Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Нужно ценить то, что имеешь…

Четверг, 10. Декабрь, 2009 - 8:11

Как обычно днем после субботней трапезы, я шел со своими детьми в синагогу для того, чтобы прочитать молитвы Минха и Маарив, а в перерыве между ними поучить Тору. Я очень люблю эти субботние прогулки пешком из дома в синагогу и обратно. Они дают мне возможность узнать, обдумать и пережить многое из того, что происходит c моими детьми. Это чуть ли не единственное время, когда я просто иду и слушаю — только иду и слушаю, о чем говорят мои дети. Они разговаривают между собой, иногда обращаясь ко мне, рассказывают о том, что произошло с ними на прошедшей неделе, делятся своими чувствами и переживаниями. Я слушаю их споры о мире, о том, что они учили на занятиях, о проблемах, которые их волнуют. Я познаю их детский взгляд на жизнь.

Несомненно, я многому учусь в эти часы, и иногда это очень важные вещи. Не всегда мне удается даже сказать им что-то особенное по дороге. Я просто беру их за руки, медленно иду и слушаю, иду и учусь. И поверьте мне, нам есть чему поучиться у наших детей! Они очень впечатлительны и у них особое, искреннее и наивное, восприятие действительности.

Так и в эту Субботу мы шли вместе по дороге в синагогу и издали заметили слепого старика, который с трудом передвигался, опираясь на мальчика-поводыря. Дети обратили на него внимание и начали говорить о нем. «Как ему, должно быть, тяжело жить!» — сказал старший сын. «Конечно, он не может наслаждаться жизнью!» — ответил его брат. «Он, наверное, никогда не смеется…» — с грустью произнесла моя маленькая дочь. Дети примолкли, так как мы уже почти приблизились к слепому и мальчику, который вел его под руку.

В это время я заметил, что это тот самый старый еврей, который иногда приходит к нам в синагогу. Я остановился, вместе со мной остановились и дети. «А гут Шабос!» — обратился я к старику. Он живо отреагировал на приветствие: «Кто это? Ребе, это вы?» — «Да, — ответил я. — Как поживаете? Мы с вами давненько не виделись!» — «У меня все отлично, ребе! Я чувствую себя хорошо, кушаю хорошо, гуляю… Вот мой дорогой внук, который ходит со мной везде… Знаете, ребе, — продолжал он, — я каждую неделю читаю газету «Шомрей Шабос», которую издает наша еврейская община. Замечательная газета, много интересных статей. Передайте от меня огромное спасибо главному редактору! Конечно, — поправился он, — сам я читать не могу, но моя жена каждую неделю читает мне газету — от первой страницы до последней… Словом, у меня все чудесно!» Я пожелал ему здоровья, и мы простились со словами: «Хорошей Субботы!»

Мы продолжили свой путь в полной тишине — дети шли молча, не проронив ни слова, думая о чем-то. Так мы прошли целый квартал, и когда уже подошли к синагоге, старший сын спросил: «Папа, разве так может быть? Он сказал, что у него все хорошо! Неужели это возможно, ведь он ничего не видит?!» Оставалось довольно много времени до молитвы Минха, и я решил рассказать детям историю, которую прочитал в детстве.

Это был один из хасидских рассказов, вкус которых напоминает старое доброе вино. В нем говорится о том, как однажды ученики попросили Баал-Шем-Това показать им еврея-праведника. В ту же Субботу вечером, после молитвы он велел своим ученикам идти вместе с ним. Они последовали за человеком в истрепанной одежде и поношенной обуви, но с радостным выражением лица, и подошли к маленькому и убогому домику.

«Хорошей тебе субботы, моя замечательная женушка, моя голубушка!» — воскликнул бедняк, входя в дом. Спутники Баал-Шем-Това услышали ответ его жены: «И тебе хорошей субботы, мой дорогой!» Заглянув в окно, они увидели стол, на котором лежала сверкающая белизной салфетка. «Дорогая, принеси, пожалуйста, вино для Кидуша!» — обратился еврей к жене. Она торжественно приподняла салфетку и показала мужу две засохшие буханочки хлеба. За неимением вина, еврей совершил Кидуш (освящение Субботы) над хлебом и снова обратился к жене: «Дорогая, подавай, пожалуйста, на стол рыбу!» Женщина бросилась на кухоньку и тут же вернулась оттуда с миской фасоли. Она положила немного фасоли мужу, а потом и на свою тарелку. Бедняк с женой поели фасоль и начали петь субботние песни с просветленными лицами, озаренными светом субботних свечей. «Соблаговоли, моя голубушка, подать твой замечательный куриный бульон с гренками!» — попросил муж. Жена положила ему и себе еще немного фасоли. Поев, они снова запели. Их трогательное пение наполнило убогое жилище, комната засияла, засверкали стекла окон, через которые мелодии достигли ушей Баал-Шем-Това и его учеников. Они наблюдали все происходящее, стоя снаружи и не шевелясь. «Дорогой, может, ты хочешь еще курицы?» — спросила жена и, не дожидаясь ответа, положила еще немного фасоли ему в тарелку, а потом и себе тоже. «Ничто не может так поддержать мою уставшую душу, как твое субботнее угощение, моя любимая женушка! — произнес еврей, просияв, — Вот истинное уважение к Субботе!» Завершив трапезу, супруги смотрели друг на друга глазами, полными любви, нежности, радости и умиротворенности. Затем они встали и дали волю переполнявшим их чувствам в песне, которая через несколько минут перешла в захватывающий танец: «Счастливы мы! Как хороша наша доля, как отрадна судьба наша…»

Увидев все это, ученики Баал-Шем-Това прослезились и сказали: «Спасибо вам, рабби! Вы показали нам бедных людей, которые довольствуются малым и радуются своей доле. Эти люди — воистину праведники! Их молитвы и песни наполняют мир и поднимаются к самым Небесам».

Окончив рассказ, я обратился к детям с вопросом: «Как вы думаете, для чего эта пара бедняков делала вид, что у нее все хорошо? Ведь они прекрасно осознавали, что у них нет ни вина для Кидуша, ни рыбы, ни курицы, ни бульона, нет даже свежих хал?! Они могли просто поесть фасоль, пожаловаться друг другу на свою судьбу, помечтать о лучших временах! Почему они разыгрывали это представление, будто у них все прекрасно? Нам с вами даже трудно себе представить такую жизнь, когда ничего нет, и иногда, не дай Б-г, в доме нет даже куска хлеба. Для чего же была вся эта игра, этот спектакль?..

Мы с вами, — продолжал объяснять я детям, — сталкиваемся с совершенно другими проблемами: одиночество, трудности общения с окружающими, напряжение и чрезмерные нагрузки в учебе или на работе. У пожилых людей добавляются и иные трудности: скажем, возрастные болезни сваливаются на них неожиданно, без предупреждения, как это произошло у слепого старика, которого мы встретили на улице. Как же найти в себе силы противостоять трудностям жизни? Где эта точка опоры, помогающая нам выстоять и не пасть духом? Чем нам поможет в жизни история о бедняках и встреча со слепым стариком? — спросил я у детей и продолжал: — Может, стоит, мои дорогие дети, и нам с вами пойти в Субботу вечером вместе с Баал-Шем-Товом и его учениками и понаблюдать за той чудесной семейной парой? Нет слов, конечно, этим беднякам было очень тяжело, но они нашли в себе силы все превозмочь и продолжать свой путь. Они сознавали, что даже среди той тьмы, которая царит в их жизни и которую они не хотели замечать, есть и много света: они, слава Б-гу, здоровы, они любят и уважают друг друга, у них есть крыша над головой и хоть какая-то еда, чтобы не ложиться спать голодными в Субботу. С этой верой и убежденностью в то, что дальше их ждет все только самое лучшее, они ели, пели, наслаждались субботним покоем и даже танцевали.

И так каждый из нас в своем положении, в обстоятельствах своей жизни, может найти много радостного и положительного. Так давайте видеть только то хорошее, что есть у нас. Дайте атмосфере совместной субботней трапезы сделать свое дело. Даже если вам придется начать с небольшого «представления», закончится все обязательно приятными чувствами и теплом, которые воспаряют к Небесам, а оттуда все возможности выглядят намного более реальными».

…В нашей сегодняшней недельной главе «Вайейшев» рассказывается о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в египетское рабство. Мы узнаем о том, что с ним произошло, как он страдал, и о событиях, которые, в конце концов, привели к тому, что фараон поставил Йосефа главным над всем Египтом. Вглядываясь в судьбу Йосефа, мы с удивлением понимаем, что на самом деле перед нами рассказ об изгнании еврейского народа.

Йосеф — семнадцатилетний юноша, любимый сын Яакова, вдруг лишился своего дома, семьи и страны и был продан в рабство в другое государство. Молодой человек очутился один на один с суровой и разочаровывающей действительностью, и, что самое страшное, эти несчастья он совершенно не заслужил. Другой человек на его месте превратился бы в отчаявшегося, подавленного, равнодушного ко всему происходящему, но Йосеф понял, что он должен уметь противостоять этой действительности. Будучи рабом Потифара, он настолько хорошо исполняет свою работу, что все, чего он касается, приносит его хозяину успех. Таков еврей: в любом положении при любых обстоятельствах он старается исполнять свои обязанности наилучшим образом.

И чем же отплатил хозяин Йосефу за преданную работу? Посадил его в тюрьму! За что? За то, что Йосеф отказался предать своего хозяина, как сказано: «Вот мой господин не ведает при мне ничего, что в доме, и все, что есть у него, он передал мне в руки. И как же содею такое великое зло?..» (Брейшис, 39: 8–9). Йосеф вновь видит, что его смелость, честность и праведность не приносят ему добра. Наоборот — именно они являются причиной, по которой он попадает в тюрьму! Но это не приводит его к полному разочарованию, не изменяет его жизненных ценностей и подхода к действительности. Даже находясь в тюрьме, Йосеф исполняет свою работу с верой и вновь возникает положение, при котором «всему, что он делает, Б-г дает успех». (Брейшис, 39: 3). Таков еврей: даже неблагодарность, незаслуженное зло и безнравственное поведение окружающих не могут изменить его веры и самоотверженности в исполнении своей посланнической миссии.

И вот Йосеф видит в тюрьме чем-то обеспокоенных и встревоженных двух министров фараона. У него есть все основания радоваться их положению, так как один из них ни за что посадил его в тюрьму (по некоторым мнениям, Потифар был одним из двух опальных придворных фараона). Тем не менее, Йосеф и не помышляет о мести, ему чуждо злорадство. Когда он видит людей в столь плачевном состоянии, он подходит к ним и предлагает им свою помощь. Ему удается поддержать их и растолковать им их сны.

Пользуясь случаем, Йосеф позволяет себе обратиться с маленькой просьбой к одному из министров: «Если вспомнишь меня… упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома» (Брейшис, 40: 14). Он не просит денег или каких-либо привилегий за толкование сна. Веря в справедливость и честность, Йосеф просит только рассказать его историю фараону, и то только после того, как министр убедится в истинности толкования сна. А что делает министр? «И не вспомнил старший над виночерпиями Йосефа, и забыл он его» (Брейшис, 40: 23).

Йосеф убеждается, что мир полон лжи и нет в нем ни капельки справедливости и честности. Когда он становится помощником фараона и в его руках сосредотачивается неограниченная власть, вместе с ней появляется и возможность отомстить всем, кто причинял ему зло. Но Йосеф не тот, кто будет так поступать. Он продолжает быть таким же, как и прежде. Он вкладывает все свои силы и таланты в руководство государством и спасение египтян (и всего мира) во время семи лет голода.

Сколько и как бы Йосеф ни страдал, он всегда видел хорошее в жизни и людях, влиял положительно на окружающих и никогда не таил зла. И главное — он всегда был доволен тем, что у него было, и старался использовать свой положительный потенциал до конца. Даже в египетской тюрьме, в этой кромешной тьме, он не мог понять, почему министры разочарованы в жизни и не довольны…

Нам следует учиться у праведника Йосефа, у слепого старого одессита и у замечательной семейной пары из рассказа про учеников Баал-Шем-Това тому, что счастье находится в наших руках. Нам просто надо видеть и ценить все хорошее, что мы имеем, и использовать все наши силы, чтобы чувствовать это добро и с его помощью влиять на мир. Об этом сказано: «Богат тот, кто радуется тому, что у него есть». И в этом, в сущности, и заключена вся история еврейского народа — моя и ваша, дорогой читатель, история.

Комментарии: Нужно ценить то, что имеешь…
Нет добавленных комментариев