Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Праздник и его имена

Четверг, 25. Март, 2010 - 4:31

Около года назад один мой друг детства рассказал мне интересный случай. Незадолго до Песаха, когда у детей в школе уже начались каникулы, его жена занималась уборкой к празднику, а он решил пойти с сыном в парк подышать свежим весенним воздухом. Его сын радостно бегал и прыгал, расточая как обычно всем улыбки, как вдруг проходящий мимо мальчик ни с того ни с сего ударил его. «Удар был легким и сын не обратил на него внимания, но я был в полном замешательстве, — рассказывал мой друг. — Мама ребенка, который ударил моего сына, тоже выглядела смущенной и прикрикнула на него: «Нимрод, почему ты ударил этого мальчика?!» И в этот момент я расхохотался, — продолжал мой друг свой рассказ. — Теперь понятно, почему он ударил моего сына! Его зовут Нимрод, а моего сына зовут Товия-Моше (согласно мидрашам, Товия — одно из имен Моше-рабейну). Вполне объяснимо, что мальчик, носящий имя злодея, ударил мальчика с двойным именем спасителя еврейского народа».

Выслушав рассказ, я задумался: почему люди называют своих детей именами отрицательных героев или злодеев? Ведь давно известно, что имя играет важную роль в судьбе мальчика или девочки, и мы не должны забывать об этом. Хотя сегодня многие дети носят подлинно еврейские имена, прогрессирует, к сожалению, и мода давать новорожденным имена «современные», за которыми не стоит традиция поколений. Родители, увы, не всегда понимают, что в то время, когда они выбирают имя своему ребенку, в них пробуждается искра пророчества. Наши мудрецы утверждают, что, размышляя над именем своего ребенка, родители ощущают внутреннюю природу его души. В имени проявляется и наша духовная связь со Всевышним, и ключ к еврейскому самосознанию. Ведь мы знаем, что во время пребывания сынов Израиля в Египте, они смешались с окружающими их народами. Едва ли не единственным признаком отличия были их имена, как говорит мидраш: «Не изменили свои имена, одежду и язык». И этого было достаточно, чтобы заслужить спасение… Может, это и есть одна из важнейших нитей, связывающих праздник Песах и еврейские имена. Ведь мы празднуем Песах благодаря именам — еврейским именам сынов Израиля, которые они не изменили на «современные» даже в самые трудные годы изгнания и египетского рабства.

Однако есть еще одна особенность, связывающая праздник Песах и имена. Вообще, все еврейские праздники имеют несколько названий. Например, Рош ѓаШоно в Торе называется «день трубных звуков». Мужи Великого собрания, составившие текст наших молитв, назвали его «День памяти», а в книгах еврейских мудрецов мы встречаемся с названием «Рош ѓаШоно» — «Глава года» (так называется и трактат Талмуда, повествующий о празднике и его законах). И еще этот день называют Днем суда.

Праздник Суккос в Торе называется «праздник урожая», в молитве мы говорим о нем «время нашей радости», еврейские мудрецы называют его Суккос, а трактат Талмуда, повествующий о празднике, имеет заголовок «Сукка».

То же самое можно сказать о празднике Песах. В Торе он постоянно упоминается под именем Хаг ѓамацойс, «праздник опресноков». Причина этого понятна, ее приводит Агада, цитируя Тору (Шмойс, 12: 39): «И испекли они (сыны Израиля) из теста, которое вынесли из Египта, лепешки пресные, ибо оно еще не заквасилось, так как изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи [на дорогу] не приготовили себе». Так что это название напоминает нам о самоотверженности евреев, которые пошли за Моше в пустыню без еды и уверенности в завтрашнем дне.

Еще Песах называют «праздником весны», что основывается на словах Торы: «Праздник опресноков соблюдай в месяце авив (месяце весны), ибо в этом месяце ты вышел из Египта» (Шмойс, 23: 15). Это название связано с весной, как временем года, в котором празднуется этот праздник. А весна, как известно, — это пора пробуждения и расцвета.

«Временем нашей свободы» мы называем Песах в праздничных молитвах, потому что в эти дни еврейский народ освободился от рабства, избежал истребления и получил спасение. А в Талмуде и других книгах наши мудрецы называют этот праздник «Песах», и трактат, повествующий о законах праздника, носит название «Псохим», напоминая о том чуде, которое совершил Всевышний, миновав (посах) еврейские дома во время казни первенцев в Египте.

Итого — четыре названия для одного праздника. Конечно же, это неспроста. Мы обязательно найдем в еврейской традиции особое объяснение и назначение для каждого из них. Тем более что, поскольку в Песах зародился еврейский народ и начался процесс его сближения с Всевышним, эти названия показывают путь, которым должен следовать еврей в его служении Б-гу.

«Праздник опресноков». Каждый знает разницу между хлебом и мацой. Та же мука и та же вода, смешанные одинаковым образом, но из одного теста мы получаем мацу, а из другого хомец. Чем же они отличаются? Тесту, из которого получается хомец, мы даем возможность подняться, а тонкая и крохкая маца выпекается сразу же после замеса. Хомец символизирует дутую гордыню, а маца наоборот — скромность и битуль (полное самоустранение перед волей Творца). Служение Всевышнему, изучение Торы требует от еврея состояния битуль. Он знает, что Тора — это истина, что именно так надо все делать, независимо от того, насколько он понимает причину, по которой это необходимо. Ведь именно так поступил еврейский народ, принимая Тору у горы Синай. «Сделаем и услышим», — это первое заявление народа о его готовности самоотверженно исполнять все, что повелит Всевышний.

А как мы можем повторить этот поступок наших предков в нынешних условиях? Допустим, человек приходит на урок Торы. Ему совершенно не нужно при этом приносить с собой свои предшествующие мнения и заблуждения по поводу того, что написано (а чаще — не написано) в Торе. Стоит прийти с незамутненным сознанием и желанием выслушать и понять то, что предлагает иудаизм.

«Праздник весны». Весна — пора зарождения жизни и цветения. Мир, наполненный радостью красок и красотой, становится местом более приятным и привлекательным для жизни. Когда еврей начинает изучать Тору и приближается к Всевышнему, он вдруг замечает, что все, что он делал до сих пор в жизни и не знал, почему он это делает, приобретает определенный смысл и имеет причину. Теперь он начинает понимать, почему он так делает. Все сидят на уроке и вдруг восклицают: «Ага! Теперь я понимаю, почему мой отец делал так-то и так-то! А моя бабушка поступала так, а не иначе!» И все вокруг вдруг начинает сиять красками и распускается, как весенние цветы… Приведу один пример. Все знают, что во время праздника на стол кладут три мацы. Почему именно три? Есть мнение, что это символизирует три типа людей, которые составляют еврейский народ: коѓены, левиты и исроэль (евреи, не являющиеся ни коѓенами, ни левитами). Еще одно объяснение дает Любавичский Ребе в своих комментариях к Агаде: «Спросили у рава Шриры-гаона: «Почему в ночь Седера кладут на стол именно три мацы, не больше и не меньше?» Он ответил: «Это намек на три меры муки, из которых Авраѓам наказал Саре испечь мацу для угощения гостей-ангелов». То есть, наши три мацы предназначены для того, чтобы напомнить о посещении дома Авраѓама ангелами, поведавшими ему о рождении Ицхока. Наши мудрецы утверждают, что это было в Песах, и Авраѓам испек для них мацу. Это подтверждается в Торе чуть позже, в рассказе о том, как ангелы пришли к Лоту в Сдом: жена Лота «испекла мацу, и они поели», а Раши добавляет: «Был Песах». Ребе приводит и еще одно объяснение: «Некоторые считают, что это напоминание о трех отцах мира — Авраѓаме, Ицхоке и Яакове».

Выше были приведены мнения, основанные на намеках, однако существует и ѓалохическое объяснение тому, что на Седере кладут именно три мацы, а не две, что, на первый взгляд, соответствовало бы двум халам на субботних и праздничных Кидушах. С одной стороны, пишет Ребе, Пасхальную Агаду нужно читать над разломанной мацой, потому что это рассказ о «хлебе бедности». С другой стороны — необходимо произнести благословение «Выращивающий хлеб из земли» (как и в другие праздники и по Субботам) над мишне лехем(«двойным хлебом»), которым и являются в данном случае две целые мацы. Поэтому на столе должно быть именно три мацы, и мы видим, что простой обычай, который каждый ребенок перенимает от деда и отца, а потом сам всю жизнь следует ему, не задумываясь, почему надо делать так, приобретает особый смысл в глазах человека, начавшего изучать Тору. Таков праздник весны, преисполненный многоцветья чудесных смыслов и вкусов.

«Время нашей свободы». Что такое свобода? В чем истинный смысл понятия «свободный человек»? Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, потому что там они были рабами фараона, и для того, чтобы сделать их Своими рабами. Как сказано: «Вывел народ из Египта, чтобы служили Б-гу». Освободились от египетского рабства и получили 613 заповедей: нельзя делать так-то, нужно поступать вот так… И это называется свобода?!

Большинство людей ежедневно одолевают множество тревожных мыслей. Они беспокоятся о средствах к существованию, о своем здоровье. Почувствовав, не дай Б-г, малейшую боль бегут к врачам. Каждый день и час голова человека наполнена беспокойными мыслями, которые не дают ему спать по ночам. И все это приводит потом к настоящим болям в спине, больному сердцу и другим, не дай Б-г, серьезным проблемам. И так продолжается всю жизнь. Человек становится заложником своего беспокойства, и не знает, как от этого освободиться.

Еврей, изучающий Тору, продвигающийся вперед по пути исполнения заповедей, неожиданно для себя осознает, что он не центр мироздания. Он понимает, что Творец является центром и целью мира, а мы пришли в этот мир для того, чтобы служить Всевышнему и исполнять Его заповеди. Поэтому для человека важно быть здоровым, жить и выглядеть как человек, но при этом не забывать, что белизна зубов не является целью его существования. Самое важное для еврея — это выполнить свое основное предназначение, ради которого он и пришел в этот мир: жить по законам и заповедям Торы. И тогда он начинает чувствовать невероятное облегчение, вся тяжесть земных тревог переходит от него к Б-гу и появляются — вдруг — совершенно другие тревоги. Человек начинает задумываться над тем, как он исполняет ту или иную заповедь — скажем, успеет ли он добраться домой до наступления Субботы, достаточно ли он пил и ел перед наступлением поста. Для него становится важным тот факт, что солнце заходит в 1735, а не в 1730, потому что он должен знать, сможет ли помолиться Минху дома, или лучше сказать ее еще на работе. Человек начинает думать, насколько хорошо он очистил дом от хомеца перед Песахом, как подготовиться к Пасхальному Седеру, как привлечь к участию в нем тех, кто еще не знает о существовании этой заповеди. Как помочь тем, кто знает, но не имеет возможности ее исполнить, потому что у них нет мацы или вина… Иными словами, Тора помогает нам забыть о своих повседневных тревогах и заботах, забыть о себе и своих выдуманных проблемах, и сосредоточиться на более важных для еврея вещах. И такое состояние можно назвать истинной свободой, ибо человек освобождается от своего «я».

Слово «Песах» является производным от ивритского глагола посах, что означает «пропустить, перепрыгнуть». Б-г миновал дома сынов Израиля во время последней из казней египетских, гибели первенцев. Еврей в своем служении Всевышнему, в процессе изучения Торы, в конце концов достигает такого уровня веры и доверия к Творцу, к которому, на самом деле, невозможно прийти в результате умственных заключений. Это прыжок до уровня, который стоит выше разума. Это то, чему нет объяснений, то, что вообще не надо объяснять. Я верю, потому что я верю. И для этого должна быть очень высокая степень уверенности, которая приходит только благодаря «прыжку» — иногда безотчетному, не поддающемуся расчетам и непостижимому. Это самый высокий уровень, к которому еврею следует стремиться. Фактически с этого надо начинать наш путь, с точки битуля и всепоглощающей веры, и там же мы заканчиваем путь — вновь вера и битуль.

Еврей начинает приближаться к Всевышнему с уровня «мацы». Затем он открывает для себя красоту «весны», что дает ему возможность найти реальную свободу, которая приносит ему истинную веру в Б-га на самом высоком уровне.

Так каким же пожеланием мне закончить эту статью? «Поздравляю вас с праздником опресноков»? «С праздником весны вас»? «С днем нашей свободы»? «Веселого и кошерного вам Песаха»? А может быть — просто «С праздником»? Я не могу решить, каждый знает свое истинное место на пути изучения Торы, соблюдения и исполнения заповедей. Поэтому выберите для себя сами то из них, которое вам ближе, но главное — пусть праздник принесет вам радость и веселье!

Комментарии: Праздник и его имена
Нет добавленных комментариев