Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Козленок как мера добра и зла

Четверг, 31. Декабрь, 2009 - 5:20

Несколько недель назад мы обсуждали на уроке Торы вопрос о том, что Йеѓуда, сын Яакова, обманул своего отца, использовав козленка (Йеѓуда вместе с братьями, продав Йосефа, забили козленка, смочили его кровью рубашку Йосефа и принесли ее Яакову, чтобы тот подумал, что его любимый сын был растерзан диким зверем). Тогда я сказал своим ученикам, что эта история имела продолжение, в котором явно прослеживается действие закона мида кенегед мида — «мера за меру». Йеѓуда был наказан за свой поступок тем, что ему пришлось послать козлят для женщины, которую он безуспешно разыскивал, рискуя стать посмешищем в глазах местных жителей… Один из участников урока тут же заметил, что в данном случае и Яаков, наш праотец, получив рубашку Йосефа, окропленную козьей кровью, был наказан, за то, что использовал козлят, чтобы ввести в заблуждение своего отца и получить его благословение вместо своего брата Эйсава. И здесь мы видим еще одно проявление закона «мера за меру».

Действительно, изучение истории жизни Яакова и его сыновей наводит нас на мысль, что предметы одежды и козлята все время используются для наказания мида кенегед мида. Все началось с того, что Ривка и Яаков ввели в заблуждение Ицхока, приготовив вкусное угощение из двух козлят, переодев Яакова в любимые одежды Эйсава, которые хранились у Ривки, и наложив на руки и шею Яакова шкурки козлят, чтобы выдать его за брата.

Прошло время, и братья Йосефа сорвали с него ктонес пасим — разноцветную рубашку, символ особого расположения отца к Йосефу. Братья обмакнули ее в кровь козленка, принесли Яакову и сказали ему: «Это нашли мы; сына ли твоего одежда эта или нет?» И он узнал ее, и сказал: «Это одежда сына моего, видно, зверь лютый растерзал Йосефа». Так Яаков получил наказание — мера за меру! — за то, что обманул своего отца…

Тора рассказывает нам, что после продажи Йосефа Йеѓуда «отстранился от братьев», поселился отдельно от них. Старшего своего сына он женил на женщине по имени Тамар. Когда тот умер, не оставив потомства, Тамар стала женой второго сына, как того требует еврейский закон. Когда и второй сын умер, «сказал Йеѓуда Тамар, своей невестке: «Сиди вдовой в доме отца твоего…» Он опасался, что и третий сын может умереть.

Когда Тамар поняла, что Йеѓуда не собирается дать ее в жены своему сыну, она переоделась блудницей, укутав лицо. Йеѓуда не узнал ее и «вошел к ней». Это переодевание напоминают нам о переодевании Яакова, которое он совершил, чтобы получить благословение, и то, как отец не узнал его, с той только разницей, что Ицхок подозревал, что его обманывают, а Йеѓуда ничего не заподозрил. Как мы уже сказали, он послал козленка через друга своего, чтобы взять залог (печать и посох) из рук Тамар, но тот не нашел ее. «И сказал Йеѓуда: «Пусть она возьмет себе, чтобы мы не стали посмешищем; ведь я козленка этого послал, но ты ее не нашел» (Брейшис, 38: 23). И Раши объясняет: «За то, что Йеѓуда обманул своего отца при помощи козленка, в кровь которого обмакнул платье Йосефа, он также был обманут при помощи козленка».

Одежда также часто упоминается в истории семьи Яакова как средство воздаяния по заслугам, и в качестве наказания, и в качестве награды. Йосеф вызвал ненависть братьев, получив от отца в подарок уже упоминавшуюся «разноцветную рубашку». Затем он был подвергнут испытанию, когда жена Потифара пыталась соблазнить его. «Она схватила его за одежду, говоря: «Ложись со мною!». Но он оставил свою одежду в руках ее и выбежал вон». За то, что Йосеф с честью выдержал испытание, впоследствии он получил награду: стал верховным правителем Египта, и фараон пожаловал ему два знака величия: «Одел его в одежду из виссона, и возложил золотую цепь на шею ему».

Услышав известие о гибели Йосефа, «разорвал Яаков одежды свои… и горевал о сыне своем много дней» (Брейшис, 37: 34). Когда братья обнаружили кубок в суме Биньямина, они тоже разорвали свои одежды и сказали Йосефу: «Что нам сказать господину моему? Что говорить нам и чем оправдываться? Всесильный нашел вину за рабами твоими» (Брейшис, 44: 16). Мидраш объясняет: «Тот, Кому мы задолжали, взыскал с нас долг. Он нашел место и время наказать нас мера за меру — наше рабство за рабство Йосефа» (кстати, как только братья выражают сожаление о своем недостойном поведении по отношению к Йосефу, жертвуя собой, чтобы спасти Беньямина, они получают от Йосефа в подарок… тоже одежды).

И в завершении рассказа об истории семьи Яакова можно добавить, что существует мнение: Лаван не случайно подменил Рахель Леей и сто раз переменял плату Яакова за службу — это было наказание Яакову за полученное обманным путем отцовское благословение.

…В Торе мы вообще часто встречаемся с понятием «мера за меру». Человек получает по заслугам за все деяния свои, как добрые, так и злые. В качестве одного из наиболее известных примеров можно привести историю Исхода из Египта. После того, как Красное море расступилось и пропустило евреев, Б-г утопил в его водах всех египтян. Возникает вопрос: зачем Всевышний дал им дойти до самого моря? Он ведь мог убить их в своих домах, как, например, сделал это с их первенцами… В своем комментарии на стих: «Поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас» (Шмойс, 18: 11) Раши объясняет: «В воде они хотели погубить евреев [топя еврейских мальчиков], и сами погибли в воде». Добавим: по принципу мида кенегед мида.

Кстати, а почему Всевышний поразил именно первенцев? Неужели они были более грешны, чем другие египтяне? Ответ дает сама Тора. Когда Всевышний посылает Моше к фараону, Он велит сказать ему: «Так говорит Б-г: Израиль — Мой первенец!.. Отпусти сына моего, дабы Мне он служил. А если откажешься его отпустить, то вот: убиваю Я твоего сына, твоего первенца!» (Шмойс, 4: 22). Ясно и просто. Б-г говорит фараону: «Если ты причиняешь вред моему первенцу, Я наврежу твоему первенцу…» Мера за меру.

Мы найдем эту идею во многих местах в Торе. Все слышали о прокаженных, Тора говорит, что пока прокаженный не излечится, «отдельно должен он жить, вне стана жилище его» (Ваикро, 13: 46). Существует много видов «нечистоты» у людей, но ни за один из них Тора не высылает кого бы то ни было «за пределы стана», или из города. Почему же высылается прокаженный? Известно, что причиной, по которой человек заболевает проказой, является злословие. Мы помним это из истории Мирьям, которая обсуждала Моше, и была наказана за это проказой. Раши объясняет: «Так как он (прокаженный) своим злословием сеял раздор между мужем и женой, между человеком и его ближним, то пусть находится за станом». Вновь действует закон «мера за меру». Злоязычник способствовал тому, что люди, поссорившись со своими супругами или друзьями, становились одинокими, поэтому теперь тоже должен страдать от одиночества…

Закон мида кенегед мида действует не только тогда, когда нужно выбрать наказание за прегрешение. Гораздо чаще мы находим его проявления там, где человек получает награду за свои добрые дела. Любавичский Ребе часто цитирует слова мудрецов, приведенные в трактате «Сота» (11а): «Мера добра всегда больше меры зла».

Так, в сегодняшней недельной главе «Вайехи» Тора рассказывает о смерти нашего праотца Яакова и о том, как его сын Йосеф сам занимался всеми приготовлениями к похоронам и самим погребением, хотя он был правителем Египта. Мера, которой измерялось величие Йосефа, похоронившего отца, должна была в той же степени быть применена к нему самому, поэтому сказано: «И Моше взял кости Йосефа».

То есть, поскольку Йосеф, несмотря на свое высокое положение, сам занимался похоронами своего отца, он, по закону мида кенегед мида, удостоился чести быть погребенным самим Моше, выше которого нет никого в Израиле. Моше сам нес гроб Йосефа, хотя у него было достаточно слуг и помощников, способных выполнить эту работу за него. Ведь Моше был очень занятым человеком. И, вообще, не все ли равно, кто несет гроб? Главное, что его выносят из Египета. Тем не менее, Моше сам нес гроб — так Небеса отплатили Йосефу по принципу «мера за меру».

Моше тоже получил награду за свою праведность, как сказано «И погребен был Моше в долине Моава…» На иврите слово «и погребен» можно прочитать «и погреб его», и Раши объясняет, что «Святой, благословен Он, Сам похоронил Моше». Этой чести Моше-рабейну удостоился — мера за меру! — за то, что занимался погребением Йосефа.

Итак, мы видим, что награда за добрые дела, праведные поступки, исполнение заповедей еще в большей степени отражает принцип «мера за меру». Вот еще один пример этому из Торы. Мы уже вспоминали историю Мирьям, которая сплетничала о Моше и была поражена за это проказой: «И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней…» Тора добавляет удивительную вещь: «И народ не выступил в путь, пока Мирьям не вернулась в стан». Весь народ Израиля был задержан в дороге и не продолжал свой путь, ожидая очищения Мирьям от ритуальной нечистоты! Зачем? Можно ведь было оставить с ней десять человек, которые не очень заняты, и продолжить свой путь — ведь для продвижения нескольких миллионов человек потребуется намного больше времени, чем для небольшой группы. Раши говорит: «Эту честь Вездесущий оказал ей за то, что она задержалась ради Моше, когда он был опущен в реку». Мы все помним историю, когда Моше положили в короб и опустили в Нил. Тора говорит: «И стала сестра его поодаль, чтобы узнать, что с ним случится». Кто была эта сестра? Это была Мирьям, поэтому она заслужила мида кенегед мида, чтобы весь народ Израиля ждал ее семь дней…

Есть еще много других примеров, из которых становится совершенно ясно, что, согласно Торе, все имеет свою ценность — и наказание за грехи, и награда за исполнение заповедей. Но добро возвращается человеку сторицей. Поэтому стоит каждому из нас увеличить свое усердие по исполнению заповедей, умножать свои добрые дела, и особенно те вещи, в которых каждый из нас нуждается в срочном порядке. И тогда мы все удостоимся, с Б-жьей помощью, получить —мида кенегед мида — больше хорошего от Всевышнего.

Комментарии: Козленок как мера добра и зла
Нет добавленных комментариев