Однажды вечером я услышал, как один из моих сыновей рассказывает своей младшей сестре сказку перед сном. Я не представляю себе, откуда он взял эту историю, но она была настолько интересной, что я прислушался, чтобы не упустить ни одного слова. Вот что он рассказал:
— Устроили однажды соревнования между лягушками. Они должны были скакать по ступенькам вверх и добраться до вершины высокой башни. Много людей собралось, чтобы посмотреть на лягушиные бега и поддержать их участников. Однако на самом деле никто из зрителей не верил в то, что хотя бы одна из лягушек сможет добраться до вершины башни. Во время соревнований только и слышно было с разных сторон: «Ничего не выйдет! Ничего у них не получится! Они зря тратят время! Они такие маленькие! Башня такая высокая!» Слыша эти возгласы, лягушки начали понемногу изнемогать, останавливаться, отдыхать. И только одна из них продолжала изо всех сил прыгать по ступенькам все выше и выше, ни на минуту не останавливаясь. Зрители во весь голос выражали свои сомнения: «Ну, правда — жаль потраченного времени! Никто из них ни за что на свете не сможет взобраться туда! Зачем тратить силы зря? Ничего у тебя не получится!» — обращались они к упрямой лягушке. Все участницы соревнований сдались, и только одна она продолжала упорно подниматься, несмотря ни на что. В конце концов все сошли с дистанции, и только одна она, ценою невероятных усилий, достигла вершины и победила в соревнованиях. Все остальные лягушки были просто поражены ее победой и хотели узнать, как ей это удалось. Одна из участниц приблизилась к победительнице, чтобы спросить, что придало ей сил и помогло дойти до финиша. К своему большому удивлению она обнаружила, что героиня, победившая всех и ни на минуту не остановившаяся во время соревнований, была просто-напросто… глухой!
Тут я почувствовал необходимость вмешаться и спросил сына:
— Какой урок ты вынес из этого удивительного рассказа?
— Я думаю, — ответил он, — что не стоит слушать пессимистов. Они просто лишают нас надежды на успех и победу!
— А что ты поняла из всего этого? — спросил я у дочери.
— Я поняла, что у слов, которые мы слышим или читаем, есть очень большая сила влияния на нас, и поэтому стоит слушать только хорошие слова.
А сам я вынес из рассказанной сыном истории еще и то, что иногда небольшой недостаток может способствовать большому успеху…
Известно, что в Субботы, которые выпадают на праздник Ханука, мы всегда читаем главы Торы «Вайейшев» или «Микейц». Это указывает на определенную связь между историей жизни праведника Йосефа в Египте и войной, которую вели в свое время Хашмонаим против греков. Но прежде чем попытаться отыскать эту связь, я хотел бы вспомнить чудную майсу о том, как однажды евреи пожаловались ангелам: «Всевышний обещал, что мы будем непобедимым народом. И вот Он дал огромное количество оружия в руки других народов, а мы остались ни с чем! Как же мы сможем выжить?!» В ответ на эту жалобу один из ангелов сказал: «Когда Всевышний создавал животных, каждому из них он дал определенное оружие в борьбе за существование. Льву Он дал необыкновенную силу в лапах, тигру — сильные когти, орлу — большие крылья, поднимающие его ввысь, змее — яд. И только маленькой овечке ничего не досталось. И спросила овца: «А что Ты дашь мне?» И услышала в ответ: «Сила твоя в твоей слабости!» — «Как это понимать? — спросила овца. «Посмотри на этот кедр. Ты видишь, насколько он высок и могуч? А теперь посмотри на тростник, который растет на берегу озера. Какой он маленький и слабый! Но в час, когда бушует непогода, что происходит с ними? Дерево вырывает с корнем, а тростник гнется под напором ветра и остается целым и невредимым на своем месте! А это значит, что жизнестойкость не всегда зависит от величины и мощи!»
Подобное евреи пережили в своей истории: Египет, Вавилон, Персия, Рим — все они в свое время обладали огромной силой, но ослабели и, в конце концов, утратили величие, а то и просто исчезли. А «беспомощные» и «слабые» евреи, у которых не было ни боевых колесниц, ни слонов, ни даже мечей, выжили и выстояли!
…В нашей недельной главе «Микейц» рассказывается о том, что фараон видел сон, в котором «съели коровы, плохие на вид и тощие телом, семь коров, хороших на вид и тучных… И поглотили колосья тощие семь колосьев тучных и полных». Закон этого мира таков, что сильные побеждают слабых во многих областях жизни — в войнах, бизнесе, политике… Именно поэтому мудрецы фараона не могли понять, как худые коровы смогли проглотить толстых: им не дано было осознать, что слабые могут победить сильных. Когда в ханукальную Субботу мы читаем недельную главу «Микейц», повествующую о сне фараона, мы учимся понимать силу слабых.
В 168 году до новой эры огромная армия греческого царя Антиоха атаковала маленькую Иудею, и большинство было уверено, что малочисленное еврейское войско вскоре будет побеждено. Ведь на стороне врага было численное преимущество в живой силе и вооружении, и кроме того, он был намного более опытен в ведении войны. Но, несмотря на все это, евреи победили. В молитве, произносимой в Хануку, говорится: «[Всевышний] отдал сильных в руки слабых, многочисленных в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки тех, кто изучает Тору Твою». Хотя враги еврейского народа были сильнее, многочисленнее, победили малочисленные и слабые евреи, как пророчески повествует Тора: «Да предаст Г-сподь твоих врагов, восстающих против тебя, на поражение пред тобою. Одним путем выступят против тебя, но семью путями побегут от тебя» (Дворим, 28: 7). Когда меньшинство стремится к высокой и благородной цели, оно побеждает большинство. Если справедливость на стороне слабых, они побеждают сильных. Так говорит пророк Зхария в своих незабываемых речах, которые мы читаем в Ѓафторе в Субботу праздника Ханука: «Не могуществом и не силой, но духом моим, сказал Б-г Воинств».
Однако эта чудесная и с трудом постижимая победа вызывает много вопросов, ведь война, которую объявили Хашмонаим грекам, выглядела совсем не простым явлением. Против них, малочисленных и слабых, выступали многочисленные и сильные греки. Естественное соотношение сил было явно не в пользу Хашмонаим. В таком положении, имели ли они вообще право вступать в войну и подвергать смертельной опасности всех еврейских воинов?
На этот вопрос есть простой ответ: это было шаас шмад — время гонений. Греки хотели уничтожить иудаизм, искоренить Тору и ее заповеди в еврейском народе. В подобном положении перед каждым евреем неотвратимо встала необходимость умереть, но не поступиться исполнением ни одной из заповедей Торы, даже тех, которые в мирное время не требуют самопожертвования.
И все же это не полностью отвечает на поставленный вопрос. «Время гонений» означает, что если евреев заставляют отказаться хотя бы от одной заповеди, то он обязан пожертвовать собой, но ни за что на свете не отступиться. Однако даже такое положение не требует от евреев вступать в войну против господствующей власти, и особенно, если эта война выглядит заведомо проигранной, в соответствии с естественным ходом вещей.
Любавичский Ребе дает такой ответ: «Именно в этом и состояло величие Хашмонаим, самопожертвование которых не имело никаких границ». Известно, что человек готов жертвовать многим, но обычно его самоотверженность имеет определенную меру и границы. Есть ценности, за которые человек готов отдать свою жизнь, а есть и такие вещи, которыми он может поступиться, чтобы сохранить себе жизнь. Хашмонаим были полны безмерной самоотверженности и беспримерного самопожертвования. Они, не колеблясь, выбрали жизнь с Торой или смерть без Торы.
О величии этих еврейских героев говорится в молитве Ѓанейройс ѓалолу («Эти огни»), в которой подчеркивается, что чудесам, сотворенным Всевышним в те дни, мы обязаны «святым коѓенам». Рамбам так рассказывает об этом: «Победу одержали сыны Хашмоная, потомки первосвященников. Они разгромили греков и освободили землю Израиля от их власти».
Зачем надо было указывать, что чудеса были совершены для «коѓенов святых», потомков первосвященников? Потому что в этом и кроется ѓалохическая причина, позволившая Маккавеям вступить в войну, обреченную на поражение. Есть закон, определяющий вещи, за которые человеку запрещено жертвовать своей жизнью. Но если он великий человек и праведник, испытывающий трепет перед Небесами, если он видит, что его поколение уничтожается, только тогда ему разрешено освятить имя Всевышнего и пожертвовать собой даже ради исполнения легкой заповеди. Хашмонаим можно отнести именно к таким «великим людям и праведникам», самоотверженность которых была безмерна и превосходила даже границы, установленные самой Торой.
Именно потому, что они поднялись на высочайшую ступень самопожертвования, они заслужили те сверхъестественные чудеса, которые совершил для них Б-г. Начиная с самого чуда победы в войне, когда меньшинство победило большинство и слабые одолели сильных, и заканчивая чудом кувшинчика с маслом. Этот кувшинчик с ритуально чистым маслом, запечатанный печатью первосвященника, символизирует полное принятие на себя ярма Небес до абсолютного самопожертвования. Хашмонаим поднялись на эту высочайшую ступень духовного развития, и поэтому им была дана сила победить греков и принести еврейскому народу избавление и спасение.
И мы с вами, дорогой читатель, сможем выстоять и победить во всех испытаниях, больших и малых, которые уготовила нам жизнь. Надо только помнить, что во всех нас сокрыты огромные духовные силы, надо верить в себя и не позволять пессимистам, которые иногда нас окружают, мешать нам жить. Укрепимся в вере во Всевышнего, обратимся к Нему с молитвой о помощи, и нам всегда будет сопутствовать успех!