько минут остановиться и вспомнить, что Всевышний, Который дал ему жизнь, позаботился и о средствах к его существованию. И подобно этому нетилас йодаим перед молитвой или едой заставляет человека перейти из мира повседневности в мир святости и напоминает о том, что он собирается совершить святое дело.

…Я хочу пожелать всем тем, кто принял на себя исполнение заповединетилас йодаим по утрам, и всем, кто начнет исполнять ее после прочтения этой статьи, чтобы они никогда не забывали: так же, как Б-г каждое утро возвращает нам жизнь, так каждый день Он даст нам достаточно пропитания, крепкое здоровье и успехи во всем.

Комментарии: Мыть руки — оказывается, заповедь!
Нет добавленных комментариев